Внести в этот список, чтобы его дополнить, уточнить?

Речевые практики.

 

Тема: «Коммуникативные нормы. Коммуникативные барьеры и их преодоление»».

 

Погружение в проблему: 

Дайте толкование понятиям

Коммуникация – передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др.знаковых систем).

 

Общение – взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные.

 

Материал для осмысления.

Главной коммуникативной нормой общего характера, определяющей весь процесс коммуникации, является установка на коммуникативное сотрудничество, реализующее принцип кооперации.

         Вторым по значимости можно назвать принцип целесообразности, который проявляется на всех уровнях общения.

    Принцип гармоничности общения предусматривает гармонизацию как целей общения, так и средств достижения этих целей на всех уровнях речи.

    Принцип структурирования пронизывает все общение:

как на уровне выделения из потока общения определенных коммуникативных ситуаций, так и на уровне структуры самой ситуации

и структуры каждого высказывания в рамках этой ситуации.

 

Задание 1. Представьте себя на месте того, к кому обращаются

С речью, используя рекомендации Б. Паскаля. Каким образом этот совет философа соотносится с принципом гармоничности общения? Можно ли сказать, что он соотносится с этическими и коммуникативными нормами в целом? Как вы считаете, актуальны ли эти советы и в наши дни?

Когда вы хотите принести пользу и доказать другому,

что он ошибается, надо иметь в виду, с какой стороны он смотрит

на вещи, ибо с этой стороны он бывает прав, и признать его правоту в этом, но показать ему ту сторону, с которой он заблуждается.

Он будет доволен, потому что увидит, что не ошибался, а просто

видел не все стороны. А на это люди не сердятся, но ошибаться

они не хотят – потому, может быть, что человек по природе своей

не может увидеть всего и по природе же не может ошибаться в том,

что видит, ибо наши чувственные восприятия всегда верны…

 ( Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья, коммент.

Ю. А. Гинзбург. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995.)

 

Ответ (в форме тезисов):

1. Совет Б.Паскаля тесно связан с принципом гармоничности общения, потому что цель общения – принести пользу и доказать другому,

что он ошибается, а средство достижения цели – показать человеку ту сторону, с которой он заблуждается. Всё это в совокупности гармонизация общения.

2. Совет Б.Паскаля направлен на вежливое, бесконфликтное общение, что соотносится с этическими и коммуникативными нормами.

3. Определённо совет Б.Паскаля актуален и в наши дни, потому что он учит людей бесконфликтному общению и тому, как правильно доказывать свою точку зрения.

 Задание 2. Ознакомьтесь с основными условиями соблюдения логичности на уровне текста, чтобы использовать их в своей речи

И при анализе чужих высказываний. Что вы считаете нужным

внести в этот список, чтобы его дополнить, уточнить?

1. Текст должен иметь продуманную, строго организованную

структуру.

2. В тексте должна быть ясно выражена связь предложений,

при этом логика речи должна отражать логику мысли.

3. В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли

к другой.

4. Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст

должен быть верно разделен на части (на абзацы, параграфы,

главы и т. д.).

5. Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содержанию.

6. Следует избегать потери тезиса и переход к другой мысли в тексте, а также необходимо соблюдать причинно-следственные связи.

7. Порядок слов в тексте должен быть правильным.

8. При прочтении текст должен быть понятным и ясным.

 

Задание 3. Помехи (затруднения, препятствия) в общении  принято называть коммуникативными барьерами (проверьте себя!).

К ним могут относиться:

-погрешности в процессе передачи информации вследствие плохой дикции говорящего или неструктурированности, нелогичности, неточности или неконкретности его речи;

-у слушателя могут возникнуть собственные психологические барьеры, вызванные какими-либо сильными эмоциями или физическим состоянием, из-за которых он теряет способность адекватно воспринимать речь;

-иногда взаимопониманию мешают барьеры, связанные с отношениями между коммуникантами.

Не менее существенные помехи в общении могут быть обусловлены ощущением известности и/или излишней легкости (трудности) воспринимаемой информации.

    Для тех людей, у которых приоритетным является зрительный канал получения информации, трудности понимания могут быть вызваны отсутствием (недостаточностью) визуального ряда, а для тех, кто привык воспринимать информацию преимущественно на слух, сложным будет демонстрация, например, учебного видеоматериала.

 

Проблемные вопросы:

1.Кто из коммуникантов и как должен предупреждать (нивелировать) возникновение тех или иных барьеров?С какими барьерами чаще всего сталкиваетесь вы? Как их преодолеваете? Каким образом барьеры общения связаны с нормами речи?

Я считаю, что нивелировать возникновение тех или иных проблем должен тот, кто хочет донести информацию до коммуниканта. Он должен сделать так, чтобы информация была доступной для собеседника. Например, для коммуникантов, у которых приоритетным является зрительный канал, необходимо предоставить возможность ознакомиться с информацией посредством визуального восприятия (презентация, чертёж, видеоролик и др.).

У меня могут возникнуть проблемы в восприятии информации на трудную и малоизвестную мне тему. Но, чтобы преодолеть данный барьер, я изучаю необходимый материал по данному вопросу, стараюсь в нём разобраться.

Барьеры тесно связаны с нормами речи. Если правильно формулировать свои мысли, соблюдать логичность речи, то коммуникантам будет легче выстраивать общение.

 

 2. Как известно, коммуниканты не всегда вносят одинаковый вклад в успешность общения. Чаще всего кто-то из них является коммуникативным лидером, а кто-то становится ведомым. Коммуникативный лидер – тот, кто начинает (инициирует) общение, задает тему, формулирует уточняющие вопросы, имеет право перебивать говорящего, принимает решение, заканчивает общение, подводит его итог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: