ТЕМА 5. СИТУАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
1. Модель ситуационного лидерства Ф. Фидлера
2. Подход «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса
3. Модель Херси-Бланшара
4. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона
5. Достоинства и недостатки ситуационного подхода к лидерству
Модель ситуационного лидерства Ф. Фидлера
Ситуационная модель руководства американского профессора Фреда Фидлера (1967) (Fiedler leadership model) явилась важным вкладом в развитие теории о лидерстве, так как он сосредоточил внимание на ситуации и выявил три фактора, влияющие на поведение руководителя.
Согласно утверждению Фидлера, базовый стиль лидерства, присущий каждому человеку, представляет собой ключевой фактор его успеха как лидера. Поэтому Фидлер и начал свои исследования с того, что попытался определить и понять этот базовый стиль лидерства. Фидлер считал, что каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, при этом стиль того или иного руководителя остается, в целом, постоянным. По мнению Фреда Фридлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, не способен, поэтому его нужно, исходя из ситуации и стоящей задачи, помещать в те условия, где он сможет лучшим образом себя проявить. После того, как базовый стиль руководства определен, необходимо удостовериться в том, что лидер соответствует имеющейся ситуации.
|
|
Фидлер выделил три ситуационных фактора:
1. Отношение между руководителями и членами коллектива. Подразумевает лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей;
2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость и формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность;
3. Должностные полномочия. Это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.
Так, когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на них легко воздействовать, в противоположном случае, когда все плохо, руководителю лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность их контроля.
Рис. 1. Выводы, сделанные на основе модели Фидлера
Стиль руководства, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Такой стиль, скорей всего, расширит возможности руководителя оказывать влияние. Проявление заботы о благополучии подчиненных на деле улучшило бы отношения между руководителем и подчиненными. При условии, что подчиненные мотивированы потребностями более высокого уровня, использование такого стиля руководства может дать возможность руководителю стимулировать личную заинтересованность исполнителей в конкретной работе. Это было бы идеально, потому что самоуправляемая рабочая сила уменьшает необходимость в плотном, строгом надзоре, и к тому же минимизирует риск потери контроля.
|
|
Ситуационные переменные, предложенные Фидлером, достаточно сложны для практического применения. На практике не всегда легко определить, насколько комфортны отношения между лидером и последователями, насколько структурирована задача и сильны полномочия лидера в контексте. И, тем не менее, Фидлер заложил основу для ситуационного подхода к управлению.