Анализ инновационной деятельности предприятий

Формирование инновационной экономики является приоритетным направлением развития для Беларуси, при этом главной задачей становится преодоление факторов, сдерживающих разработку и внедрение инновационных проектов, создание благоприятного инвестиционного климата.

Представленная в 2011 г. Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь оценка факторов, препятствующих развитию инноваций в организациях промышленности, показала, что наиболее очевидными преградами на пути инновационной деятельности являются:- недостаток собственных денежных средств (48,93% промышленных организаций Республики Беларусь, принимавших участие в опросе 2010 г., охарактеризовали этот фактор как основной или решающий; 34,68% - как значительный);

высокая стоимость нововведений (32,08% опрошенных определяют фактор как решающий; 51,75% рассматривают его как довольно существенный);

значительный экономический риск (21,63% организаций промышленности считают принципиально невозможным коммерциализацию инноваций в условиях нестабильности функционирования производственно-хозяйственной системы; 46,84% отмечают существование значительных угроз и барьеров для получения потенциальной прибыли);

длительные сроки окупаемости нововведений (20,07 и 49,63% опрошенных организаций полагают, что указанная причина играет решающую и значительную роль в препятствовании инновациям соответственно);

недостаток поддержки со стороны государства (в большинстве случаев основным источником финансирования нововведений в промышленности остаются собственные средства в виде чистой прибыли и амортизационного фонда; 18,58% опрошенных организаций отмечают решающее значение господдержки; 46,02% - что она может оказать значительную помощь в реализации инновационных проектов);

низкий инновационный потенциал организаций, нехватка квалифицированного персонала, невысокий платежеспособный спрос на новые виды продукции, неразвитость рынка технологий [11].

Мне кажется, несмотря на существующие ограничения, Беларусь обладает достаточными возможностями для преодоления негативных явлений и становления инновационной экономики. Однако для построения грамотной и экономически обоснованной инновационной политики, выбора приоритетов инновационного развития и механизмов их реализации в первую очередь необходимо провести анализ инновационной деятельности предприятий республики и ее отдельных регионов на современном этапе хозяйствования.

В 2010 г., согласно статистическим данным, показатели инновационной активности достигли и даже превысили уровень 2005 г., что, несомненно, является положительным моментом на пути продвижения к инновационной экономике. Это обусловлено тем, что прогресс и человечество не стоит на месте, оно развивается и стремиться выйти на новый и более современный уровень [11].

Показательно соотношение темпов роста количества инновационно активных организаций и наукоемкости ВВП. В Беларуси мы наблюдаем противоречащие друг другу тенденции: в 2006-2007 гг., несмотря на значительный прирост последнего индекса, инновационная активность промышленных организаций снижалась. Лишь к 2010 г. рассматриваемые показатели выходят на сопоставимый уровень, что может свидетельствовать о недостаточной проработке системы целевого финансирования проектов.

Так, на протяжении 2005-2010 гг. темпы снижения затрат на технологические инновации по отношению к ВВП периодически увеличивались, достигнув своего максимума в 2008 г. (20,91%). К 2009 г. этот показатель составил 13,66%, в 2010 г. - 12,76% [2].

Перенимая опыт передовых стран, можно сказать, что высокая степень коммерциализации инновационных проектов является следствием государственного экономического стимулирования нововведений (например, внедрение систем льготного кредитования и налогообложения, гарантий возврата капиталовложений, грантовой поддержки в виде стартовых инвестиций и т.п.).

Вместе с тем нельзя оставить без внимания вопрос регионального инновационного развития экономики страны. Центром инновационного развития является Минск, где количество инновационно активных предприятий к 2010 г. достигло 65 единиц. Кроме того, в столице сосредоточена основная доля инфраструктурных звеньев НИС (Национальной инновационной системы) - Парк высоких технологий, научно-исследовательские центры и лаборатории, бизнес-центры, технопарки и т.д. Однако необходимо помнить о том, что развитие только центрального звена может привести к дисбалансу во всей цепочке инновационного пути, поэтому внимание также должно уделяться стимулированию инновационной активности областей [11].

Темпы увеличения затрат на инновации только в 2007 г. достигли 132,24% по отношению к 2006 г. Экономическая ситуация 2007-2009 гг., характеризующаяся уменьшением финансовых потоков по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности, также сказалась и на затратах на новшества и нововведения. В 2009 г. финансирование мероприятий, связанных с внедрением технологических инноваций в промышленный сектор Могилевской области, достигло своей наименьшей отметки - 44 882 млн руб., что по отношению к 2005 г. составило 28,62%, а к уровню 2007 г. - 18,56%. Однако уже в 2010 г. показатель затрат на инновационные разработки достиг показателя 2005 г., превысив его на 4,56%. Во многом это произошло благодаря деятельности свободной экономической зоны «Могилев» и реализации региональной научно-технической программы «Развитие Могилевской области» [2].

Эффективность инновационной деятельности должна оцениваться не столько количеством инновационно активных организаций, затратами на осуществление инноваций и объемами отгруженной инновационной продукции, сколько их соотношением и выявлением результативности самой инновационной деятельности. Ведь в любом экономическом процессе главным показателем эффективности является окупаемость капиталовложений, и он может сыграть решающую роль при определении направлений финансирования и развития регионов.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: