Николай Бессонов. Узница. Б., акв. 1988 г

 

В перечне мест, куда заключали ведьм, осталось упомянуть монастырские тюрьмы. Как мы помним, первоначально борьбу с колдовством начинала инквизиция, при поддержке епископских судов. Церковная власть имела в своём распоряжении множество мрачных подвалов и конечно же они не пустовали. Для обозначения каменных мешков существовало особое слово «in‑расе» (дословно «в мире»). Оно переводится с французского как «монастырский застенок для пожизненного заточения». Это были жуткие места. Есть их описания. Тут я прибегну к помощи неожиданного свидетеля – им станет великий писатель Виктор Гюго. В данном случае он выступает не как романист, а как очевидец. Он лично видел каменные мешки в аббатстве Вилье и темницы «in‑расе» на берегу реки Диль. Гюго любил исторические отступления, которые скорее похожи на маленькие диссертации. С таким кратким очерком мы сейчас и познакомимся. Первое, что ужаснуло писателя, это выбор места для узилища. Гюго увидел, что четыре подвала вырыты вплотную к реке. Маленькие окошки, забранные решётками, были сделаны чуть выше речной глади. Зато сами казематы углублялись ниже уровня воды на четыре фута. Получалось, что река течёт снаружи вдоль стен, просачиваясь сквозь каменную кладку.

Вместо пола была склизлая грязь. На этом мокром полу полагалось спать. Железные двери надёжно перекрывали путь к свободе, но тюремщикам этого показалось мало.

 

Женщина в колодках. Гравюра. XIX в. За основу взят немецкий «летучий листок» времен Крестьянской войны

 

Осмотревшись, Гюго заметил вмурованный в стену железный ошейник, а в другой камере его глазам предстал саркофаг из гранитных плит – слишком низкий, чтобы в нём можно было стоять, и слишком тесный, чтобы в нём можно было лежать. Сверху этот каменный гроб прикрывали гранитной плитой, в буквальном смысле слова хороня заживо (Гюго, 1972 стр. 230).

Конечно, первоначально «in‑расе» создавались не для ведьм. Эти каменные мешки нужны были Церкви для провинившихся лиц из своей среды. Когда в конце XVIII века в одном из мелких государств Германии закрывали монастыри, всплыли вопиющие факты. Монахиня Альберта восемь лет провела в заточении.

Лишённая дневного света, одетая в лохмотья, она слала на соломе, и почти ежедневно её жестоко секли. Свобода пришла к ней слишком поздно. Не выдержав мук, она, в конце концов, сошла с ума. В другой обители нашли темницу, где узницы были уже близки к помешательству. Послушница Магдалина провела здесь три с лишним года, а монахиня Христина успела отсидеть 13 лет. Её исхудавшее тело было покрыто рубцами от постоянного сечения. Открылось также, что другая монахиня, Пашалия, не вынесла такой жизни и повесилась в своей темнице на поясе.

Когда с телеэкранов звучат рассуждения о милосердии Церкви, нам не стоит забывать подобные факты. Тысячи и тысячи женщин были заживо похоронены, и это являлось расплатой лишь за то, что у них не хватило сил до конца следовать обетам добровольного затворничества и целомудрия.

Одна из самых последних трагедий такого рода стала достоянием гласности… в 1869 году! Варшавянка Варвара Урбык ушла в монастырь сгоряча, из‑за того, что родители не согласились на её брак с одним студентом. Когда ей исполнился тридцать один год, жажда любви естественная для цветущей женщины, заставила её «согрешить». Сразу после этого она исчезла для мира. Только сёстры‑кармелитки и священники знали о тайне краковского монастыря. Бедная полячка, раздетая догола, была брошена в тёмную келью, где и провела два с лишним десятилетняя – пока духовник не проболтался под хмельком о её участи. Репортаж о том, как эту затворницу освободила особая комиссия дополнялся в журнале зарисовкой с натуры. Не поддаётся воображению, как нагая женщина ухитрялась выживать в зимнюю стужу, когда через прутья решётки залетали снежинки. Очевидцы были в ужасе, когда увидели, что в «инквизиторской тюрьме XIX столетия» нет ничего, кроме толстого слоя нечистот, соломенной подстилки и миски с гнилым картофелем. Одичавшая узница, измазанная грязью и испражнениями, жалобно стонала и твердила, что будет послушна. Все эти годы сестры равнодушно проходили в трапезную мимо дубовой двери, замок которой почти никогда не открывался. Когда через задвижное отверстие «грешнице» подавали еду, они видели молящий взгляд из‑под спутанной копны волос. Но ни у одной не дрогнуло сердце!

Стоило слуху о мрачной келье разойтись по городу, как собралась возмущённая толпа с явным желанием разгромить обитель. Полиции и солдатам едва удалось оттеснить нападавших (1869 стр. 166).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: