Гражданская оборона, ее организационная структура, роль и место в общей системе национальной безопасности России. Гуманитарная направленность гражданской обороны

Выполнила студентка 28 группы Абдрахманова Сабина Нурлановна, 1 вариант

Проверил: Солодников С.Ю s.u.solodnikov@rambler.ru

Почтовый адрес: sabina.abdrakhmanova.00@list.ru

Номер зачетной книжки: 1/18

Определение понятий: национальная безопасность, национальные интересы России

Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

Национальные интересы РФ совокупность сбалансированных ориентиров и стимулов личности, фундаментальных потребностей, ценностей и устремлений общества и государства, служащих их благу и безопасности.

Современные средства вооруженной борьбы (Обычное оружие, ядерное оружие, химическое оружие, биологическое, не летальное оружие) Особенности поражающего действия и защиты от него. Социально- экономические и медико-санитарные последствия.

Оружие массового поражения:

-ядерное

-химическое

-бактериологическое (биологическое)

Оружие массового поражения (ОМП) - оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь и разрушений. К оружию массового поражения относится ядерное, химическое и биологическое оружие.

Ядерным оружием называется оружие, поражающее действие которого основано на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при ядерном взрыве.

Поражающие факторы ядерного взрыва

При взрыве ядерного боеприпаса за миллионные доли секунды выделяется колоссальное количество энергии. Температура повышается до нескольких миллионов градусов, а давление достигает миллиардов атмосфер.

Основными поражающими факторами ядерного взрыва являются:

1. ударная волна-50% энергии взрыва;

2. световое излучение-30-35% энергии взрыва;

3. проникающая радиация-8-10% энергии взрыва;

4. радиоактивное заражение-3-5% энергии взрыва;

5. электромагнитный импульс-0,5-1 % энергии взрыва.

Химическое оружие - это оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ. К ним относят боевые отравляющие вещества, а также специальные вещества, предназначенные для уничтожения растений (гербициды, дефолианты).

По физиологическому действию ОВ делятся на группы:

1) ОВ нервно-паралитического действия – табун, зарин, зоман, Ви-Икс. Они вызывают расстройства функций нервной системы, мышечные судороги, поралич и смерть;

2) ОВ кожно- нарывного действия – иприт, люизит.

3) ОВ общеядовитого действия – синильная кислота и хлорциан. Поражение через органы дыхания и при попадании в желудочно-кишечный тракт с водой и пищей.

4) ОВ удушающего действия – фосген. Воздействует на организм через органы дыхания. В периоде скрытого действия развивается отек легких.

5) ОВ психохимического действия – Би-Зет. Поражает через органы дыхания. Нарушает координацию движений, вызывает галлюцинации и психические расстройства;

6) ОВ раздражающего действия – хлорацетофенон, адамсит, СS(Cи-Эс), СR(Си-Ар). Вызывает раздражение органов дыхания и глаз;

Биологическое оружие (БО) - это специальные боеприпасы и боевые приборы со средствами доставки, снаряженные биологическими средствами.

БО является оружием массового поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности -токсинов.

В качестве БО могут быть использованы возбудители чумы, холеры, сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза, сапа и натуральной оспы, пситтакко-за, желтой лихорадки, ящура, венесуэльского, западного и восточного американских энцефаломиелитов, эпидемического сыпного тифа, лихорадки КУ, пятнистой лихорадки скалистых гор и лихорадки цуцугамуши, кокцидиоидо-микоза, нокардиоза, гистоплазмоза и др.

Обычное оружие составляют все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, зенитные, авиационные, стрелковые и инженерные боеприпасы (БП) и ракеты в обычном снаряжении, зажигательные БП и огнесмеси.

Основными поражающими факторами при прямом воздействии ОСП являются: ударное (пробивное) действие; действие взрывной волны (контактное действие); действие воздушной ударной волны; поражение осколками; огневое воздействие.

Нелетальное оружие.

К этому виду относят оружие, которое способно нейтрализовать или лишать противника возможности вести активные боевые действия без значительных безвозвратных потерь живой силы и разрушений материальных ценностей. К возможному оружию на основе новых физических принципах, прежде всего, нелетального воздействия, можно отнести следующие виды оружия:

· лазерное оружие;

· оружие электромагнитного импульса;

· источники некогерентного света;

· средства радиоэлектронной борьбы;

· СВЧ оружие;

· метеорологическое, геофизическое оружие;

· инфразвуковое оружие;

· биотехнологические средства;

· химическое оружие нового поколения;

· средства информационной борьбы;

· психотропное оружие;

· парапсихологические методы;

· высокоточное оружие нового поколения (интеллектуальные боеприпасы)

· биологическое оружие нового поколения (включая психотропные средства).

Новые средства вооруженной борьбы, по мнению военных специалистов, будут использоваться не столько для ведения военных действий, сколько для того, чтобы лишить противника возможности активного сопротивления за счет поражения его наиболее важных объектов экономики и инфраструктуры, разрушения информационного и энергетического пространства, нарушения психического состояния населения.

Защита от оружия массового поражения, комплекс мероприятий, цель которых – максимально ослабить воздействие ядерного, химич. и биологич. (бактериологич.) оружия противника, радиоактивных и химич. веществ разрушенных предприятий атомной энергетики и химич. пром-сти на войска, население, окружающую среду и объекты экономики.

Мероприятия по защите войск от оружия массового поражения (ОМП) и их содержание в разл. армиях в осн. идентичны. В Вооруж. Силах (ВС) РФ они предусматривают: своевременное выявление подготовки противника к применению ОМП; рассредоточение войск, периодич. смену районов их расположения; инж. оборудование занимаемых войсками районов, позиций; подготовку путей для манёвра; использование защитных и маскирующих свойств местности; предупреждение войск о непосредственной угрозе и начале применения противником ОМП, а также о своих ядерных ударах, оповещение их о радиоактивном, химич. и биологич. заражении; противоэпидемич., санитарно-гигиенич. и спец. профилактич. мероприятия; выявление и оценку масштабов и последствий применения противником ОМП, разрушения радиационно, химически и биологически опасных объектов; обеспечение безопасности и защиты личного состава при действиях в зонах заражения, разрушений, пожаров и затопления; ликвидацию последствий применения противником ОМП.

Своевременное принятие мер защиты войск от ОМП обеспечивается радиационной, химич., биологич. и инж. разведкой. Средства защиты, защитные свойства воен. техники, фортификац. сооружений и местности, средства пожаротушения используются каждым военнослужащим самостоятельно или по распоряжению командиров подразделений в зависимости от обстановки. Дозы облучения по сравнению с расположением на открытой местности уменьшаются: в танках и одиночных окопах в 10 раз, в бронетранспортёрах в 4 раза, в автомобилях в 2 раза, в открытых щелях и траншеях в 20 раз, в перекрытых щелях в 40–100 раз, в блиндажах и убежищах в 200–500 раз и более. Для ослабления действия ионизирующих излучений на личный состав используются противорадиац. препараты, при поражении ОВ применяются антидоты. Районы радиац., химич. и биологич. заражения, как правило, обходят; при невозможности этого преодолевают на макс. скорости с увеличенными дистанциями. Личный состав применяет индивидуальные средства защиты и системы защиты от ОМП воен. техники. При длительных действиях на заражённой местности для отдыха личного состава, приготовления и приёма пищи используются коллективные средства защиты.

Защита войск от ОМП организуется командирами всех степеней в любых видах боевой деятельности войск независимо от того, применяется ОМП или нет.

Защита населения, окружающей среды и объектов экономики от ОМП в РФ организуется и проводится силами гражданской обороны. Осн. мероприятия: всеобщее обучение способам защиты от ОМП; заблаговременная подготовка защитных сооружений для населения; обеспечение населения индивидуальными средствами защиты; вывод людей из крупных городов в загородную зону ГО; своевременное оповещение об угрозе применения и самом применении средств массового поражения; организация спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и оказание мед. помощи пострадавшим; радиац., химич. и биологич. (бактериологич.) наблюдение и контроль заражённости природной среды, пищевого сырья, продовольствия, питьевой воды; санитарно-гигиенич., профилактич. и противоэпидемич. мероприятия.

Обучение населения защите от воздействия ОМП осуществляется дифференцированно: личного состава невоенизированных формирований ГО – в системе их подготовки; рабочих и служащих – на предприятиях и в учреждениях по спец. программе; учащихся – в средних и высших учебных заведениях; остальное население изучает самостоятельно соответствующие памятки и инструкции. Для укрытия населения городов строятся убежища, предусматривается приспособление имеющихся подземных сооружений (подвалов, уличных переходов, метро, гаражей, коммунально-технич. сооружений и др.). Для защиты жителей сельской местности, в т. ч. граждан, эвакуированных из городов, строятся противорадиац. укрытия, оборудуются горные выработки, подвалы, погреба, подполья и др., а также подготавливаются простейшие укрытия (открытые и перекрытые щели, траншеи).

В ряде государств защита населения от ОМП – одна из осн. задач ГО. Предусматриваются укрытие части населения в защитных сооружениях, частичная эвакуация из городов, обеспечение индивидуальными средствами защиты. Для подготовки населения к действиям в условиях нападения с применением средств массового поражения разработаны спец. программы, введено обязательное обучение защите от воздействия ОМП в средних и высших учебных заведениях.

Защита населения от воздействия обычных средств поражения — комплекс мероприятий, проводимых с целью исключить или максимально ослабить воздействие обычных средств поражения на население, объекты жизнеобеспечения и окружающую среду. Достигается: маскировкой; рассредоточением населения и объектов; наличием защитных сооружений; оборудованием загородных зон и больничных баз; обучением населения действиям в условиях военного времени, в т.ч. по оказанию первой (доврачебной) помощи, умению пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, защитными и маскирующими свойствами местности, фортификационными и инженерными сооружениями и т.д.; действиями по борьбе с пожарами, завалами, затоплениями; наличием транспорта и соответствующих путей сообщения для эвакуации населения; созданием запасов средств защиты, питания, воды, медицинских препаратов и др.; налаженной и технически соответствующей чрезвычайным условиям системе управления, руководства и связи. Защита населения от воздействия обычных средств поражения организуется органами управления ГОЧС и силами гражданской обороны.

Для снижения и без того огромного риска при нахождении на территории ведения боевых действий гражданское население должно знать особенности этой ЧС.

Прежде всего, следует иметь в виду, что на территории ведения боевых действий действуют совершенно другие законы и правила жизни, а главным действующим лицом, командиром и начальником для гражданского лица является вооруженный солдат. Так, например, все правила дорожного движения могут быть сведены к двум формулам: «Преимущественное право проезда имеет военная техника» и «Главным регулировщиком дорожного движения является военная автоинспекция».

Чтобы снизить угрозу для жизни при нахождении на территории ведения боевых действий, необходимо соблюдение следующих основных правил поведения.

Старайтесь не выходить на улицу без чрезвычайной необходимости, а в случае, если нужда заставила покинуть дом, необходимо захватить с собой удостоверение личности. Чтобы не оказаться под подозрением, не следует брать с собой бинокли, мобильные телефоны, предметы военной амуниции и, тем более, оружие или боеприпасы. Лучше взять сигареты (даже если вы не курите), они пригодятся при общении с солдатами.

При передвижении следует держаться подальше от военнослужащих и скоплений людей и техники. При проверке документов военным патрулем необходимо избегать резких движений и провоцирующих реплик в их адрес. Разумнее всего быть терпеливым и лояльным, учитывая психологическое состояние солдат и офицеров в условиях военного времени. Нельзя проявлять излишнее любопытство и, тем более, собирать оперативную информацию об обстановке, если она не касается личной безопасности.

Во время передвижения по простреливаемой местности на машине необходимо в любой момент быть готовым немедленно покинуть ее. Поэтому не нужно пристегиваться ремнями безопасности и, по возможности, занимать место возле дверей. Обязательно иметь с собой аптечку, которая может пригодиться не только вам, но и тем, к кому вы едете. Особой осторожности требует передвижение по местности, не контролируемой войсками, так как она может быть заминирована. То же относится и к посторонним вещам и предметам, встреченным на пути.

При возникновении перестрелки, а также в случае авиационного налета или артиллерийского обстрела нужно немедленно спрятаться в укрытии. При этом во время перестрелки пробираться в укрытие необходимо ползком, а не бежать, так как в этом случае огонь может быть направлен в вашу сторону. Укрытиями от артиллерийских и авиационных ударов могут служить бомбоубежища, подвалы зданий, станции метро, подземные переходы. Укрыться от оружейной стрельбы можно за выступ здания, каменные ступени крыльца, фонтан, памятник, чугунное основание фонарного столба, даже за бетонную урну или бордюрный камень.

Гражданская оборона, ее организационная структура, роль и место в общей системе национальной безопасности России. Гуманитарная направленность гражданской обороны.

Гражданская оборона в Российской Федерации организуется на территории всей страны - на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях, в том числе в организациях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (рис.1).

Организационную основу гражданской обороны составляют:

· руководство гражданской обороны;

· органы управления;

· эвакуационные органы;

· комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;

· силы гражданской обороны;

· органы государственного надзора в области гражданской обороны.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» руководство гражданской обороной осуществляют: в Российской Федерации - Правительство Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях - их руководители, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - соответственно главы органов исполнительной власти.

Руководители перечисленных органов и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны определены Федеральным законом «О гражданской обороне» (главы II и III).

Особые обязанности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны определяются в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения, согласованным с этими органами и утвержденными Президентом Российской Федерации.

Выписки из плана, в части их касающейся, рассылаются соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Особые обязанности структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны определяют соответствующие  главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

Управление гражданской оборонойосуществляют специальные органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Постоянно действующими органами управления гражданской обороны являются:

· на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

· на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее региональные центры МЧС России);

· на территориальном уровне - Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;

· на местном уровне - структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· в организациях - структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

 

Деятельность органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, регламентируется действующим законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также приказами, директивами и распоряжениями МЧС России, приказами и распоряжениями соответствующих руководителей гражданской обороны.

В целях обеспечения совместного функционирования Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации между МЧС России и администрациями субъектов Российской Федерации заключается соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Эти соглашения утверждаются Правительством Российской Федерации.

По данным соглашениям МЧС России передает, а администрации субъектов Российской Федерации принимает на себя оперативное управление Главным управлением МЧС в части выполнения им полномочий по организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Что касается полномочий в области гражданской обороны, то эти полномочия остаются за МЧС России, однако Главное управление МЧС принимает непосредственное участие в планировании, организации и проведении мероприятий гражданской обороны совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Оперативное управление предполагает временное (на период действия Соглашения) руководство органами управления, силами и средствами РСЧС, ГПС, организацию их подготовки и применения в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. При этом исключается возможность использовать оперативно подчиненные органы управления и силы не по прямому назначению, изменять организационную структуру и переназначать руководящий состав.

Управление в области гражданской обороны на региональном и местном уровнях осуществляется на основании директивных указаний Правительства Российской Федерации.

Основными задачами органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны являются:

· планирование и организация выполнения мероприятий гражданской обороны и защиты населения;

· подготовка руководящего состава в области гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· обеспечение постоянной готовности систем управления, связи и оповещения;

· контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания;

· организация повседневного наблюдения за состоянием окружающей среды, всех видов разведки, сбор и обобщение данных обстановки;

· оповещение населения по сигналам гражданской обороны;

· обеспечение управления силами гражданской обороны в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

· организация взаимодействия органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе с органами военного командования.

Для обеспечения управления гражданской обороны создается соответствующая система управления, включающая в себя органы и пункты управления, системы связи и оповещения, а также автоматизированную информационно-управляющую систему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом адаптации ее структуры и задач к условиям военного времени.

Одним из основных элементов системы управления гражданской обороной являются пункты управления, создаваемые на всех уровнях.

В целях обеспечения управления мероприятиями гражданской обороны предусматривается:

· загородный защищенный запасный пункт управления гражданской обороны - по одному для субъектов Российской Федерации и городов, отнесенных к группам по гражданской обороне;

· городской защищенный пункт управления гражданской обороны - по одному для субъектов Российской Федерации и городов, отнесенных к группам по гражданской обороне;

· городской пункт управления с местами для укрытия личного состава - в каждом районе, городе и населенном пункте, не отнесенном к группам по гражданской обороне;

· подвижный воздушный пункт управления гражданской обороны - один на каждый субъект Российской Федерации (на вертолетах, приписываемых на военное время);

· подвижный пункт управления (на автотранспорте) - один-два на каждый субъект Российской Федерации и по одному на каждый город, район.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях создаютсяэвакуационные органы: эвакуационные и эвакоприемные комиссии.

Задачи эвакуационных органов, а также порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы определяются Правительством Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: