Характеристика подвижных игр для младших школьников

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

  

Институт                                                                                               Кафедра

Физической культуры                                                «Гимнастика и спортивные игры»

   и спорта

 

 

 

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки физкультурное образование

Контрольная работа

По дисциплине «Теория и методика спортивных игр»

на тему:

«Характеристика игр для младших школьников 1-4 классов

С методикой проведения»

Студент гр. 19 ЗСПО 52 _______________________________________ Безрукова М.С.

Получено:

_________________

Проверил:              

_________________                                                                к.п.н., доцент кафедры ГиСИ

                                                                                                                 Крапчина М.В.

 

 

Пенза, 2020.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Характеристика подвижных игр для младших школьников………………...4

2. Конспект урока по подвижным играм для учащихся 4-го класса…………10

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14

 

Введение

 

Одним из наиболее значимых и действенных факторов сохранения здоровья у младших школьников могут быть спортивные и подвижные игры. Спортивные игры включают все виды свойственных человеку естественных движений (ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами и т.д.). К спортивным играм относя такие игры как бадминтон, баскетбол, городки, настольный теннис и т.д.

В последнее время наиболее значительный прирост нарушений состояния здоровья отмечается в наиболее критические периоды детства: у младших школьников – в 7-10 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего, перегрузок в начальной школе составляет 12 %. Многие исследователи отмечают четкую зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов, что способствует сохранению здоровья.

Задачи работы:

 - дать характеристику подвижных игр для младших школьников;

- рассмотреть конспект урока по подвижным играм для учащихся 4-го класса

 

Характеристика подвижных игр для младших школьников

 

Игра с раннего детства ребёнка является основным фундаментом познания, становления первых движений, моторики, речи. По мере взросления ребёнка подвижные игры используются для общего физического развития, совершенствования двигательных умений и навыков, это самые доступные и эффективные средства воздействия на учащихся при их полной активности. Они способствуют решению таких образовательных задач, как совершенствование и закрепление умений, приобретённых на занятиях легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми; навыков в прыжках, беге, метаниях. В связи с введением в учебные заведения ФГОС, универсальные учебные действия позволяют ученику самому ставить цель, решать поставленные задачи и проблемы, оценивать свои умения и навыки. Давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников, стараясь оценивать конкретно и объективно.

Подводить итоги уроков, анализировать успехи, разбирать двигательные действия, в которых были допущены ошибки и почему? Изучать двигательные умения и навыки не только в практической, но и теоретической форме. На каждом уроке ученики должны твердо знать, для чего он выполняет то или иное упражнение, чему конкретно должны научиться на данном занятии. Игры, больше чем любые другие средства физического воспитания, отвечают потребностям растущего организма и способствуют всестороннему гармоничному развитию детей. С помощью игр развиваются такие физические качества как быстрота, сила, выносливость, ловкость, а также морально-волевые качества, гражданские качества — смелость, честность, коллективизм.[1]

Подвижные игры благотворно влияют на развитие организма детей, содействуют укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом. Играя, школьники приобретают элементарные навыки владения мячом, которые необходимы для изучения таких спортивных игр как ручной мяч, баскетбол, волейбол, футбол. Дети, играя в подвижные игры, быстрее отдыхают, снимают усталость после умственных нагрузок. Почти во всех подвижных играх, используемых на уроках физической культуры, участвует весь класс или большинство присутствующих, освобожденных учащихся я привлекаю в помощь в судействе. Игры включают учеников в активные действия, что значительно повышает моторную плотность урока.

 Подбор подвижных игр связан с возрастными особенностями учащихся, их физической подготовленности, игровым опытом, а также с прохождением учебного материала.

Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством для решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их собственному содержанию. В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми.

Для детей 1–2 класса игры со сложными движениями еще недоступны. Их больше привлекают игры сюжетного характера. Например, для учеников 1–2 классов используют следующие подвижные игры: - игры с элементами бега: «Гуси-лебеди», «Салочки выручалочки», «Рыбаки и рыбки» - игры с прыжками: «Салки на одной ноге», «Зайцы в огороде», «Переправа» - игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Угадай и поймай», «Самый меткий», «Кто дальше бросит».

 В 3–4 классах у детей совершенствуется координационные способности. Рост показателей силы, быстроты, ловкости, и выносливости, более совершенное управление своим телом и лучшая адаптация организма к физическим нагрузкам делают доступными для детей этого возраста игры довольно сложного содержания. В этом возрасте у детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов, а следовательно, повышается устойчивость внимания и интересов. Подвижные игры, в 3–4 классах более длительные по времени и интенсивны по нагрузке. В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.[2]

Для учащихся 3–4 классов рекомендую игры с общеразвивающими упражнениями: - игры с перестроениями: «Поворот направо», «Капитаны», «Тройка» - игры с элементами бега: «Карась и щука», «Круговая эстафета», «Бег за флажками» - игры с прыжками: «Удочка», «Прыжки по полоскам», «Прыжок за прыжком» - игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Салки с мячом», «Охотники и утки», «Подвижная цель». - игры с элементами сопротивления: «Тяни в круг», «Перетягивание в парах» В этих классах могут быть уроки и без подвижных игр, большинство подвижных игр для школьников этого возраста включает в себя элементы спортивных игр. Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног. Перед младшими школьниками нужно ставить такие цели, достижение которых возможно за относительно короткий промежуток времени. Поставленные цели должны быть эмоционально окрашены, достижение их должно приносить ощутимые, конкретные результаты. Тогда деятельность учащихся, подкрепляясь видимыми сдвигами, будет более результативной и интересной возникнет интерес к урокам, к достижениям поставленной цели. Сознательные действия обучающихся — это созидательное решение учебной задачи и проблемы.

Подвижные игры всегда связаны с инициативой участников, они проходят эмоционально на фоне повышенной двигательной активности, основанной на естественных движениях, с «мягкими» правилами и учетом особенностей детского организма. Отмечается оздоровительный эффект подвижных игр, положительное их влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, на укрепление мышц, улучшение обмена веществ, т.е. подвижные игры оказывают комплексное разностороннее влияние на ребенка. Подвижные игры, как одно из средств физического воспитания, способствуют переключению с умственной деятельности на физическую, повышают общую работоспособность, восполняют дефицит движений, обеспечивают правильное протекание физиологических функций.[3]

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

По мнению Э.Я. Степаненковой, подвижные игры – это одно из средств сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Эти игры дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражнять детей в беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле и т.д. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых выражена роль движений, которые требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, что способствует лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию и т.д. [4]

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции физического здоровья, основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функций. Необходимо отметить, что большую часть недели дети проводят в школе. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребѐнка, когда детский организм наиболее чувствителен к воздействию различных, в том числе и отрицательных факторов окружающего мира. Для большинства учащихся, занимающихся умственным трудом, характерны нервно-эмоциональные перегрузки, что является основной причиной снижения работоспособности и высокой заболеваемости среди них.[5]

Подвижные игры направлены на решение не только образовательных, но также и оздоровительных задач. Например, для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зри тельные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками и т.д. Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и обладания определенной физической сноровкой. Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторениями составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Подвижные игры как основополагающий фактор сохранения здоровья широко применяются в школе на уроках и во внеклассных занятиях. В основу группировки подвижных игр положен принцип преимущественного их воздействия на развитие двигательных качеств. Например, игры направленные на развитие силовых качеств: «Удержись в круге», «Кто сильнее», «Забери мяч» и т.д.; игры, направленные на развитие координации: «Передай мяч», «Волки во рву», «Зоркий глаз» и т.д.; игры, направленные на развитие скоростных качеств: «Волки и овцы», «Ловля бабочек», «Эстафета» и т.д.; игры, направление на развитие выносливости: «Кто быстрей», «Перехват мяча», «С кочки на кочку» и т.д. При подборе подвижных и спортивных игр необходимо учитывать некоторые отличия в содержании и форме для детей разных возрастных групп, а также умело отбирать их, исходя из конкретных условий. Например, у детей младшего школьного возраста преобладает предметно-образное мышление, поэтому многие игры строятся на непосредственном подражании явлениям окружающей действительности. Уровень развития речи младших школьников позволяет им дружно, в определенном ритме, согласовывать слова с движениями. У младших школьников костно-связочный аппарат пластичен и гибок.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: