· Задания направленные на развитие:
o Бдительности в поисках проблем: записать на листе бумаги необычные проблемы, связанные с привычным объектом, например деревом (иногда вопрос имеет такой вид: "Что бы вы сделали, если бы вам отдали это дерево?").
o Скорости мышления: назвать слова, к которым применимы все три определения, например: мягкий, белый, съедобный.
o Лёгкости ассоциирования: назвать все слова, противоположные данному по содержанию (например, слову "сухой" или "старый").
o Лёгкости словообразования: придумать больше всего слов, которые начинаются с данного префикса или содержат данный суффикс.
o Способности определять категории объектов: записать на бумаге все предметы, к которым применимо данное определение (например, круглый).
· Неделя творческих заданий. Вот десять вариантов вопросов, которые соответствуют пяти дням недели с понедельника по пятницу (по 2 вопроса на каждый день):
1. Что общего между рубкой деревьев и созданием причёски (написанием картины и ремонтом будильника; заполнением анкеты и смазкой лыж; вытиранием носа платком и ловлей раков; дедовщиной в армии и вождением автомобиля)?
|
|
2. Чем рубка деревьев (написание картины; заполнение анкеты; вытирание носа платком; дедовщина в армии) отличается от создания причёски (ремонта будильника; смазки лыж; ловли раков, вождения автомобиля)?
3. Придумайте больше всего способов использования отбойного молотка (древнегреческо-верхнетюркского словаря; электрического чайника; академического отпуска в учебном заведении; ивовой лозины).
4. Если бы у вас был (была) шарф из провода (записная книжка; машина времени, за каждое использование которой вы стареете на 10 лет; пакетик с новогодней вуалью; стул со сломанной ножкой), что бы вы с ним (нею) сделали?
5. Что было бы, если бы растения могли говорить (у всех людей был глаз на затылке; существовали лекарства от глупостей; телевидение захватили инопланетяне)?
6. Найдите или придумайте два ключевых (важнейшие) слова для ситуации "цирюльник бреет усы" ("человек упал и пытается приподняться"; "прочистка замусоренной трубы"; "кремлёвские звезды погасли", "летят два крокодила: один красный, а второй — на юг").
7. Выпишите из любого текста 20 существительных, 20 прилагательных и 20 глаголов в таком порядке: существительное, глагол, прилагательное, существительное, глагол, прилагательное и так до конца. Из каждого предложения взять не более одного слова.
8. Опишите с помощью наибольшего количества названий ощущений и их модальностей (например, зрения — цвет, объём, яркость, контрастность, расстояние; вкуса — температура, солёность, консистенция и тому подобное) кактус (кенгуру; падающий метеорит; "Сникерс"; лоскуток ваты).
|
|
9. Постройте ассоциативную цепочку приблизительно с 50–100 словами, начиная со слова "книга" ("молоко"; "звук"; "хвалить"; "Австралия").
10. Какие решения проблемы поиска затерянного бумажника (как накормить ребёнка кашей; как догнать уезжающий поезд; студент забыл ответ на вопрос экзамена, и никто ему не помог; мухоморы стали маскироваться под грузди и маслята) вы придумали в первую очередь за отведённое время?
· Разные виды заданий:
o Множественные группирования: испытуемому дают список слов, например: "стрела", "пчела", "рыба", "яхта", "крокодил", "коршун", "воробей". Нужно сгруппировать эти слова, выделив больше всего классов (тех, которые летают, плавают, живых, хищных и других объектов).
o Выведение последствий: описывают ситуацию и предлагают придумать последствия, например: "Что произойдёт, если дождь будет лить непрерывно?" (обычные ответы — "мы все смокнем ", "подорожают зонтики", "переселимся в горы", "Тибет будет перенаселён", "подорожают костюмы для подводного плавания" и тому подобное).
o Символ профессии: показывают рисунок с изображением знакомого предмета, скажем электрической лампы. Нужно назвать профессии, которые символизирует этот предмет (электрик, учитель, учёный и т.д.).
o Формирование символов: на листе бумаге, разделённой горизонтальными и вертикальными линиями — 12 клеток, в каждой из которых — короткая фраза: "человек идёт", "самолёт взлетает", "гнев", "гордость". Нужно подать их символично, но не в виде иллюстрации.
o Спроси и угадай: испытуемому показывают иллюстрации к какой-то сказке или просто сюжетный рисунок. Он должен составить вопрос, ответ на который не находит на картинке. Ему также предлагают вопрос о событиях, которые предшествуют изображённому. За результатами теста оценивают лёгкость ассоциирования, гибкость и оригинальность мышления.
o Улучшение объекта: игрушку с папье-маше — собаку, мартышку — нужно усовершенствовать, то есть сказать, как сделать её более смешной. Оценивают гибкость, оригинальность, изобретательность.
o Воображение: нужно составить небольшой рассказ на одну из десяти предложенных тем, которые касаются чего-то необычного: например, "летающий крокодил", "мужчина, который плачет" и т.п.
o Завершение рисунков: испытуемый должен завершить незаконченный рисунок. При этом учитывают глубину постижения содержания рисунка, оригинальность, фантазию.
o Круги и квадраты: на листе бумаги беспорядочно размещено 35 кругов. Нужно нарисовать больше всего разных предметов, используя круг, как составную часть, а под рисунками написать названия предмета. Обычно рисуют тарелку пуговицу, воздушную пулю, монокль, колесо. Необычные рисунки — нос человека снизу, как его увидела бы муха, которая сидит на верхней губе. Вместо кругов можно брать квадраты. При этом важны лёгкость, гибкость, оригинальность.
o Высказывание догадки: за описанием фантастической ситуации изобразить возможные последствия: "Представьте, что человек прошёл через машину для отжима белья и вышел из неё плоский и обезвоженный". По результатам теста оценивают лёгкость, гибкость, оригинальность.
o Конструирование: нужно составить рисунок из стандартных деталей — кусков цветной бумаги или картона. Сюжет должен быть содержательным; к нему нужно придумать название. Экспериментатор оценивает оригинальность, информативность изображения, фантазию.