Дети – труженики тыла

Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Жизнь детей и подростков в годы войны не назовёшь лёгкой. От голода и болезней умерли многие тысячи ребят, те кто выжил помогали армии в тылу, обеспечивая её продовольствием, снаряжением и боеприпасами.

Юные герои большой войны сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Они воевали повсюду: в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу. И ни на миг не дрогнули их юные сердца.

Многие заводы были эвакуированы, и в заводских цехах работало много подростков. Ребята делали снаряды, различные детали к военной технике. Часто таким работникам делали специальные подставки из дерева, потому что они ещё не доросли до высоты станков.

Труд был тяжелый и изнурительный. Работать приходилось сутками. Занимались сборкой металлических магазинов по 40 кг весом для снарядов зенитных установок.

.... Иногда юные работники жили впроголодь, теряли сознание. Их отливали водой, отправляли спать на 2-3 часа, потом будили и полусонных вели к станку.

В колхозах дети с 9 лет уже работали на полевых работах, пахали землю, рубили и возили дрова, молотили рожь, ячмень, овёс, сажали и копали картошку.

Школьники собирали вместе с взрослыми посылки на фронт для бойцов Советской армии.

.... Девочки работали в госпиталях санитарками, помогали писать письма раненым в госпитале. В школах организовывали концертные бригады для выступлений в госпиталях.

Эти ребята и девчонки тоже были солдатами, солдатами трудового фронта. Все свои силы они отдавали труду, помогали взрослым ковать будущую Победу. Вера в то, что наша Родина будет свободной, помогала ребятам в недетском труде.

Педагог:

Сегодня мы должны учиться у них беззаветной преданности и люби к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.

Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!

Встречайте трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!

Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
Заклинаю, - помните!

Звучит песня «Песня о пионерах героях», видеофильм.

Никогда не забудем мы тех, кто не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущего поколения.

Прошу всех встать. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Минута молчания. Метроном

 

                                             Заключение

Патриотизм берет свои корни из вековых традиций своего Отечества и передается из поколения в поколение. Война давно закончилась, но её кровавые следы остаются в памяти народной на протяжении многих десятилетий.

Человечество живёт исторической памятью. Не зря на мемориальных плитах и памятниках высечены слова: «Никто не забыт, ничто не забыто!». Одним из самых ужасных грехов человека считается неблагодарность, а те, кто не сохраняет память об ушедших поколениях, рискуют быть забытыми своими потомками.

Эти девчонки и мальчишки не играли в войну: они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за награды - просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить - значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего

Таким образом, в результате проведенного классного часа можно сделать следующие выводы:

· дети в годы Великой Отечественной войны перенесли тяжелейшие страдания. Страдали они не меньше взрослых;

 

· дети, подростки вместе с взрослыми боролись с захватчиками, защищали свою Родину. Они внесли свой весомый вклад в победу над фашизмом, проявили героизм и мужество;

 

Список литературы

1. Архивные материалы Государственного архива Брянской области

2. В. Афонин «Эстафета детей войны детям мира», Брянск, 2005 г.

3. В. Афонин «Брянский набат», Брянск 2009г.

4. Т.К. Дандыкин «Во имя павших и живых», Брянск 2000г.

5. С. Голубков «В фашистском лагере смерти»,1958г.

6. «Каземеты смерти», Москва 1996г.

7. Д. Емлютин «Шестьсот дней и ночей в тылу врага», Москва 1971г.

8. В. Литвинов «Коричневое ожерелье», Киев 1996г.

9. «Ни давности, ни забвения…» По материалам Нюрбергского процесса, Москва,1985г.

10. М.С. Алексеев «Злодеяния и возмездие: Преступление против человечества», Москва, 1986г.

 

 















Приложение

Вопросы-тесты.

Начало формы

1.

В какой день отмечается праздник «День Победы»?

3 апреля

9 мая

10 августа

9 июня

2.

Что является символом победы?

Георгиевский берет

Орел

Победный шарф

Георгиевская лента

3.

Даты Великой Отечественной войны

1941 - 1945

1940 - 1944

1939 - 1945

1938 - 1946

4.

Даты Второй Мировой войны

1941 - 1945

1940 - 1944

1939 - 1945

1938 - 1946

5.

Как назывался план вторжения Германии в СССР?

Барбаросса

Ост

Ольденбург

6.

Как называлась организация, в которой была Зина Портнова?

Малые освободители

Юные мстители

Пионеры-освободители

7.

Какое было неофициальное название Германского государства?

Третий рейх

Актанта

Эллада

8.

В чем заключается план «Ост»?

Вторжение Германии в СССР

План закрепления господства Третьего рейха

План освобождения военнопленных

9.

Как называлась боевая операция Красной армии по овладению зданием германского парламента?

Штурм Рейхстага

Ост

Штурм Барбаросса

10.

Сколько государств участвовало во Второй Мировой войне?

44

3

62

20

Конец формы

 

 

Приложение

В память о погибших детях

Саласпилс – пожалуй, самый жуткий из фашистских концлагерей. За три года его существования здесь убили и замучили до смерти тысячи детей. Это было не просто лагерь смерти – это был банк крови. Её выкачивали из маленьких узников, пополняя запасы немецких госпиталей. Изможденные и заморенные голодом малыши, некоторым из которых не было еще и пяти лет, цинично рассматривались как живые контейнеры, полные крови, либо как объекты медицинских экспериментов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: