Николай Петрович Угрюмов

Премьера оперы. Оценка современников. Премьера «Жизни за Царя» состоялась 27 ноября 1836г. в Большом театре Петербурга. Партию Сусанина исполнял замечательный певец Осип Афанасьевич Петров, партию Вани (контральто) – молодая талантливая певица Анна Петрова-Воробьева (ее чудесный голос и артистический талант вдохновили Глинку на сочинение дополнительной сцены 4 д., посвященной подвигу Вани). Руководил постановкой главный дирижер театра К.А.Кавос. Его опера на тот же сюжет была написана на 20 лет раньше, но он так высоко оценил труд Глинки, что даже снял свою оперу с репертуара. В день премьеры в зале находились Пушкин, Жуковский, Вяземский, Одоевский; несколько позже на следующих представлениях с оперой познакомились Гоголь, молодой Тургенев, Шевченко, художники Брюллов и Айвазовский.

Для передовой части русского общества день премьеры первой оперы Глинки стал днем рождения русской классической музыки. Н.Кукольник выразил общее мнение в поэтическом экспромте:

С ним музыки Русской зарделась заря,

Забыт он не будет, как «Жизнь за Царя».

А В.Одоевский закончил свою первую статью об опере следующими словами: «Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»

Придворные круги отнеслись к опере Глинки или скептически, или отрицательно. Их шокировал демократизм в воплощении сюжета, близость музыки «простонародным» песням. Но эти нападки больше говорили о самих критиках, о их неспособности распознать и оценить новое явление в русской культуре. Это о них сказал Пушкин в своем куплете [1]:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь.

Жанр оперы. Глинка так определил жанр «Жизни за Царя» - «отечественная героико-трагическая опера». В нем очень важны следующие моменты:

· опора на подлинные события русской истории;

· показ русского народа как великой силы, определяющей ход истории;

· правдивость, жизненность характеров и ситуаций;

· создание национального музыкального стиля, который опирается на народные источники и одновременно, по словам Одоевского, «возвышает народный напев до трагедии»;

· яркое воплощение драматического конфликта через противопоставление русской и польской музыки, чуткое и точное воссоздание музыкального облика иного народа.

Характерные черты первой оперы Глинки во многом определили дальнейшее развитие этого жанра в творчестве русских композиторов Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.

 

Анализ оперы.

Увертюра сжато выражает основную героическую идею произведения. Она написана в форме сонатного allegro с медленным вступлением и большой кодой.

Музыка увертюры построена на темах оперы:

· открывает увертюру основная попевка хора „В бурю, во грозу” из Интродукции; дважды повторяясь в мощном звучании оркестра, попевка эта выражает, по словам самого Глинки, «силу и беззаветную неустрашимость русского народа»;

· основная тема медленного раздела – протяжная скорбная мелодия гобоя; В Эпилоге оперы на ней построен рассказ Вани о подвиге и смерти Сусанина «Ах, не мне, бедному»;

· ГП сонатного allegro – энергичная тема хора крестьян из финала 3 д. (они полны решимости дать отпор врагам и спасти Сусанина);

· ПП сонатного allegro – тема Песни Вани «Как мать убили у малого птенца» из 3 д. – русская мелодия светлого песенного склада;

· ритм польской мазурки (характеристика поляков из 2 д.) несколько раз вторгается в развитие музыки – между ГП и ПП, а также в разработке;

· кода построена на музыке последней картины 4 д. – трагической сцены в лесу, сцены гибели Сусанина;

· завершают увертюру торжественные победные звучания, которые предвещают Эпилог оперы – провозглашение славы и бессмертия подвига во имя Родины.

 

Действие оперы происходит в 1613 г. – последнем из тяжких лет „смутного времени”. Русь под властью временщиков-самозванцев переживала тяжелое время внутренних рахдоров и нашествия врагов – наемных войск короля Речи Посполитой Сигизмунда III.

Первое действие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: