В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы:
- изучение научной и методической литературы по теме проекта;
- диагностика: определение мотивов учения у детей подготовительной группы по методике М.Р.Гинзбург; диагностика эмоционально-волевой сферы у детей подготовительной группы методика "Лесенка" (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн); диагностика произвольной сферы детей подготовительной группы по методикам: Кодирование (Д.Векслер), продолжи узор ((Н.Р.Нижегородцева, В.Д.Шадриков); определение школьной зрелости и факторов риска школьной дезадаптации (Тест Керна-Йерасека).
- анкетирование родителей "Готов ли ваш ребенок к школе";
- анкетирование воспитателей: методика "Ранжирование мотивов учения" (Н.Р.Нижегородцева, В.Д.Шадриков);
- планирование образовательной деятельности в рамках проекта;
- комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей;
- разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).
Основной этап: (февраль 2018 г - апрель 2018 г.)
- укрепление материально-технической базы в ДОУ и построение развивающей среды, беседы с детьми;
- индивидуальные и групповые консультации для родителей; развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в развитии основных познавательных процессов;
- развивающая работа, направленная на личностное развитие ребенка (мотивационная готовность к школе, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);
- родительские собрания;
№ | Содержание работы | Участники | Сроки исполнения |
1. | Консультация на тему: "Психологическая готовность детей к школьному обучению" | родители | январь |
2. | Консультация на тему: тип личности ребенка и его готовность к школе" | родители | февраль |
3. | Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей. | Родители | Январь -май |
4. | Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к обучению в школе». | родители | январь |
5. | Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: Советы родителям будущих первоклассников», "Как подготовить ребенка к школе», "Формирование произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста», | Родители | Январь-май |
6. | Памятка для родителей будущих первоклассников "что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет" | Родители | март |
7 | Групповая коррекционно-развивающая деятельность по развитию познавательный процессов у детей подготовительной группы (автор Шарохина В.Л, Катаева Л.И.) | Дети подготовительной группы | Январь-май |
8. | Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность по развитию познавательной сферы. | Дети подготовительной группы | Январь-май |
9. | Игры на развитие коммуникации, социально-личностного развития | Дети подготовительной группы | Январь-май |
10. | Индивидуальная и подгрупповая кррекционно-развивающая деятельность по снятию тревожности сенсорной комнате" | Дети подготовительной группы | Январь-май |
11. | Беседа на тему: "Мы будущие первоклассники | Дети подготовительной группы | Февраль |
12 | Рисунок на тему и оформление фотовыставки на тему: "Мы будущие первоклассники" | Дети подготовительной группы | Март |
13. | Проведение мониторинга Н.Семаго, М.Семаго "Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения" | Дети подготовительной группы | апрель |
13. | Коллективная работа на тему: "До свиданья, Детский сад" | Дети подготовительной группы | Апрель-май |
14. | Оформление презентации о проделанной работе по проекту. | Педагог-психолог, воспитатели | май |
Итоговый этап (май 2018г.)
Завершающий этап включает в себя обработку диагностических результатов и соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с полученными.
Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:
- оценка эффективности реализации проекта;
-определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
- Проводя работу по проекту "Предшкольная пора" в период с января 2018 г. по май 2018 г. можно сделать следующие выводы:
- данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели.
- взаимодействие с семьей позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе.
Литература
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
2. АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-3-е изд., стереотип. –М.: Изд.центр “Академия”, 1998.
5. Ратниченко С.А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – с. 150–158.-Психология семьи.
6. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.
7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004.
8. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой / Москва. 1995г 9.Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.
11. Алямовская В. Г., С. Н. Петрова «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002
12. Коваленко С. В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.: Изд-во Эксмо, 2003
13. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
14. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002
15.В.Л.Шарохина, Л.И.Катаева Коррекционно-развивающие занятия: старшая и подготовительная группы", М., 2015 г.