Мыслительно-речевые упражнения

    Ответы учащихся о своих впечатлениях от музыкального произведения свидетельствуют о том, как формируется художественно-педагогический анализ на уроке музыке. Легче всего способ постижения сути музыкального произведения дается подросткам с более развитым музыкальным восприятием и внутренним слухом, но ведь полнота, точность и легкость ответа во многом зависят от того, как осуществлялось вслушивание и запоминание произведения, какие мыслительно-речевые упражнения и какие пособия были использованы в этой работе.

    Проанализировав, с какой непосредственностью и увлеченностью мы втягиваемся в просмотр множества телевизионных игр, построенных на проверке самих себя, своих знаний, можно прийти к решению о необходимости такого же принципиального построения карточки опроса. Каждая карточка опроса с цветной или черно-белой иллюстрацией. В большинстве вопросов наряду с программным материалом присутствует новая информация, создающая поисковую ситуацию по принципу опережающего обучение. Иллюстрациями к ним могут служить и фотографии из музыкальных журналов, старых учебников по музыке и пению, «Музыкальной жизни». Наиболее привлекательны карточки с цветными открытками из наборов «Солисты ГАБТ», «Мастер ГАБТ», «Костюмы России», «Костюмы Украины», из серии «Композиторы», из журнала «Кругозор» и др. Тогда индивидуальные карточки интересуют весь класс, всем интересно «увидеть» своими глазами вопрос, участвовать в ответе. Такие карточки опроса часто начинают беседы-диспуты о музыке.   Примеры вопросов:

    А. 1. Вы видите портрет известного итальянского композитора 19 в. Джоакино Россини. Каких итальянских композиторов вы знаете?

      2. Каких зарубежных композиторов вы можете назвать, которые писали опер? (8-й класс).

Б. 1. Вы видите фрагмент балета. Кто автор музыки? («Шопениана», Фридерик Шопен).

2. Что вы можете сказать об этом балете? (7-й класс).

В. 1. Перед вами фрагмент балета Кара Караева «Семь красавиц». Какой другой балет этого композитора вам известен («Тропою грома»).

2. Вы видите японскую книгу о П. И. Чайковском. Напойте известную вам японскую песню (3-й класс) и т. д.

Аналогично собранию различного наглядного материала можно рекомендовать собирание и систематизирование стихов о музыке, композиторах, музыкальных шедеврах, инструментах, певцах, оркестрах музыкантах. Некоторые из стихотворений предлагаютс после знакомства на уроке для заучивания: например, Л. Озеров «Русская музыка»; В. Соколов «Спасибо, музыка!»; В. Урин «Достоинство»; В. Рождественский «Бетховен»; Л. Вышеславский «Бетховенская глухота»; Л. Озеров «Шопен» (приложение №2)

Большую активность в классе вызывает прием свободного выбора одного из трех-четырех предложенных стихотворений, соответствующего, по мнению подростка, музыкальному образу.

Начиная с 5-го класса, уже можно предлагать в индивидуальном порядке написания реферата, сочинения-миниатюры, сообщения.

Эффективно использовать учебное время урока помогают так называемые «словари» (ключевые слова по Шаталовской системе). По творчеству каждого композитора, с которым знакомятся учащиеся на уроках, выписываются из карточки те слова, которые будут новыми или опорными на уроке. Текст в такой карточке читается детьми быстрее, чем запись мелом на доске. В сочетании с необходимой иллюстрацией карточка как бы составляет схему-блок по типу Шаталовских опорных конспектов, что способствует более прочному запоминанию материала. К примеру, знакомство с музыкой Баха (5-8 кл.) идет через такой словарь: Иоганн Себастьян Бах (1732-1795 гг.), г. Эйзенах, органист, орган, клавесин, г. Арнштадт, г. Любек, токката и фуга ре минор, полифония, гомофония, г. Веймар, г. Лейпциг, кирха Св. Фомы, кантор, фуга и т. д. в зависимости от класса меняется набор ключевых слов.

К мыслительно-речевым упражнениям относится и такая форма закрепления темы, как кроссворд. К примеру, в 5-м классе в качестве домашнего задания по теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» можно предложить составление кроссворда из ключевых слов. На уроке нецелесообразно разрушать ту атмосферу, которая обычно складывается после прослушивания композиции по рассказу К. Паустовского «Старый повар». Дома такое задание дети выполняют с большим удовольствием, а затем на уроке предлагают свои неожиданные варианты, задавая вопросы одноклассникам. Вот их примеры:

 

Симфония                  реквием

Концерт                  сонаты

Зальцбург                концерт

Вена                        клавесин

Турецкое рондо     вундеркинд

Юпитер                   квартет

На следующем уроке учащиеся вписывают свой кроссворд на доску, самостоятельно ведут «фронтальную» проверку. Даже учащиеся, которые занимаются слабо по другим предметам, обычно выполняют свое творческое задание с большой увлеченностью. Тем, кто чувствует себя более уверено, учитель помогает иллюстрировать кроссворд музыкой, стихами или же иллюстрациями изо- и фото-. Вопросы, которые составляют к своим кроссвордам ребята, помогают получить представление о том, какое именно произведение или факт биографии задели душу ребенка, взволновали его.

Большим интересом на уроке музыки пользуются всевозможные задания, как письменные, так и устные, выполняя которые подростки могут проявить свой музыкальный кругозор, интеллект. Форма работы может быть индивидуальная (карточка), групповая и фронтальная. Приведём несколько примеров такого рода заданий:

1. Узнать инструмент по рисунку,назвать, дать характеристику (духовой, ударный, струнный, смычковый).

2. Сравнить по рисунку: скрипка – балалайка, установив общие признаки и различия.

3. Найти лишнее слово (например,гобой, флейта, рожок, труба, саксофон) и объяснить свой выбор;

4. Соотнести с именем композитора –портрет; фрагмент его биографии; фрагмент истории создания произведения; фрагмент литературно произведения, положенного в основу музыкального. 

5. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?

6. Продолжить ряд: Органист, трубач …, Моцарт, Чайковский …

7. Сгруппировать:Мануалы, контрабас, трубач, флейта, кафедра, кларнет, хор, барабан, домра, фасад, трубы, органист, оркестры, ложки, песня, соната (признаки определяет учитель, в дальнейшем сами ученики).

8. «Базовое слово»: Мусоргский М.П. Какие ассоциации возникают в связи с этим именем.

9. «Звучащая викторина»: определить по фрагменту –

     а) тип оркестра;

б) тип хора;

в) инструмент;

г) солирующий инструмент;

д) жанр – назвать произведение и автора.

10. Анализ музыкального произведения по предложенному учителем плану:

§ характер;

§ жанр;

§ музыкальный образ;

§ исполнение: бас + смешанный хор, сопровождение – оркестр.

  Перечень такого рода заданий может быть очень большим. Всё зависит от творчества учителя, его желания развивать интерес у школьников к урокам музыки (приложение №3).

Итак, для того, чтобы помочь каждому школьнику максимально реализовать свои способности на уроке музыки, необходимо постоянно помнить и следовать утверждению К.Ушинского о том, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в сознании детей, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств: глаз, ухо, чувство мускульных движений – приняли участие в акте запоминания. Эти слова стали нашим педагогическим кредо.

Осуществляя педагогический поиск, нужно добиваться того, чтобы старшие школьники изменили свое отношение к урокам музыки, постигали общечеловеческие ценности не только разумом, но и сердцем. Воспитание чувств, формирование духовного мира – задача задач сегодняшнего дня. 

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: