Краткое содержание главы

1. Многообразие физико-химических условий, характеризующих земной шар, обусловило закономерное появление четырёх качественно различных сред жизни: водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной.

2. Организмы, населяющие разные среды жизни, обладают определённой приспособленностью к господствующим в них условиям существования.

3. Среди воздействий среды на организмы различают три группы экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные.

4. Экологические факторы в соответствии с закономерностями их действия влияют на процессы жизнедеятельности и внешний облик организмов. Они могут влиять на организмы оптимизирующе или угнетающе. Это зависит от силы и продолжительности действия фактора. для жизни всех организмов Земли очень важным фактором служит фотопериодизм с его «сигнальным» действием в природе.

5. Организмы всех видов в природе живут совместно в природных сообществах в форме популяций.

6. Единство биоценоза и биотопа образует природную систему, которую называют экосистемой или биогеоценозом.

7. Характерное свойство экосистемы – биологический круговорот веществ и потоки энергии.

8. Совокупность водных и наземных экосистем (биогеоценозов) представляет собой биосферу – глобальную, общеземную экосистему. Учение о биосфере создано В.И. Вернадским. Особое внимание учёный уделял живому веществу как главному фактору, который обусловливает существование биосферы.

9. Устойчивость биосферы во многом зависит от рациональной (разумной) природопользовательской деятельности человека, его экологической культуры, сознания своей ответственности за дальнейшее развитие жизни на Земле и процветание человечества.

 

Подведём итоги

Что вы узнали из материалов главы 5 «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»?

Проверьте себя самостоятельно

1. Какова роль живого вещества в эволюции биосферы?

2. По каким законам происходит саморазвитие биогеоценозов?

3. Какую роль играет круговорот веществ в биогеоценозе?

4. Почему и биогеоценоз, и биосферу называют экосистемой?

5. Назовите основные группы экологических факторов.

6. Охарактеризуйте различия между понятиями «популяция», «численность популяции», «плотность популяции».

7. Чем обусловлена смена биогеоценозов?

8. Какую роль в биогеоценозе выполняют его ярусы?

9. В каких случаях в экосистеме возникает конкуренция между популяциями?

10. В чём проявляется различие между первичными и вторичными сукцессиями?

11. Почему в наземных биогеоценозах определяющими факторами являются биотические?

12. Охарактеризуйте роль планктона в гидроэкосистемах.

 

Выполните задания

А. Сформулируйте правильный ответ.

1. Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует

а) обмен веществ и энергии

б) численность организмов

в) круговорот веществ

г) цикличность сезонных явлений

 

2. Укажите основную причину сокращения видового разнообразия в природе

а) конкуренции между видами

б) сезонные изменения

в) гибель от болезней

г) влияние деятельности человека

 

3. Определите правильно составленную пищевую цепь

а) семена ели – ёж – мышь – лисица

б) лисица – ёж – семена ели – мышь

в) семена ели – мышь – ёж – лисица

г) мышь – семена ели – ёж – лисица

 

Б. Уберите лишнее слово.

• Сообщество, биогеоценоз, биосфера, биотоп.

• Симбиоз, паразитизм, травоядность, пищевая цепь.

• Биосфера, круговорот веществ, биогеоценоз, экосистема.

 

Обсудите проблему в классе

1. В чём заключается основное значение биогеоценозов для природы и для человека?

2. Почему экосистемы в открытых водах океана относят к коренным, а экосистемы прибрежных вод – нет?

3. Почему большое количество видов в биогеоценозе обеспечивает его устойчивость?

 

Выскажите своё мнение

• Как долго биосфера будет обеспечивать жизнь на Земле?

• Как вы будете применять знания о действии экологических факторов на природу в повседневной жизни?

 

Ваша позиция

Какие мероприятия, по вашему мнению, вы можете выполнять дня сохранения природных экосистем? Согласны ли вы с тем, ‘iiхi о, каждого человека зависит сохранение природных экосистем?

 

Проведите наблюдения и сделайте вывод

Внимательно рассмотрите 1 – 2 древесных растения или кустарника рядом с вашей школой или около дома. Отметьте состояние их почек возобновления. Понаблюдайте, какие животные посещают эти растения. Сделайте вывод о роли этих растений для человека и всего живого населения данной территории.

 

Учимся создавать проекты,  модели, схемы

• Подготовьте презентацию к докладу на тему «Лес и богатство его видов».

• Постройте динамическую модель круговорота веществ и потока энергии. Подготовьте первоначально рисунок предполагаемой модели. Сконструируйте модель. Раскрасьте модель красками, улучшающими её восприятие. Продемонстрируйте свою модель в классе и подарите её школьному кабинету биологии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: