Что Вы знаете о возникновении театра в России?

Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Старейшим театром были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморохи, участвуя в обрядах, вносили в них светское содержание. Скоморошить - петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Актеры этих театров высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию. Для исполнения сказок, былин, песен достаточно было только одного исполнителя. Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий - власти и церковь преследовали скоморохов и ставили их в один ряд с волхвами, колдунами.

По-настоящему театр появился в 17 веке - это были придворный и школьный театры. Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Трудно сказать, почему в начале 70-х годов у Алексея Михайловича Романова возник интерес к театру. Можно только предположить, что это было связано с влиянием Артамона Матвеева и Симеона Полоцкого, рассказами послов о постановках в европейских странах. Царь и знать присматривались к жизни в Европе, подробно спрашивали дипломатов обо всем в других странах. Власти хотели лучше выглядеть перед множеством прибывавших посольств, показать, что и в России люди умеют жить. Дворянин Лихачев отправился в Италию с дипломатическим поручением. Во Флоренции он был приглашен на придворный бал и спектакль. Все увиденное было со всеми подробностями описано в посольском донесении. Под влиянием царицы Алексей Михайлович Романов затеял для развлечения молодой супруги соорудить в Преображенском «комедиальную хоромину». Устроителем первого театра стал пастор московской лютеранской кирхи Григори. 17 октября 1672 года состоялось первое представление. Царь так был восхищен, что 10 часов подряд не вставал с места, пока шло представление. Бояре стояли: в присутствии государя им садиться не дозволялось. Григори завел театральную школу и обучал молодежь. Чтобы ученики не разбегались, их насильно держали под стражей. Григори умер, и его сменил Степан Чижинский, который заставлял воспитанников зубрить текст даже по ночам. Если вначале играли сцены из священной истории, то затем царь разрешил театральные представления, состоящие из танцев, отважился смотреть балет «Орфей». Пьесы были написаны тяжеловесно - напыщенным языком, но были и шутовские развлекательного характера. Посещение спектаклей считалось важнейшим государственным делом, иногда на них приглашались и послы других стран. После смерти царя театр прекратил своё существование.

Театральное дело было возобновлено Петром I. Прежде всего, он обратил театр из придворного в народный, для всех «охотных смотрельщиков». Театр был переведён из царских хором на Красную площадь, где воздвигнута была особая «комедийная храмина». Пётр желал сделать театр выразителем своих побед, но его немецкие комедианты оказались для этого дела непригодными. Директор Петровского театра Яган Куншт затруднился выполнить заказанную Петром по случаю победы его «триумфальную» комедию. Вообще Пётр был недоволен современным ему репертуаром. Он требовал пьес, которые имели бы не более трёх действий, не заключали бы в себе никаких любовных интриг и были бы не слишком грустны, не слишком серьёзны, не слишком веселы. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке и потому хотел иметь комедиантов преимущественно из Польши, а не из Германии. После смерти Петра Великого театральное дело в России стало падать.

Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли, маскарады. Пьесы были преимущественно комического содержания: императрица предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актёры в конце действия непременно колотили друг друга». В дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене. Шепелев; исполнителями театральных пьес являлись ещё Воронцовы, Апраксины, Брюсов, Ермаков. С особенной пышностью было поставлено действо об Иосифе.

В царствование Елизаветы Петровны образовался театр в Шляхетском корпусе, в Ярославле организовалась труппа Волкова. Труппа была вытребована в Петербург, где дебютировала в присутствии государыни. 30 августа 1756 года вышел указ об учреждении русского театра в Петербурге (ныне Александринский театр).

Екатерина II придавала театру высокое образовательное значение, но это сознание в её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением. Всё же театр явился в России первым проводником народности (пьесы Фонвизина). В 18 веке впервые были установлены «пробы» (дебюты) для артистов. Тогда же стали давать платные спектакли.

В Москве был открыт Императорский театр. В придворных спектаклях нередко принимали участие малолетние: это были в основном пажи, кадеты и воспитанницы вновь учрежденного Новодевичьего (Смольного) монастыря. Явившись на первых порах забавой двора, театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. При Екатерине II славились театры Румянцева, Волконского; у графа Шереметева было целых четыре театра.

Домашние театры при дворе и у знатных бояр способствовали появлению на сцене женщин (уже в теремах царевны Софии). Первыми русскими актрисами были Марья и Ольга Ананьины и Мусина-Пушкина. С другой стороны принадлежность значительной части актёров к числу крепостных не могла содействовать возвышению общественного положения актёров. Из крепостных вышел и знаменитый артист Михаил Щепкин. В первый же период истории русского театра на сцене выработалась определенная школа. Эта была школа — французская. Первыми образцами были иноземные театры, в особенности французская труппа Сериньи. Близость этой труппы и репертуар первых лет, состоявший из переводов комедий Мольера ещё более обобщил артистическую физиономию обеих трупп, французской и русской. Во главе художественной части юного русского театра был поставлен Дмитревский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: