IV. Изложение нового материала

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока:

Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.

Цели урока:

Личностные

· Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

· Формирование целостного мировоззрения, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

· Формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные

· Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

· Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

· Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Предметные

· Повторение темы «Конечность и бесконечность Вселенной-парадоксы классической космологии»;

· Показать связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной.Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать, как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной и расположение места планеты Земля во Вселенной.Связь между геометрическими свойствами пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.

Задачи:

Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом;

Узнать, как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Перед учащимися определяются цели урока, освещается ход урока и конечные результаты его проведения

 

II. Мотивация учебной деятельности.

С давних времен люди задавали вопрос. Сколько лет Вселенной?

Возраст Вселенной, созданной Богом, на момент рождения Иисуса Христа составлял 3483 - 6984 лет.

Индуизм предполагает, что нашему миру ориентировочно 155 трлн. лет.

Сегодня учёные определиливозраст и размер Вселенной- 13 млрд. лет. Радиус Вселенной R=1,3*1010 световых лет

Знания строения и эволюции Вселенной помогают осознать место каждого из нас в этом мире.

III. Актуализация знаний:

Фронтальный опрос

1. Как называются планеты Солнечной системы?

(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)(

2. Какое место по удалённости от Солнца занимает планета Земля в Солнечной системе?

(Планета Земля – третья планета от Солнца)

3. Что такое Галактики и звёзды?

Галактиками принято считать большие звездные системы(звёзды, межзвёздный газ, пыль, тёмные материи, планеты), в которых звезды связаны силой гравитации.

Звезды – это плазменные космические объекты. Плазму часто называют четвертым состоянием вещества.

4. Вспомните, на какие основные группы делятся Галактики?

(эллиптические, спиральные, спиральные с перемычкой и неправильные).

· Эллиптические -не вращаются, почти не содержат газа и пыли и молодых горячих звёзд.Эллиптические галактики составляют примерно 25 % от общего числа галактик высокой светимости, яркость плавно уменьшается от центра к периферии. Пример:эллиптическая галактика М87 в созвездии Девы.

· Спиральные, спиральные с перемычкой -имеют много газа и пыли. Спиральные галактики состоят из ядра и нескольких спиральных рукавов или ветвей, ветви отходят непосредственно от ядра. Плоская дискообразная форма объясняется вращением.Много молодых горячих звёзд, расположенных в спиральных рукавах, в которых идёт активный процесс образования звёзд.Примеры: созвездии Волос Вероники, Млечный путь.

5. Неправильные -медленно вращаются, содержат много молодых горящих звёзд. В неправильных галактиках отсутствует чётко выраженное ядро, нет вращательной симметрии, около половины вещества в них – межзвездный газ. Примерами неправильных галактик служат Большое Магелланово Облако и Малое Магелланово Облако – самые близкие к нам галактики, видимые невооружённым глазом в южном полушарии неба, вблизи Млечного пути. Эти две галактики являются спутниками нашей галактики.

6. Что такое квазары?

Квазары являются мощными источниками инфракрасного, рентгеновского и гамма-излучения.Квазары - это яркие и очень активные ядра галактик, расположенные на расстоянии в миллиарды световых лет от Земли, размеры квазаров оказались небольшими, около 1 а.е. В центре Квазара находится сверхмассивная чёрная дыра, всасывающая в себя вещество — звезды, газ и пыль. Падая на чёрную дыру, материя формирует огромный диск, в котором разогревается от трения и действия приливных сил до гигантских температур.

7. Из каких объектов состоит Вселенная?

Вселенной называют совокупность всего существующего, всех материальных частиц и пространства между этими частицами.

8. Какие в астрономии используют единицы измерения для расстояний объектов?

1 световой год (1 св. г.) – расстояние, которое проходит свет за 1 год в вакууме – 9,5*1015 м;

1 астрономическая единица (1 а.е.) – среднее расстояние от Земли до Солнца (средний радиус земной орбиты) – 1,5*1011 м;

1 парсек (1 пк) - расстояние, с которого средний радиус земной орбиты (равный 1 а. е.), перпендикулярный лучу зрения, виден под углом в одну угловую секунду (1') – 3*1016 м;

1 масса Солнца (1 Мo) – 2*1030 кг.

IV. Изложение нового материала.

Сегодня мы познакомимся со строением астрономической Вселенной и определим место нашей планеты Земля во Вселенной. Вселенная является предметом исследования космологии.

Вспомним, какие разделы астрономии знаем и сегодня остановимся на разделе космология.

Астрономия (от греческого ἀστρο «звезда» и νόμος «закон») - наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

Астрономия – парадоксальная наука, которую человечество создало словно назло самому себе. Она дает возможность нам с помощью наблюдений и вычислений буквально каждый день делать все новые и новые открытия, и именно они заставляют нас понимать, что мы не знаем ровным счетом ничего о Вселенной, о звездах и даже о ближайших к нам планетах Солнечной системы. Сегодня существуют различные разделы астрономии, среди которых основными являются следующие:

Ø галактическая астрономии,

Ø внегалактическая астрономии,

Ø физика звезд,

Ø астрофизика,

Ø экзобиология,

Ø астрохимия,

Ø космология,

Ø космогония.

Астрофизика -раздел астрономии, изучающих физические свойства астрономических объектов.

Космология – теоретическая астрофизика, изучающая строение и эволюцию Вселенной в целом(от греческого космос - мир, Вселенная и логос - учение).Вкомпетенцию космологии входит и их движение(разбегание)объяснение наблюдаемого распределения галактик в пространстве.

Во времена Античности и Средневековья полагали,что Вселенная не изменяется. Копернику - Вселенная представлялась замкнутым пространством, которое ограничено особой сферой неподвижных звезд. Движения небесных тел всегда являются круговыми и равномерными.Звёзды застыли на своих местах, наблюдались только периодические движения в Солнечной системе. Большое значение имело открытие И.Ньютоном закона всемирного тяготения.

Согласно закону всемирного тяготения, что в конечной вселенной всё её вещество за ограниченный промежуток времени должно стянуться в единую тесную систему, тогда как в бесконечной Вселенной вещество под действием тяготения собирается в некоторых ограниченных объёмах-«островах», равномерно заполняет Вселенную.

Проблема получила название фотометрического парадокса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: