Единое экономическое пространство

 

Одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности Республики Беларусь является укрепление и развитие интеграционных связей с Российской Федерацией в сфере экономики. Взаимные экономические интересы каждой из стран имеют объективные экономические и политические предпосылки.

Россия и Беларусь создали единое экономическое пространство. В целях создания единого экономического пространства государства-участники принимают согласованные меры по поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей развития и проводят единую структурную политику.

В Союзном государстве поэтапно вводится единая денежная единица (валюта) с одновременным созданием единого эмиссионного центра. Основной функцией единого эмиссионного центра является защита и обеспечение устойчивости единой денежной единицы, и эту функцию он осуществляет, взаимодействуя с другими органами Союзного государства и государственными органами государств-участников. Единый эмиссионный центр не вправе предоставлять кредиты органам Союзного государства и покупать ценные бумаги Союзного государства при их первичном размещении на финансовом рынке. Союзное государство предоставляет и получает кредиты и дает гарантии по кредитам, выпускает займы и ценные бумаги в порядке, определяемом Парламентом Союзного государства и утверждаемом Высшим Государственным Советом. Введение единой денежной единицы и формирование единого эмиссионного центра осуществляются на основе соглашения между государствами-участниками.

Беларусь и Россия собирались ввести на территории Беларуси российский рубль в качестве переходной валюты Союзного государства с 1 января 2005 года. Однако президенты двух государств предварительно договорились о новой дате - 1 января 2006 года. В Союзном государстве действует общий рынок ценных бумаг, предусматривающий их свободное обращение, и создаются соответствующие учреждения по эмиссии ценных бумаг и регулированию фондового рынка. В Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории.

Стороны считают основополагающими элементами унифицированного налогового законодательства:

единые принципы и правила налогообложения;

единый перечень основных налогов;

единые права и обязанности налогоплательщиков на территории Союзного государства;

единые термины и понятия.

августа 2000 г. об этом было достигнуто Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства.

Государства-участники проводят единую торговую политику в отношении третьих стран, международных экономических организаций и экономических объединений, применяют единые ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, единые таможенные режимы и единый порядок таможенного оформления и контроля, унифицируют законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и о защите экономических интересов государств-участников при осуществлении внешней торговли.

В пределах Союзного государства функционируют объединенные энергетическая, транспортная системы, взаимоувязанные системы связи и телекоммуникаций.

Бюджет Союзного государства призван обеспечивать финансирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы на содержание его органов. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Бюджетная классификация Союзного государства является группировкой доходов и расходов бюджета Союзного государства. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов государств - участников Союзного государства.

Бюджетная классификация Союзного государства включает: классификацию доходов бюджета Союзного государства; функциональную классификацию расходов бюджета Союзного государства; экономическую классификацию расходов бюджета Союзного государства; ведомственную классификацию расходов бюджета Союзного государства.

Бюджет Союзного государства основан на принципах:

полноты отражения доходов и расходов бюджета;

сбалансированности (бездефицитности) бюджета;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

эффективности и экономности использования бюджетных средств;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

гласности;

достоверности бюджета

Доходы бюджета формируются в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года за счет следующих источников:

неналоговые доходы;

безвозмездные перечисления.

Расходы бюджета Союзного государства в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

«Принципиальная позиция Минска по поводу единой валюты, - сказал в беседе с ИТАР-ТАСС один из представителей белорусского правительства, - остается неизменной: введение единой денежной единицы должно стать завершающим этапом экономической интеграции. Сначала необходимо сформировать единое экономическое, таможенное пространство, обеспечить равные условия субъектам хозяйствования и равные права, и уровни социальной защиты гражданам двух стран»

Сейчас нет оснований говорить о складывании на практике экономического и валютного союза между Россией и Беларусью, который мог бы способствовать определению генерального направления союзной экономической политики, купированию угроз для нормального функционирования единого хозяйственного комплекса. Высшее руководство обеих стран, как выяснилось, оказалось не готовым к передаче части своих государственных полномочий в сфере управления экономикой наднациональным органам Союзного государства. При этом полностью игнорируется очевидная возможность союзных органов управления осуществлять на наднациональном уровне решения в сфере экономики, способные активизировать последнюю, мобилизовать национальные резервы и достигать быстрых положительных хозяйственных результатов.

Что говорить о валютном и экономическом союзе, если не удалось прийти к формированию российско-белорусского единого рынка, а также к связанной с этим процессом ликвидации в полной мере таможенных барьеров между странами-союзницами. Россия и Беларусь погрязли в спорах о тарифных ставках, таможенных сборах и пошлинах, о налогах и размерах взимания платы с торговых операций, о нормах и технических стандартах. Есть и две более серьезные проблемы хозяйственной интеграции. Одна связана с огромной разницей в экономических потенциалах двух стран. Другая - с принципиальной потенцией России и Беларуси к интеграции в условиях пребывания обоих стран-союзниц (либо одной из них) в фазе экономического спада или кризиса.

Стоит специально подчеркнуть, что валютный союз России с Беларуси при нынешнем состоянии валютно-денежной и банковской систем в Беларуси и руководства ими, а также при неразвитости республиканского рынка ценных бумаг просто невозможен, поскольку не отвечает критериям и параметрам финансовой конвергенции. Кроме того, России в данный период крайне не выгодно переходить ускоренными темпами к общей валюте с Беларусью ввиду тяжелой экономической ситуации в этой стране, разницы в принципах функционирования экономик, нерешенности проблемы собственности и неприкрытого стремления республиканского руководства к политическому давлению на банковскую систему, к единоличному определению эмиссионной, инвестиционной и бюджетной политики. В этих условиях практически нельзя прийти к выработке общих финансовых критериев в рамках Союзного государства, а тем более, учитывая специфику политического устройства властной пирамиды Белоруссии, придерживаться общих правил поведения как внутри Союзного государства, так и при проведении внешних финансово-кредитных и валютных операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: