Психология менеджмента

? Выполнить: Проработайте тест по определению своих «ограничений»

Цели:

- определить (узнать) свои сильные стороны;

- определить свои «ограничения»;

- наметить пути преодоления «ограничений» (при работе с тестом).

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТА

Подготовьте копию таблицы ответов и воспользуйтесь ею для записи ваших ответов на утверждения теста.

Таблица 1

а б в г д е ж з и к л
1 2 3 4 5 6 7 8 9 110 111
12 13 14 15 16 17 18 19 20 221 222
23 24 25 26 27 28 29 30 31 332 333
34 35 36 37 38 39 40 41 42 443 444
45 46 47 48 49 50 51 52 53 554 555
56 57 58 59 60 61 62 63 64 665 666
67 68 69 70 71 72 73 74 75 776 777
78 79 80 81 82 83 84 85 86 887 888
89 90 91 92 93 94 95 96 97 998 999
100 101 102 103 104 105 106 107 108 1109 1110

Итого:

Далее вам предложено 110 утверждений, описывающих возможности, которые могут быть или отсутствовать у вас.

Прочитайте каждое утверждение и перечеркните квадрат с соответствующим номером в таблице ответов, если вы чувствуете, что оно справедливо по отношению к вам.

Последовательно проработайте весь вопросник; если какой-либо вопрос вызывает у вас сомнения, подумайте над ним и ответьте как можно более правдиво. Отвечая на вопросы, будьте максимально искренними.

1. Я хорошо справляюсь с трудностями, свойственными моей работе.

2. Мне ясна моя позиция по принципиально важным вопросам

3. Когда необходимо принимать важные решения о моей жизни, я действую решительно

4. Я вкладываю значительные усилия в свое развитие

5. Я способен эффективно решать проблемы

6. Я часто экспериментирую с новыми идеями, испытывая их

7. Мои взгляды обычно принимаются во внимание коллегами, и я часто влияю на то, какие решения они принимают.

8. Я понимаю принципы, которые лежат в основе моего подхода к управлению

9. Мне нетрудно добиться эффективной работы подчиненных

10. Я считаю себя хорошим наставников для подчиненных

11. Я хорошо председательствую на совещаниях, хорошо провожу их

12. Я забочусь о своем здоровье

13. Я иногда прошу других высказаться о моих основных подходах к жизни и работе

14. Если бы меня спросили, я, безусловно, смог бы описать, что я хочу сделать в своей жизни

15. Я обладаю значительным потенциалом для дальнейшего обучения и развития

16. Мой подход к решению проблем систематизирован

17. Обо мне можно сказать, что я нахожу удовольствие в переменах

18. Я обычно успешно воздействую на других людей

19. Я убежден, что исповедую подходящий стиль управления

20. Мои подчиненные полностью меня поддерживают

21. Я вкладываю много сил в «натаскивание» и развитие моих подчиненных

22. Я считаю, что методики повышения эффективности рабочих групп важны и для повышения собственной эффективности на работе

23. Я готов, если нужно, идти на непопулярные меры

24. Я редко предпочитаю более легкое решение тому, которое, как я знаю, является верным.

25. Моя работа и личные цели во многом взаимодополняют друг друга

26. Моя профессиональная жизнь часто сопровождается волнениями.

27. Я регулярно пересматриваю цели моей работы

28. Мне кажется, многие менее изобретательны, чем я

29. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее

30. Я сам начинаю обсуждение моих управленческих слабостей и сильных сторон, я заинтересован в обратной связи в этой сфере.

31. Мне удается создавать хорошие отношения с подчиненными

32. Я посвящаю достаточно времени оценке того, что нужно для развития подчиненных

33. Я понимаю принципы, лежащие в основе развития эффективных рабочих групп

34. Я эффективно распределяю свое время

35. Я обычно тверд в принципиальных вопросах

36. При первой возможности я стараюсь объективно оценить свои достижения

37. Я постоянно стремлюсь к новому опыту

38. Я справляюсь со сложной информацией квалифицированно и четко

39. Я готов пройти период с непредсказуемыми результатами ради испытания новой идеи

40. Я бы описал себя как человека, уверенного в себе

41. Я верю в возможность изменения отношения людей к их работе

42. Мои подчиненные делают все возможное для организации

43. Я регулярно провожу оценку работы своих подчиненных

44. Я работаю над созданием атмосферы открытости и доверия в рабочих группах

45. Работа не оказывает негативного влияния на мою частную жизнь

46. Я редко поступаю вразрез с моими убеждениями

47. Моя работа вносит важный вклад в получение удовольствия от жизни

48. Я постоянно стремлюсь к установлению обратной связи с окружающими по поводу моей работы и способностей

49. Я хорошо составляю планы

50. Я не теряюсь и не сдаюсь, если решение находится не сразу

51. Мне относительно легко удается устанавливать взаимоотношения с окружающими

52. Я понимаю, что заинтересовывает людей в хорошей работе

53. Я успешно справляюсь с передачей полномочий

54. Я способен устанавливать обратные связи с моими коллегами и подчиненными и стремлюсь к этому

55. Между коллективом, который я возглавляю, и другими коллективами в организации существуют отношения здорового сотрудничества

56. Я не позволяю себе перенапрягаться на работе

57. Время от времени я тщательно пересматриваю свои личные ценности

58. Для меня важно чувство успеха

59. Я принимаю вызов с удовольствием

60. Я регулярно оцениваю свою работу и успехи

61. Я уверен в себе

62. Я в общем влияю на поведение окружающих

63. Руководя людьми, я подвергаю сомнению устоявшиеся подходы

64. Я поощряю эффективно работающих подчиненных

65. Я считаю, что важная часть работы руководителя состоит в проведении консультаций для подчиненных

66. Я считаю, что руководителям не обязательно постоянно быть лидерами в своих коллективах

67. В интересах своего здоровья я контролирую то, что пью и ем

68. Я почти всегда действую в соответствии со своими убеждениями

69. У меня хорошее взаимопонимание с коллегами по работе

70. Я часто думаю над тем, что не дает мне быть более эффективным в работе, и действую в соответствии со сделанными выводами

71. Я сознательно использую других для того, чтобы облегчить решение проблем

72. Я могу руководить людьми, имеющими высокие инновационные способности

73. Мое участие в собраниях обычно удачно

74. Я разными способами добиваюсь того, чтобы люди из моего коллектива были заинтересованы в работе

75. У меня редко бывают настоящие проблемы в отношениях с подчиненными

76. Я не позволяю себе упустить возможности для развития подчиненных

77. Я добиваюсь того, чтобы те, кем я руковожу, ясно понимали цели работы коллектива

78. Я в целом чувствую себя энергичным и жизнерадостным

79. Я изучал влияние моего развития на мои убеждения

80. У меня имеется четкий план личной карьеры

81. Я не сдаюсь, когда дела идут плохо

82. Я уверенно чувствую себя, возглавляя занятия по решению проблем

83. Выработка новых идей не составляет труда для меня

84. Мое слово не расходится с делом

85. Я считаю, что подчиненные должны оспаривать управленческие решения

86. Я вкладываю достаточные усилия в определение ролей и задач моих подчиненных

87. Мои подчиненные развивают необходимые навыки

88. Я располагаю навыками, необходимыми для создания эффективных рабочих групп

89. Мои друзья подтвердят, что я слежу за своим благосостоянием

90. Я рад обсудить с окружающими свои убеждения

91. Я обсуждаю с окружающими свои долгосрочные планы

92. «Открытый и легкоприспосабливающийся» - это хорошее описание моего характера

93. Я придерживаюсь в целом последовательного подхода к решению проблем

94. Я спокойно отношусь к своим ошибкам, не расстраиваясь из-за них

95. Я умею слушать других

96. Мне хорошо удается распределить работу между окружающими

97. Я убежден, что в трудной ситуации мне обеспечена полная поддержка тех. кем я руковожу

98. Я способен давать хорошие советы

99. Я постоянно стараюсь улучшить работу моих подчиненных

100. Я знаю, как справляться со своими эмоциональными проблемами

101. Я сопоставлял свои ценности с ценностями организации в целом

102. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь

103. Я продолжаю развивать и наращивать свой потенциал

104. У меня проблем сейчас не больше и они не более сложны, чем год назад

105. В принципе, я ценю нешаблонное поведение на работе

106. Люди серьезно относятся к моим взглядам

107. Я уверен в эффективности моих методов руководства

108. Мои подчиненные с уважением относятся ко мне как к руководителю

109. Я считаю важным, чтобы кто-нибудь еще мог справиться с моей работой

110. Я уверен в том, что в группе можно достичь большего, чем порознь.

Выпишите соответствующие числа из итога таблицы 1 ответов в первый столбец (Ваш результат).

Заполните столбец (см. Таблицу 2) «Ранг», придавая наивысшему результату из первого столбца ранг 1, второму – 2 и т.д.

Заполните столбец (см. Таблицу 2) «Обратный ранг», придавая наименьшему результату ранг 1 и так далее.

Заполните итоговые таблички (Таблица 3). В табличке «Личные достоинства» содержатся области, в которых вы почти не имеете трудностей; в табличке «Личные ограничения» - области, требующие первоочередного развития.

Таблица 2

Ваш результат Сильные стороны Ранг Обратный ранг Ограничения
А Способность управлять собой     Неумение управлять собой
Б Четкие ценности     Размытость личных ценностей
В Четкие личные цели     Смутные личные цели
Г Продолжающееся саморазвитие     Остановленное саморазвитие
Д Хорошие навыки решения проблем     Недостаточность навыка решать проблемы
Е Творческий подход     Недостаток творческого подхода
Ж Умение влиять на окружающих     Неумение влиять на людей
З Понимание особенностей управленческого труда     Недостаточное понимание особенностей управленческого труда
И Способность руководить     Недостаток способности руководить
К Умение обучать     Неумение обучать
Л Умение наладить групповую работу     Низкая способность формировать коллектив
    Сильные стор. Ограничения  

Впишите номера 1, 2, 3 из столбца «Ранг» в графу «Мои сильные стороны», и номера 1, 2, 3 из столбца «Обратный ранг» в графу «Мои ограничения».

Таблица 3

Мои сильные стороны Мои ограничения
1. 2. 3. 1. 2. 3.

КРАТКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ

1. Неумение управлять собой. Неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; неспособность справляться со стрессами современной жизни.

2. Размытость личных ценностей. Отсутствие ясного понимания своих личных ценностей; наличие ценностей, не соответствующих условиям современной частной и деловой жизни.

3. Смутные личные цели. Отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни; наличие целей, несовместимых с условиями современной работы и жизни.

4. Остановленное саморазвитие. Отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям

5. Недостаточность навыка решать проблемы. Отсутствие стратегии, необходимой в принятии решений, а также способности решать современные проблемы.

6. Недостаток творческого подхода. Отсутствие способности генерировать достаточно новых идей; неумение использовать новые идеи.

7. Неумение влиять на людей. Недостаточная способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решения.

8. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда. Недостаток понимания мотивации работников; устаревшие, негуманные или неуместные представления о роли руководителя.

9. Слабые навыки руководства. Отсутствие практических способностей добиваться результата от работы подчиненных

10. Неумение обучать. Отсутствие способности или желания помогать другим развивать и расширять свои возможности

11. Низкая способность формировать коллекти в. Неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп или коллективов.

ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ

Власть и подчинение

В деловом общении "сверху — вниз", т. е. в отношении руководителя к подчиненному, «золотое правило» этики можно сформулировать следующим образом: "Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель". Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормативами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Этические нормы и принципы определяют, какое поведение в деловых отношениях этически приемлемо, а какое — нет. Эти нормы касаются, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения руководителя. Отметим некоторые из них.

§ Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченную группу с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каков он есть.

§ При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю важно выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

§ Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то руководитель не выполняет своих должностных обязанностей и поступает неэтично.

§ Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите самого сотрудника объяснить причину невыполнения задания, возможно, он приведет не известные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

§ Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

§ Тогда, когда это уместно, используйте прием "бутерброда" — спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

§ Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас, скорее всего не поблагодарят. Если не поможет — на вас ляжет вся ответственность.

§ Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.

§ Никогда не давайте сотрудникам возможности заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

§ Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

§ Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом за счет руководителя.

§ Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.

§ Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

§ Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно, так или иначе, узнают о них. Но утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.

§ Защищайте своих подчиненных и будьте им преданны. Они ответят вам тем же.

§ Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая, прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов; 2) личность подчиненного: кто перед вами — добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, вопрос и так называемый "доброволец".

Приказ чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.

Просьба используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотрудникам высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим образом произнести фразу, у сотрудника не возникает никакого сомнения, что это приказ.

Форму обращения вопроса ("Есть ли смысл заняться этим?") лучше применять в том случае, когда руководитель хочет вызвать обсуждение, но лучше выполнить работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя.

Форма "добровольца" ("Кто хочет это сделать?") подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но, тем не менее, она должна быть сделана. В этом случае "доброволец" надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе. Организации отражают особенности своих руководителей.

Этические обязанности руководителей:

1. Руководители должны быть образцом нравственного поведения. Они должны жить в соответствии с ценностями, способствующими процветанию возглавляемых ими организаций.

2. Лидеры ответственны за перспективы возглавляемой ими организации.

3. Лидеры должны постоянно информировать подчиненных о своих намерениях. Работники ожидают от руководства, что оно будет предоставлять им всю информацию, необходимую для эффективной работы.

4. Лидеры ответственны за формирование слаженно работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия. Члены коллектива должны знать, что они будут вознаграждены за сотрудничество с другими людьми на благо фирмы даже в том случае, если будет казаться, что их собственный вклад уменьшается. И уж конечно следует вознаграждать их за принятие решений, соответствующих стратегическим интересам организации.

5. Руководители отвечают за создание обстановки, поощряющей развитие личности и творчество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: