(ГЕРОЙ – рассказчик – комбат). Почему он главный? Потому что он проходит путь – от «-» к «+».
1 эпизод – неудачные атаки, закончившиеся гибелью двух солдат (отсутствие тактического решения командира – просто отдан приказ: «Идти в атаку»);
2 эпизод – удачная атака Толстунова. Почему она увенчалась успехом? Потому что комбат принял правильное тактическое решение: прижать пулеметным огнем противника, что и позволило солдатам подняться в атаку.
Автор раскрыл тонкости поведения человека, который взял командование на себя, правильно рассчитал все нюансы ведения боя, постарался сохранить подчиненных. Командир малыми кровопотерями привел к победе. Интуиция, которая вырабатывается во время экстремальных ситуаций, и опыт помогают человеку, который становится командиром и в первую очередь заботится о подчиненных.
Следовательно, основная проблема может быть связана с главным героем – КАКАЯ?
КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОМАНДИР – ВОЖАК?
Командир играет главенствующую роль в принятии решений во время боевых действий. Командир должен быть примером мужества и воинской чести, должен быть всегда впереди. В жизни можно назвать немало случаев, когда солдаты говорят, что это командир, каких не найти, как отец. Очень важны его желание и умение сохранять жизни подчиненных и его слова ради поддержания среди солдат храбрости.
Командир принимает мудрое тактическое решение. Атака наконец-то заканчивается удачно. Поставленная задача решена. Цель достигнута.
*** ЭТО ПЕРВЫЙ ПУТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ – ПОИСК ГЛАВНОГО ГЕРОЯ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННОЙ С НИМ.
В центре любого текста ЕГЭ – человек, его поступки, мотивы его поведения, личностные качества, которые он проявляет в сложной ситуации.
Продолжаем.
***ВТОРОЙ ПУТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ – ПОИСК КУЛЬМИНАЦИИ ТЕКСТА
6. Какая ситуация описывается автором?
Война – это всегда трудная, критическая, экстремальная ситуация.
7. Где в данном тексте (в этой описанной ситуации) КУЛЬМИНАЦИЯ?
Момент наивысшего напряжения – атака во главе с Толстуновым.
Здесь главный герой – Толстунов, он поднимает солдат в атаку, атака завершается победой.
НО! Благодаря чему атака стала возможной?
Атака была подготовлена мудрым и ответственным решением комбата – он приказал пулеметчикам прижать немцев к земле. Значит, комбат по-прежнему главный герой.
Продолжаем.
***ТРЕТИЙ ПУТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ – ПОИСК ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ.
Всегда ищем в тексте противоречие, конфликт, противопоставление. Если есть – значит, здесь и «зарыта» основная проблема.
Противопоставлены могут быть: герои, их поведение, ситуации и др.
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ: две атаки не удались, а эта увенчалась успехом. Почему? Кто повлиял на ход событий? Командир.
Какая проблема отсюда вытекает?
КАК ДОЛЖЕН ВЕСТИ СЕБЯ КОМАНДИР В СИТУАЦИИ, ТРЕБУЮЩЕЙ РЕШИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ?
В кульминации подчеркивается роль вожака, который сумел повести людей за собой.
1) 2 вожака в центре внимания автора: командир – комбат, который принял верное тактическое решение, политрук Толстунов, который играет роль вожака.
Смысловая связь – дополнение (2 эпизода дополняют друг друга)
2) Если взять 1 абзац (авторские рассуждения о роли вожака), а затем проиллюстрировать его конкретным примером (атака Толстунова, то смысловая связь - пояснение (сначала даны теоретические рассуждения, а затем поясняющий пример).
3) Иллюстрация № 1. Две неудачные атаки. Гибель красноармейцев из-за того, что не было грамотного решения командира. Иллюстрация № 2. Успешная атака Толстунова, которому удалось поднять в атаку солдат, потому что было принято мудрое решение командира.
Смысловая связь – причинно-следственная.