Цель: исследование содержания взаимодействия психолога с клиентом (ролевое, межперсональное), особенностей восприятия психологом своего клиента и самовосприятия; выявление и осмысление бессознательных проекций специалиста в адрес клиента.
Описание содержания работы:
I. Разберите и выполните проективную методику И.Ю. Маргошиной, И.М. Никольской «Мои взаимоотношения с клиентом» [3]. Проведите обработку данных Для описания заключения предлагается объединиться в пары и выполнить обработку с последующим составлением заключения по рисунку коллеги.
II. Составьте и обменяйтесь вопросами «исследовательского» характера (из позиции НЕЭКСПЕРТА), позволяющих коллеге увидеть новые грани общения с клиентом.
III. Ответьте на вопросы:
1) Что интересного обнаружили по итогам проведения методики? Что удивило? Что было неожиданным? Как это себе объясняете?
2) Были ли обнаружены признаки СОПРОТИВЛЕНИЯ, к ним можно отнести:
• ответы не на все вопросы;
• выполнение рисунка без ответов на вопросы;
• ответы на вопросы методики без выполнения рисунка;
• схематичное изображение специалиста и клиента;
• символическое изображение специалиста и клиента на рисунке без указания, где тут специалист, а где клиент;
• иное (что именно?).
3) Какие вопросы дополнительно были Вам заданы вашим интервьюером (кто осуществлял обработку рисунка)? Как откликнулся Вам этот вопрос? Чем он был для Вас полезен?
Материалы к работе:
Методика «Мои взаимоотношения с клиентом»
Проективная рисуночная методика «Мои взаимоотношения с клиентом» разработана И.Ю. Маргошиной направлена на выявление характеристик взаимоотношений специалиста с клиентом на основе их представления и оценки самим специалистом по следующим параметрам:
• ролевые позиции;
• характер контакта;
• степень партнерства;
• эмоциональная нагрузка во взаимоотношениях.
Методика разработана в рамках проективного диагностического подхода экспрессивного типа. В соответствии с проективной гипотезой, все эмоционально-личностные проявления человека – восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты – несут на себе отпечаток его индивидуальности. В основу методики легли интерпретационные положения рисуночных тестов, в частности тестов «Рисунок семьи» и «Автопортрет». При разработке методики «Мои взаимоотношения с клиентом» учитывались следующие требования.
1. Методика должна предоставить врачу, психологу и любому другому специалисту помогающей профессии возможность понять и осмыслить ту эмоциональную нагрузку, которую заключает в себе конкретная ситуация взаимоотношений с клиентом. Сюда также входят контртрансферные реакции специалиста в адрес клиента.
2. Методика может быть эффективна в качестве диагностического инструмента для самоанализа специалистом специфики своих взаимоотношений с клиентом. В этом плане методика (как и большинство других проективных методов) может быть рекомендована для индивидуальной работы. Например, ее материалы можно использовать как диагностические во время супервизии или на занятии в балинтовских группах.
3. Формулирование паттернов представления специалистом своих взаимоотношений с клиентом и их количественная оценка должны быть структурированы посредством системы качественного контент-анализа.
Процедура применения методики
Стимульный материал: чистый лист бумаги (формат А4) и простой карандаш или шариковая ручка; бланк с вопросами к рисунку. Выполнение заданий методики должно занимать не более 10-15 минут. Задание включает два этапа.
I. Инструкция: «На листе бумаги изобразите себя и клиента, с которым вы работаете как специалист. Причем изображайте того клиента, образ которого приходит вам в голову в настоящее время. На рисунке укажите знаками, как вам удобно, где вы, а где клиент».
После того как специалист нарисовал рисунок (выполнил первую часть задания), осуществляется переход ко второму этапу.
II. Инструкция: «Теперь вам предстоит ответить на вопросы по рисунку»:
1. Кем вы являетесь для этого клиента?
2. Кем клиент, как вы думаете, является для вас?
3. Какие чувства в данной ситуации у вас присутствуют?
4. Какие чувства, как вы думаете, в данной ситуации присутствуют у клиента?