Большие формации
На земле
Прежде чем говорить об основных понятиях и правилах, отметим что большие формации — это дисциплина парашютной групповой акробатики, которая подразумевает работу в коллективе и достижение одной цели общими усилиями. Помните: дисциплина превыше всего. Обязательна явка вовремя как утром на общий сбор и постановку задания, так и в течение всего дня на наземную подготовку. Это важно! Если вы опоздали на сбор или на наземную подготовку, вас могут исключить из состава и, что наиболее вероятно, не пригласить обратно. Если у вас проблемы с внимательностью, хорошей идеей может стать привлечение приятеля, который отслеживал бы время сборов, разборов, наземных подготовок и т. д. Несмотря на прогноз погоды, вы обязаны быть в установленное время! Если не успеваете уложиться к моменту разбора (как правило, на это дается порядка 20 минут), воспользуйтесь услугами укладчика. Если видите лот-организатора одетым в комбинезон, вероятно, настало время для сбора. Если впервые участвуете в крупном мероприятии, не стесняйтесь обращаться к своему капитану или более опытным коллегам с интересующими вас вопросами.
|
|
Основные виды элементов формаций
Донат (левой рукой и правой рукой)
Зиг-заг
Зиг-заг — звезда из двух человек и двумя парашютистами в положении молоток с противоположных сторон.
Звезда
Звезда — иногда называется кругом. Вероятно, это самый основной из элементов формаций. Все участники просто держатся за руки.
Бревно (палка)
Бревно (палка) — обе руки на ножных захватах. На рисунке показаны внутренние захваты, но возможны варианты и с внешними захватами.
Аккордеон
Аккордеон — руки на ножных захватах, расположение параллельно друг другу.
Открытый аккордеон
Открытый аккордеон — в обратном порядке от обычного аккордеона.
Монопод
Монопод — захват одной рукой за ножной захват, другой - за руку соседнего спортсмена.
Молотки
Молотки — выполнение каждым парашютистом ручного и ножного захватов с одной стороны другого спортсмена.
Лестница
Лестница — захват рукой ноги соседа.
Замок
Замок — два спортсмена, выполнив один захват за руки, свободной рукой берутся за ножные захваты спортсменов впереди.
Ракетка
Ракетка — парашютист, выполняющий захваты за ноги двух парашютистов, смотрящий через их захват за руки в случае, когда двое являются частью петли или кольца.
Алмаз
Петля
Петля — группа парашютистов, выполняющих захваты за руки и присоединяющаяся к формации обоими концами.
Вакер
Вакер — линия из парашютистов, связанных с базой только с одной стороны.
|
|
Предварительное построение вакера: сбор (построение) небольшой группы парашютистов до подхода к формации и до готовности якорного к присоединению данной группы (обычно вакеры) с последующим присоединением всей группы путем выполнения одного захвата.
Якорный — человек на конце петли или вакера, который присоединяет свою группу к базе.
Места на отделении
· Флотер — парашютист, отделяющийся снаружи самолета.
· Супер-флотер — назначенный флотер, отделяющийся до базы и используемый в качестве сигнального ориентира команды «пошел» для парашютистов с других бортов.
· Дайвер — парашютист, отделяющийся изнутри самолета.
Наземная подготовка
К моменту начала постановки прыжка вы уже должны знать свой слот (свое место в фигуре), самолет, с которого вы отделяетесь (базовый, левый или правый пеленг), имена тех, кто будет находиться рядом с вами, вашего клона (зеркальное отражение вашей позиции через центр фигуры), и как минимум, одного базового человека, а также фигуру в целом. Обычно эта информация размещается заранее. Наденьте свой комбинезон во время наземной тренировки. Определите свои контрольные точки, потренируйте подход, оцените возможный трафик, примите к сведению расположение участников с пеленговых бортов, запомните, за кем и куда должны следовать, и как подойти к фигуре без подрезания остальных. Определите, где вы должны быть, куда следует смотреть и на чем сконцентрировать свое внимание. Отметьте тех, кого, возможно, придется ожидать или пропускать. Посмотрите и запомните комбинезоны людей, выбранных вами в качестве контрольных точек, тех, кто рядом, прямо перед вами, своего клона и т. д. Все снаряжение должно быть готово к началу постановки прыжка, в том числе вспомогательные нарукавники, грузовой пояс, шлем, звуковой и визуальный высотомер, страхующий прибор и т.д.
Наиболее важной частью наземной подготовки является процедура, называемая экзит фрэйм, которая позволяет обеспечить лучшую визуализацию расположения всех участников большой формации сразу после выхода из самолетов с соблюдением необходимых дистанций между ними. Благодаря этой практике каждый парашютист, участвующий в формации, имеет возможность увидеть всех участников трафика и оценить траекторию и очередность своего подхода. Итак, перед выходом на старт вы должны знать следующее:
· ваш тип экипировки (нарукавники / утяжеляющий пояс);
· борт, с которого осуществляется прыжок;
· направление полета;
· кто сидит рядом с вами;
· какая высота отделения и высота подачи кислорода;
· ваше место на отделении;
· ваш сектор / слот;
· ваши контрольные точки;
· план разбежки (лидеры и состав трекинговых групп и их направление);
· ваша высота открытия;
· посадочная площадка;
· схема приземления.
Посадка в самолет
Посадка на борт осуществляется в обратном порядке от последовательности отделения. В идеале, для простоты расстановки, вы будете сидеть напротив парашютистов, стоящих на отделении впереди и позади вас. Так 1-й, 3-й, 5-й будут на одной стороне борта и 2, 4, 6 - на противоположной.
Подумайте об этом прежде, чем попадете в самолет. Знайте парашютистов, которые отделяются после вас, и не заходите на борт перед ними. Будьте частью команды.
Набор высоты
Используйте это время, чтобы расслабиться и мысленно прокручивать весь прыжок в голове, вспоминая экзит фрейм. Постарайтесь хранить молчание. Избегайте ненужных движений. Постарайтесь надеть, отрегулировать и проверить все необходимое снаряжение без суеты, а лучше сделайте это перед посадкой в самолет. Не прекращайте прокручивать в голове прыжок. Не спешите вставать. Стоя на ногах или на коленях, вы сжигаете намного больше энергии, чем сидя. Следите за грудной перемычкой, бобышкой вытяжного парашюта, подушкой отцепки и приводом ЗП и т. д. ваших коллег и проведите проверку своего снаряжения перед включением кислорода или задолго до отделения, или же попросите сделать это своих коллег. Планируйте все заранее, чтобы иметь достаточно времени, и никогда не торопитесь. Все должно происходить спокойно, без суеты. Нервозность не идет вам на пользу.
|
|
Прыжки с применением кислорода
Не волнуйтесь. Еще до взлета у вас будет возможность все проверить. Не паникуйте,капитаны (старшие на борту) обо всем позаботились и несут за это ответственность. НЕ боритесь за кислородные трубки! У вас будет время до включения кислорода и его более чем достаточно, чтобы распутать трубку. Во время присоединения подумайте о том, где сидите относительно места на отделении, как вам следует двигаться, чтобы занять свое место на отделении, разместив при этом свою трубку так, чтобы подача кислорода не прекратилась. Во время прыжков с применением кислорода избегайте посторонних движений и старайтесь остаться в положении сидя как можно дольше. Избегайте разговоров. Излишняя физическая активность и разговоры приводят к более активному потреблению кислорода организмом, что может спровоцировать потерю сознания.
Некоторые действенные методы при использовании кислорода: 1.Трубка в нос (канюля). 2. Трубка внутрь шлема. Если у вас закрытый шлем — вставьте трубку внутрь, закройте линзу, и вы почувствуете поток кислорода на своей щеке. Но не на своих глазах! 3. Трубка в рот. Держите трубку зубами, смыкая губы, и дышите через нос. Перед отделением просто выплюньте ее.
Большинство кислородных систем предусматривают маленькие резиновые переходники, позволяющие отделить от общей системы трубку, контактирующую с вашим лицом. Не присоединяйте трубку слишком туго, т. к. необходимо, чтобы она потом отделилась легко.
1. Трубка в нос: укоротите трубку для предотвращения запутывания её свободно болтающейся части в ваших свободных концах.
|
|
2. Трубка внутри шлема: то же самое.
3. Трубка в рот: используйте трубку длиной 5–7 см. Спрячьте её в карман перед отделением или просто удерживайте зубами до тех пор, пока вы не окажетесь под куполом.
Касаемо всех вышеперечисленных пунктов: выбирайте свой вариант в зависимости от вашего места на отделении и личных предпочтений.
Удержание кислородной трубки рукой возле носа не позволяет вам получать достаточное количество кислорода. Во время применения кислородной системы нельзя спать. Старайтесь сохранять глаза открытыми и тщательно следить за своим самочувствием и самочувствием сидящих рядом.
Перед отделением
На борту должно быть два ответственных за своевременное выполнение команд летчика (правого пилота Л-410, АН-28) — один в непосредственной близости от кабины, со стороны правого пилота, второй — у двери. Всем остальным парашютистам, находящимся на борту, необходимо обеспечить визуальную связь между ними. Эти люди дублируют команды пилота.
За 2 минуты до отделения будет дана команда «2 минуты», по которой спортсмены начнут медленно подниматься и убирать скамейки. Как правило, первыми поднимаются скамейки напротив выхода (Л-410 или правый борт по ходу полета АН-28). Делать это следует медленно, т. к. резкий подъем может спровоцировать головокружение и даже потерю сознания. Не пытайтесь вставать и поднимать скамейки без команды ответственных, таким образом вы сможете избежать лишних движений, а следовательно, и потерю кислорода. Если все остаются спокойными и делают только то, что необходимо — останется много времени, чтобы поднять скамейки и открыть дверь в нужное время. Держите в голове связь «скамейки-дверь»: дверь открыта — скамейки подняты, дверь закрыта — скамейки опущены. Обычно дверь открывается по звуковой команде пилота, которая дублируется старшим на борту, но если вы на нужной высоте, самолет приближается к ДЗ, и вы видите, что на остальных бортах двери открыты — возможно, это ошибка пилота, и настало время открыть дверь и приготовиться к прыжку. На высоте 6000-м чертовски холодно — будьте к этому готовы и оденьтесь соответствующе (термик)! Жест «скрещенные руки» старшего на борту является сигналом для остановки прыжка.