Цель: урегулировать двигательную активность детей старшей группы разной подвижности.
Задачи:
) разработать двигательные задания и педагогические приемы для урегулирования двигательной активности детей разной подвижности;
) реализовать и апробировать их воздействие на развитие двигательной активности детей старшей группы.
Двигательная активность - одно из необходимых условий здоровья и развития ребенка. Увеличение двигательной активности благотворно сказывается на функциональном состоянии всех систем организма, в том числе головного мозга. Считается, что к началу школьного обучения у ребенка должна сформироваться соответствующая возрасту, индивидуальным потребностям организма и типу нервной системы потребность в движении и даже определенный стиль деятельности, проявляющийся в объеме, продолжительности, интенсивности и содержания двигательной активности [20].
В развитии двигательной активности нуждаются мало - и гиперподвижные дети.
Данные диагностики и прогноза ближайшей зоны двигательного умения каждого из детей указывают направления работы на развитие двигательной активности.
|
|
Согласно базисной программы «Пралеска» [11] при формировании двигательной активности детей должны решаться следующие задачи:
- воспитывать устойчивый интерес к организации по собственной инициативе подвижных игр и простейших соревнований со сверстниками, потребность в двигательной деятельности;
- создавать условия для развития психомоторных способностей, творчества, инициативы в самостоятельной двигательной деятельности;
- развивать культуру движений, обогащать двигательный опыт;
- обогащать активный словарь детей названиями видов и способов движений, спортивных упражнений, игр;
- развивать умение правильно показывать то или иное движение по просьбе взрослого;
- формировать оптимальную двигательную активность, стремление соблюдать двигательный режим.
Установление уровней сформированности двигательной активности и составление на их основе психолого-педагогических характеристик на детей дало возможность проводить дифференцированную работу с подгруппами детей с учетом этих уровней и внутри каждой из них использовать индивидуальный подход. Задачи дифференцированного руководства двигательной активности заключались в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до уровня средней, воспитания у них интереса к подвижным играм и спортивным упражнениям, умения использовать полученные ранее на занятиях двигательные навыки в своей самостоятельной деятельности. У детей с высокой подвижностью - в развитии умения контролировать свои виды деятельности и воспитания выдержки, интереса к играм и упражнениям, требующих точного выполнения.
|
|
Педагогические приемы и методы руководства двигательной активности строились на постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную подвижную деятельность. У детей высокой подвижности они направлялись на постепенное переключение их активности на более спокойные виды деятельности.
В самом начале экспериментальной работы наиболее рациональными игровыми приемами и методами, используемыми воспитателем, были своевременное оказание помощи каждому ребенку в выборе пособий, места для игры, а также использование различных стимулирующих действий; показ упражнений самим воспитателем или ребенком. На протяжении всей работы индивидуальному руководству двигательной активности детей со стороны воспитателя отводилось значительное время. Ежедневно на прогулке воспитатель отрабатывал с детьми неусвоенные на физкультурных занятиях движения и упражнения.
В результате анализа литературы и собственных наблюдений за двигательной активностью детей, были выделены две основные группы педагогических приемов:
) одинаковые - общие приемы руководства двигательной активности детей с высокой и низкой подвижностью, действующие, однако, по-разному на их активность;
) отличительные друг от друга приемы, применяемые в зависимости от уровня подвижности детей.
Общим приемом в руководстве двигательной активности являлось привлечение детей к помощи взрослым при подготовке пособий и оборудования для самостоятельной деятельности, развитие интереса к трудовой деятельности; выполнение поручений, которые вызывали у малоподвижных детей активные действия (подмести веранду), а у детей с высокой подвижностью - точных, небыстрых движений (собрать разноцветные кубики в разные ящики, расставить кегли на определенном расстоянии).
Важным приемом в руководстве двигательной активности являлось внесение в самостоятельную игру детей сюжетов, требующих активных локомоций, что способствовало увеличению двигательной активности малоподвижных детей и вносило цель, определенную осознанную направленность в бесцельную беготню детей с высокой подвижностью. Сюжетной направленности игр, как показали наблюдения, способствовало использование различных физкультурных пособий, которые наталкивали детей на целенаправленные действия (подъем «по трапу на пароход» - ходьба по наклонной доске; «спасение утопающих матросами» - дети спрыгивают с гимнастической скамейки прямо в обручи и т.д.). Косвенное влияние на ход самостоятельной игры оказывали разные физкультурные пособия, которые заставляли детей выполнять разнообразные движения (например, я предлагала: «Ира, поезжай в магазин за продуктами на велосипеде, так будет быстрее»).
К общей группе приемов относилось объединение детей разной подвижности в совместные игры.
Например, Паша М. (6 лет 2 мес.), как указывалось, чрезмерно подвижный мальчик, всегда увлечен бегом настолько, что не замечает никаких препятствий на своем пути, наталкивается на различные постройки, часто ломает их, отталкивает детей.
Лена Л. (5 лет 6 мес.) - малоподвижная девочка, предпочитает игры с песком, с мелкими предметами, длительное время сидеть или стоять, наблюдая за играми своих сверстников.
Мы выяснили, что у обоих детей не получается одно и то же движение - прокатывание обруча по узкому коридору, бросание мяча в корзину. Мы стали нацеливать детей на эти виды упражнений, объединив этих детей и подключив к ним еще одну девочку Лера Д., которая являлась образцом при выполнении данных упражнений. Паша и Лена долго упражнялись вместе, у них возникла потребность к общению, совместному использованию и других упражнений: Паша обучал кататься на велосипеде Лену, а она учила его прыгать через скакалку. В конце эксперимента были отмечены яркие качественные изменения в двигательной активности этих детей. Двигательное поведение Паши стало более спокойным, целенаправленным, появилось стремление к точному выполнению упражнений. Лена, стала значительно подвижней, полюбила игры с мячом и другие спортивные упражнения.
|
|
Таблица 1. Календарный план работы с детьми с разными уровнями двигательной активности
Дата проведения | Время проведения | Содержание работы | Цель |
28.02.11 г. | 1 половина дня | П/игра «Море волнуется…» П/игра «Бабочки и стрекозы» | Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Развитие быстроты движения, концентрации внимания. |
01.03.11 г. | 2 половина дня | П/игра «Бабачки и стрекозы» Упр-е с правилами «Костер» | Развитие быстроты, концентрация внимания. Формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. |
02.03.11 г. | 1 половина дня | Игра упр-е «Веселая зарядка» Упр-е с правилами «Костер» | Развитие внимания и двигательного контроля. Формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. |
03.03.11 г. | 2 половина дня | Игра упр-е «Веселая зарядка» Упр-е «Поймай обруч» | Развитие внимания и двигательного контроля. Развитие быстроты движений |
04.03.11 г. | 1 половина дня | П/игра «Конь-огонь» Упр-е «Поймай обруч» | Развитие быстроты реакции. Развитие быстроты движений |
07.03.11 г. | 2 половина дня | Упр-е «Колпак мой треугольный» П/игра «Конь-огонь» | Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Развитие быстроты реакции. |
10.03.11 г. | 1 половина дня | Упр-е «Дракон» Упр-е «Колпак мой треугольный» | Развитие двигательного коньроля и навыков взаимодействия со сверстниками. Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. |
11.03.11 г. | 2 половина дня | Упр-е «Цап!» пальчиковая угротерапия Упр-е «Дракон» | Преодоление расторможенности и тренировка усидчивости. Развитие двигательного коньроля и навыков взаимодействия со сверстниками. |
14.03.11 г. | 1 половина дня | П/игра «У кого больше» Упр-е «Цап!» пальчиковая угротерапия | Развитие внимания и быстроты движений. Преодоление расторможенности и тренировка усидчивости. |
15.03.11 г. | 2 половина дня | Индивидуальная работа с Вовой Ш. и Пашей М. Игра «Пуговицы» | Развитие усидчивости, произвольного внимания. |
16.03.11 г. | 1 половина дня | П/игры с элементами соревнования «Добеги и прыгни», «Кто быстрее к шнуру», «Кто быстрее намотает шнур» | Развитие быстроты движений. |
17.03.11 г. | 2 половина дня | Упр-е «Руки-ноги» Упр-е «Черепаха» | Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Развитие двигательного контроля. |
18.03.11 г. | 1 половина дня | Упр-е «Пчелка» Упр-е «Черепаха» | Развитие двигательного контроля и элиминация импульсивности. Развитие двигательного контроля. |
21.03.11 г. | 2 половина дня | Упр-е «Пчелка» П/игра «Кто быстрее» | Развитие двигательного контроля и элиминация импульсивности. Развитие быстроты реакции. |
22.03.11 г. | 1 половина дня | П/игра «Кто быстрее» Релакс. упр. «Огонь и лед» | Развитие быстроты реакции. Развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. |
23.03.11 г. | 2 половина дня | Релакс. упр. «Пляж» Упр-е с правилами «Шалуны» | Развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. Развитие произвольной регуляции. |
24.03.11 г. | 1 половина дня | Упр-е с правилами «Шалуны» Упр-е «Компас» | Развитие произвольной регуляции. Элиминация импульсивности, развитие навыков взаимодействия со сверстниками. |
25.03.11 г. | 2 половина дня | Индивидуальная работа с Леной Л., Сашей Т. и Настей Б. Игры-упражнения «Кто дальше бросит», «Поймай обруч» | Развитие быстроты движений и четкости их выполнения. |
28.03.11 г. | 1 половина дня | Упр-е «Золотая рыбка» Упр-е «Чайничек с крышечкой» | Развитие навыков взаимодействия и двигательного контроля. Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. |
29.03.11 г. | 2 половина дня | Упр-е «Золотая рыбка» Упр-е «Головомяч» | Развитие навыков взаимодействия и двигательного контроля. Развитие навыков сотрудничества и двигательного контроля. |
30.03.11 г. | 1 половина дня | Упр-е «Парад» Упр-е «Головомяч» | Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Развитие навыков сотрудничества и двигательного контроля. |
31.03.11 г. | 2 половина дня | Упр-е «Парад» Упр-е «Сиамские близнецы» | Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками. |
01.04.11 г. | 1 половина дня | Упр-е «Сиамские близнецы» Упр-е «Сороконожка» | Развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками. Развитие навыков взаимодействия со сверстниками. |
04.04.11 г. | 2 половина дня | Упр-е «Черепаха» Упр-е «Руки-ноги» | Развитие двигательного контроля. Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. |
05.04.11 г. | 1 половина дня | Игры эстафеты Комплекс упражнений №1 | Развитие быстроты и ловкости. |
06.04.11 г. | 2 половина дня | Упр-е «Игровая гимнастика» Игра «Запретное движение» | Развитие внутреннего торможения. |
07.04.11 г. | 1 половина дня | Упр-е «Распускающийся бутон» Упр-е «Аист» | Развитие навыков совместной деятельности и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Преодоление расторможенности и тренировка усидчивости. |
08.04.11 г. | 2 половина дня | Индивидуальная работа с Вовой Ш. и Пашей М. Упр-е «Разговор с руками» | Научить детей контролировать свои действия. |
11.04.11 г. | 1 половина дня | Упр-е «Слушай хлопки» Игра «Кричалки-шепталки-молчалки» | Тренировка внимания и контроль двигательной активности. Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности. |
12.04.11 г. | 2 половина дня | Упр-е «Сломанная кукла» Упр-е «Кораблик» | Развитие мышечной саморегуляции. Развитие умения регулировать мышечный тонус. |
13.04.11 г. | 1 половина дня | Упр-е с правилами «Шалуны» Упр-е «Дракон» | Развитие произвольной регуляции. Развитие двигательного коньроля и навыков взаимодействия со сверстниками. |
14.04.11 г. | 2 половина дня | Упр-е «Буратино» П/игра «Удочка» П/игра «Задержи мяч» | Преодаление расторможенности. Развитие выносливости и координации движений. Развитие быстроты и ловкости. |
15.04.11 г. | 1 половина дня | П/игра «Задержи мяч» П/игра «Кто скорее с мячом» П/игра «Проведи мяч» | Развитие быстроты и ловкости. |
18.04.11 г. | 2 половина дня | Упр-е «Скалолазы» Упр-е «Морские волны» | Концентрация внимания, контроль импульсивных движений Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения. |
19.04.11 г. | 1 половина дня | Упр-е «Морские волны» П/игра «Найди свой кубик» Игра «Ниточка с иголочкой» | Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения. Развитие внимания Развитие двигательного коньроля, ловкости и навыков взаимодействия со сверстниками. |
20.04.11 г. | 2 половина дня | Индивидуальная работа с Леной Л., Сашей Т. и Настей Б. Игры-упражнения «Не урони кольцо», «У кого больше», «Догони обруч» | Развитие быстроты движений, ловкости и четкости их выполнения. |
21.04.11 г. | 1 половина дня | Упр-е «Быстро по местам» И/игра «Круговорот» | Тренировка внимания и контроль двигательной активности. Развитие двигательного контроля и элиминация импульсивности. |
22.04.11 г. | 2 половина дня | Игры эстафеты Комплекс упражнений №2 | Развитие быстроты, ловкости и командных способностей. |
25.04.11 г. | 1 половина дня | П/игра «Ловим комаров» П/игра «Море волнуется…» | Снятие мышечного напряжения с кисти рук, дать детям подвигаться в свободном ритме и темпе. Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. |
26.04.11 г. | 2 половина дня | Упр-е «Считалочки-бормоталочки» Игра со сменой темпа движений «Цветочный волчок» | Развитие концентрации внимания. Развитие внимания и быстроты реакции. |
27.04.11 г. | 1 половина дня | П/игры с элементами соревнования «Добеги и прыгни», «Кто скорее дойдет до середины», «Береги мешочек» | Развитие быстроты движений. |
28.04.11 г. | 2 половина дня | Индивидуальная работа с Вовой Ш. и Пашей М. Упр-е «Говори!» Игра «Ералаш» | Развитие умения контролировать импульсивные действия. Развитие устойчивости, концентрации и объема внимания, успокоение возбудимости. |
29.04.11 г. | 1 половина дня | Упр-е «Пчелка» Игра «Кричалки-шепталки-молчалки» | Развитие двигательного контроля и элиминация импульсивности. Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности. |
|
|
Детям с высокой двигательной активностью предлагались двигательные задания с четко выделенной задачей, с повышенным постепенным усложнением в трудности выполнения движений на внимание, координацию, ловкость, требующие точности выполнения («Руки-ноги», «Пуговицы», «Наиди свой домик» и др.).
Детям с низкой двигательной активностью давались разнообразные двигательные задания на одно и то же двигательное качество, не требующие точности выполнения. Это игры-упражнения на быстроту реакции, на скорость и быстрое переключение с одного вида деятельности на другой («Береги мешочек», «Кто быстрее к шнуру?», «Поймай обруч» и др.). Малоподвижным детям предлагались игры-эстафеты, игры соревновательного характера. Предварительно проводилась индивидуальная работа по развитию движений, особое внимание обращалось на те движения, которые с трудом удавались им (бег на скорость, прыжки в длину и др.). При выполнении упражнений мы всегда поощряли этих, детей, давая возможность поверить в свои силы. Все перечисленные педагогические приемы индивидуального подхода к детям строились на основе учета интереса ребенка к играм и разным видам деятельности, к различным физкультурным пособиям.
Приведем пример: Паша М. предпочитал игры с бегом, держа пистолет или автомат. Эти игры проходили однообразно: Паша бегал по всей площадке, затем сидел на гимнастической стенке, стреляя из пистолета, затем спрыгивал и опять бегал… Мы постепенно привлекали мальчика к использованию разных движений, добиваясь точного выполнения, учитывая интерес к военной тематике, мы объяснили Паше, что солдаты должны уметь делать разные упражнения и предлагали ему выполнить их. Это лазание доверха по гимнастической стенке, бросание мяча в баскетбольное кольцо, ходьба по буму и др. Обогатив сюжет разными видами движений и использованием оборудования и физкультурных пособий, мы добились того, что у Паши М. к концу эксперимента появился устойчивый интерес к самостоятельным разнообразным двигательным действиям, спортивным упражнениям.
На прогулке наиболее, ярко проявлялись реальные возможности каждого ребенка (организованность, активность, самостоятельность). Дети со средним и высоким уровнем двигательной активности быстрее усваивали физические упражнения и двигательные задания, которые предлагались им, чем малоподвижные. У малоподвижных детей создавалось напряженнее состояние, неуверенность в своих силах, что отрицательно влияло на усвоение упражнений. Поэтому с малоподвижными детьми чаще повторяли одно и то же упражнение, создавая всегда спокойную, привычную обстановку. Эти дети быстрее усваивали физические упражнения на основе подражания, тоесть с помощью метода показа (воспитателем или ребенком).
Для детей со средним и высоким уровнями двигательной активности наиболее важным являлось разъяснение и убеждение с использованием слова.