1.Социальная структура общества - социальные общности и социальные группы
Социальные общности — это реально существующие зафиксированные объединения людей, для которых характерна относительная целостность и которые выступают самостоятельными субъектами исторического и социального действия.
Виды социальных общностей:
-классовые общности и слои;
-исторические формы общности;
-социально-демографические общности;
-этнические и территориальные общности;
Социальные группы — это устойчивые группы людей, которые имеют только им присущие признаки, такие как социальное положение, интересы, ценностные ориентации.
Виды социальных групп: а) по численности — малая (семья, бригада, компания друзей) и большая (нация, раса).
Большие социальные группы отождествляются с понятием общности или даже общества.
б) по характеру взаимодействия: первичная и вторичная.
Первичная социальная группа — это небольшая группа, члены которой хорошо знают друг друга (друзья, соседи). Социальное взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку.
Вторичная социальная группа — это группа, члены которой объединяются для реализации определённых социальных целей (творческие союзы, политические партии). Могут состоять из одной или нескольких первичных социальных групп.
в) по факту существования социальные группы подразделяются на номинальные и реальные.
Номинальная группа — группа, выделенная с целью статистического учёта индивидов (пассажиры самолёта, любители классической музыки).
Реальная группа — группа, выделенная до каким-либо реальным признакам (пол, национальность, профессия).
г)по способу организации и регулирования взаимодействия социальные группы подразделяют на формальные и неформальные.
Формальная группа — группа, которая создаётся и существует только в рамках официальных организаций (класс, спортивная команда).
Неформальная группа — группа, которая возникает и существует на основе личных интересов её членов (фанаты спортивных команд, поклонники артистов).
Социальная структура общества включает в себя: социальные группы, социальные слои, социальные общности, социальные институты.
Квазигруппа — это малоустойчивая неформальная совокупность людей, которая объединена одним или немногими типами взаимодействия и имеет неопределённую структуру и систему ценностей.
Разновидности квазигрупп:
аудитория — объединение людей, в котором есть главное действующее лицо. Для аудитории характерны передача и приём информации;
фан-группа— объединение людей, связанное с фанатичным поклонением спортивной команде, музыкальному ансамблю или религиозному течению;
толпа — временное собрание людей, которые объединены общим интересом или идеей
толпа — временное собрание людей, которые объединены общим интересом или идеей.
Маргиналы (от фр. marginal — «побочный») — это индивиды и группы, которые исключены из системы привычных социальных связей и находятся на границе социальных слоёв. Разновидности маргиналов, например:
этнические маргиналы. Появляются в результате миграции в чужую этническую среду;
экономические маргиналы. Появляются в случаях потери работы и материального благополучия;
религиозные маргиналы. Появляются вследствие отрицания любых религиозных конфессий.
Люмпены (пауперы) – люди без определенного места жительства, без постоянного дохода, без постоянного занятия.
2. Социальная дифференциация и социальная стратификация.
Социальная дифференциация – это деление общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объему и характеру прав, привилегий, обязанностей престижа.
Виды социальной дифференциации:
а) экономическая – деление общества на группы по уровню дохода, уровню жизни, на богатых, бедных, средние слои;
б) политическая – деление общества на группы управляющих и управляемых(по отношению к власти: имеешь власть -группа управляющих, нет – группа управляемых.); в) профессиональная – по профессиям, по роду деятельности.
Социальная стратификация —страта (от лат. stratum — «пласт», слои) — группы людей, которые отличаются по своему положению в социальной структуре общества.
Деление на страты происходит по следующим признакам: доходы, власть, образование и престиж.
Доходы — это количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени (месяц, год).
Образование измеряется количеством лет обучения в школе, вузе, аспирантуре.
Власть — это возможность индивида навязывать своё решение другим людям независимо от их желания.
Престиж — это уважение, которым в общественном мнении пользуются определённые профессии и должности.
Доход, власть, образование и престиж определяют совокупный социально-экономический статус — положение индивида в обществе.
Неравенство — это неравномерное распределение денег, власти, образования и престижа между различными стратами