Мы уже говорили о том, что карельский народ сформировался из основных частей Корелы и тех частей Веси, которые заселили Олонецкий перешеек. Диалектологическая грань резко сказывается по сей день. Речь Олонецкого перешейка до сих пор по множеству признаков близка к вепсской речи, а в Прионежье отличается от вепсской речи совсем мало. Речь других заселенных карелами территорий сильно отлична от вепсской речи. Приладожские карелы, продолжающие в основном Весь, называются ливвиками, прионежские карелы, продолжающие в основном тоже Весь, называются людиками. Прочие карелы, продолжающие Корелу, называются собственно-карелами. Несмотря на диалектологическую пестроту, карелы сейчас и уже давно составляют единство. Каждый карел, будь он ливвик, людик или собственно-карел, сейчас и уже давно сознает себя карелом И русские, и финны, и другие народы сейчас и уже давно каждого карела, будь он ливвик, людик или собственно-карел, признают карелом.
Начало связывания разнородных этнических элементов, вошедших в состав карельского народа, было заложено еще в XIII в., когда группы Корелы появились на Олонецком перешейке. Имя Корелы, мужественного защитника северо-западных рубежей России, было именем, которое знали далеко и на Руси, и за ее рубежом. Это славное имя объединяло. Хотя в состав Веси Олонецкого перешейка влилось, вероятно, относительно мало Корелы, все же этого было достаточно для начала процесса связывания.
В эпоху феодализма процесс связывания не мог еще зайти далеко: феодализм, разрушая старые, племенные, объединения, не создавал, однако, новых, исключая объединения по территориально-административному признаку, неглубокие и непрочные. Новые, прочные, формы объединений стали возникать только тогда, когда начался промышленный подъем, предвестник капитализма. Так было по ту сторону русско-шведского рубежа, так было и по эту его сторону.
В XVI—XVII вв. в Заонежье, на большом полуострове, входящем в Онежское озеро с запада, и по сосед-ству с ним возникла сильная металлургическая промышленность. В русском Заонежье было построено 3 железных завода, в ближайшем соседстве — 2. Тут же и далеко на запад и северо-запад возникло много пунктов кустарной обработки железных руд — почти во всех случаях рядом с их месторождениями.
Если взглянуть на соответствующую карту (в книге А. Линевского, В. Машезерского и В. Пегова „Хрестоматия по истории Карелии с древнейших времен до конца XVII в.", 1939), то поражает совпадение границ железопромышленного района того времени с современными диалектологическими границами. Границы железопромышленного района в точности соответствуют границам диалектологической области северных людиков (с. Спасская Губа и севернее) плюс диалектологическая область собственно-карел, продолжающих первую волну Корелы. Это вовсе не значит, что границы промышленного района создавались в соответствии с диалектологическими. Это значит, что население стягивалось (несколько сдвигая прежние диалектологические границы) в железопромышленный район.
В одном и том же железопромышленном районе оказались представлены часть карел Южной Карелии и часть карел Средней Карелии. Получился очень важный узел связей. Наиболее активную роль в этих связях сыграли северные людики. Они были ближайшими соседями русского Заонежья и главными проводниками его экономического и культурного влияния.
Диалектологическое влияние северных людиков ярко ощущается среди всех собственно-карел старого железо-промышленного района, исключая разве наиболее отдаленную их часть, от оз. Селецкого до оз. Сегозеро. Собственно-карельские диалекты железопромышленного района с указанным изъятием вступили на путь „компромиссной" переработки многих языковых явлений. Особенно круто эта „компромиссная" переработка языковых явлений проявилась в ближайшем соседстве с северными людиками, по среднему и верхнему течению р. Суны. Здесь, между прочим, был найден выход из того противоречия между употреблением свистящих и шипящих согласных, которое существовало у северных людиков, с одной стороны, и у собственно-карел железопромышленного района, с другой; выход был найден в полном устранении шипящих ш, ж. Впоследствии здесь было даже усвоено северно-людиковское употребление ш, ж перед и (и в некоторых менее важных случаях).
Частично диалектологическое влияние северных людиков ощущается и далеко за пределами старого железо-промышленного района. В ослабевающих степенях оно прослеживается не только по всей Южной Карелии, но даже у вепсов, а вместе с тем по всей Средней Карелии, до самых подступов к Белому морю.
Роль Заонежья в процессе связывания карел унаследовал Петрозаводск, основанный Петром в самом начале XVIII в. Этот административный, экономический и культурный центр имел еще большее значение, чем Заонежье. Проводниками его влияния были по-прежнему северные людики. Роль северных людиков не ослабевала до последнего времени, и это до последнего времени имело диалектологические отражения. В высшей мере интересно, что сопоставление диалектологических записей A. Genetz'a по среднему и верхнему течению р. Суны и наших записей в тех же местах обнаруживает большое продвижение языковой людизации за последние 50 лет. Ко временам весьма нам близким надо относить распространение самоназвания 1'uud'ikot у собственно-карел этих мест (еще не вполне забыто предшествовавшее самоназвание — Lappi).
Некоторые моменты в процессе связывания различных групп населения в единый карельский народ ждут дальнейшей исследовательской работы.