Суть игры
Ребенок участвует в “солдатских учениях” и выполняет различные задания на ловкость, смекалку, внимание, знание военной техники и военных профессий. После выполнения всех заданий маленький боец награждается медалью.
Подготовка к игре
· В первую очередь, в спокойной обстановке ознакомьтесь со сценарием. Важно прочитать его полностью, лучше – несколько раз, тогда во время игры вам не придется отвлекаться, выискивая нужный эпизод.
· Читая сценарий, подумайте: хотите вы использовать сразу все игры, или вам приглянулись только некоторые? Тематическое занятие состоит из 7 частей. Можно разделить занятие на несколько дней, обыгрывая каждый день по 1 или несколько частей. Количество и сложность игр следует выбирать, ориентируясь на возраст, интересы и навыки ребенка: малышам до 3 лет достаточно предложить одно или два простых задания, а в 6-7 лет дети могут справиться со всеми заданиями. Правильно выбрать игры очень важно – слишком простые задания быстро наскучат ребенку, слишком сложные – заставят почувствовать себя бессильным и неуспешным. Если предложенная в сценарии игра кажется вам слишком простой или сложной – смело адаптируйте ее под ребенка! А некоторые задания мы сами даем в двух вариантах – попроще и посложнее, для малышей и старших дошкольников.
|
|
· Определившись со сценарием, выберите подходящий день и время для игры. Не обязательно проводить занятие именно 9 мая – пусть лучше это будет день, когда у Вас (а может, и у других членов семьи?) достаточно сил и времени, а ребенок не переутомлен и здоров.
· К назначенному дню подготовьте необходимый реквизит (он указан в комментариях к заданиям). Все необходимые материалы тоже нужно заранее распечатать, наклеить, может быть – украсить. Очень важно, чтобы во время занятия вам не пришлось отвлекаться на организационные моменты – это помешает ребенку погрузиться в игру.
Что понадобится:
1 часть. Распечатанные и разрезанные по пунктирным линиям карточки с изображениями военной и гражданской техники, карточки с силуэтами военной техники, мяч, листок-шпаргалка с военными пословицами. По желанию – “солдатская форма” для ребенка (можно сделать пилотку из газеты, надеть папин солдатский ремень, взять игрушечный автомат и т.д).
2 часть. Подручные средства (диван/кровать, подушки, большие картонки и т.п) для имитации окопа. Кубики лего (на 4) красного и зеленого цвета (общее количество 10-20 шт.) или распечатанные “пограничные столбы” и фломастеры, карандаши (зеленый и красный)
3 часть. Распечатанный лабиринт, фломастеры или карандаши
4 часть. Распечатанные:
|
|
§ лист с шифром + лист с расшифровкой кода (для детей от 5 лет)
§ лист с математическим пазлом “танк” (на 5 и 8 полосок, для детей младше 5 лет) – разрежьте заранее по пунктирным линиям.
§ лист с контурным рисунком военной техники
5 часть.
Подручные материалы для создания полосы препятствий. Лист с карточками танков разного размера (разрежьте по пунктирным линиям). Карточка с кастрюлей (приклеить с обратной стороны к одной из карточек с танком)
6 часть. Кастрюля (стоит на плите на кухне), карточки с загадками (вложены в кастрюлю), 10-15 спичек/зубочисток/счетных палочек (вложены в кастрюлю).
7 часть На ваш выбор
Ход игры
1 часть: ”Призыв”
Позовите ребенка к себе и расскажите, что в честь праздника Дня Победы его ждет настоящая военная игра. Не жалейте времени на беседу: спросите, что он помнит из рассказов о войне. Можно предложить ребенку такие вопросы:
· Что такое День Победы?
· С кем наша страна воевала в Великой Отечественной войне?
· Почему она так называется?
· Чего хотели захватчики?
· Кто защитил от них нашу страну?
Убедитесь, что ребенок знает, что такое армия и зачем она нужна стране (защищать мирных жителей от врагов); кто в ней служит (солдаты, военные); каким должен быть хороший солдат (сильным, выносливым, храбрым).
В заключение расскажите о бывших на фронте дедушках и бабушках, покажите их ордена и фотографии. Предложите детям представить, что сегодня они вместе с ними становятся солдатами и защищают Родину.
Прочитайте вместе с ребенком (а при желании выучите) стихотворение:
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу
Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
Шелестят березы,
Распевают птицы,
Подрастают дети
У родной страны.
Скоро я в дозоре
Встану у границы,
Чтобы только мирные
Снились людям сны.
В.Степанов
Игра “Военная техника”
Что понадобится: карточки с изображениями военной и гражданской техники, карточки с силуэтами военной техники (заранее вырежьте и разрежьте карточки по пунктирным линиям)
Ведущий: Солдаты должны знать военную технику. Я тебе покажу изображения различной техники, а ты выбери только те, которые используются военными.
(В этом задании ведущий вперемешку показывает ребенку карточки с изображениями военной и гражданской техники. Ребенок должен выбрать только те карточки, на которых нарисована военная техника. Если малыш выбрал неправильную карточку или затрудняется с ответом, ведущий может подсказать верный ответ. В ходе игры рассмотрите вместе картинки, обсудите, чем отличается военная техника от гражданской.)
Ведущий: Молодец! А теперь проверим, сможешь ли ты отличить военную технику ночью. Найди к каждой картинке военной техники подходящий силуэт.
(Ведущий показывает карточки с тенями военной техники. К каждой картинке нужно найти свою тень.)
Детей от 5 лет можно попросить назвать военные профессии. Пусть ведущий показывает карточку, а ребенок называет профессию.
Танк – танкист, самолет – летчик, пулемет – пулеметчик, грузовик – водитель, корабль – капитан, и т.д.)
Физкультминутка
Ведущий: Ты отлично справился с этим заданием! А теперь давай помаршируем, как солдаты.
(Выберите одну из предложенных физкультминуток и помаршируйте вместе)
«На параде»
Как солдаты на параде, (встаем по стойке смирно)
Мы шагаем ряд за рядом, (маршируем)
Левой — раз, левой — раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки — (хлопаем в ладоши)
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки (стучим ножками на месте)
Громче и быстрей!
или
«Как солдаты»
Встали ровненько, ребята, (встаем по стойке смирно)
Пошагали, как солдаты. (маршируем)
Влево, вправо наклонись, (наклоняемся влево, вправо, руки на поясе)
|
|
На носочках потянись. (встать на мысочки, руки вверх)
Раз – рывок, (как будто тянем канат)
Два – рывок,
Отдохнул ли ты, дружок? (показываем обеими руками знак “отлично” – кулак с поднятым большим пальцем вверх)
Игра “Военные слова”
Что понадобится: мяч
Вариант 1 – для младших
Ведущий: Давай поиграем в мяч. Я буду его катить и называть слова, а ты лови мячик, если мое слово связано с войной. Не лови мяч, если слово не будет относиться к военной теме.
(Ведущий катает мячик и называет слова. Начинайте медленно, если ребенок хорошо успевает – увеличьте темп. Через некоторое время можно поменяться ролями: пусть ребенок катает мяч и называет слова, а ведущий ловит.)
Вариант 2 – для старших
Ведущий: Давай поиграем в мяч. Я буду тебе его кидать и называть военную профессию. А ты лови мяч и говори, что делает этот человек, а потом кидай мяч обратно
(Ведущий бросает мяч и называет профессии:
§ Летчик (держит штурвал, управляет самолетом)
§ Пограничник (охраняет границу, разговаривает по рации, смотрит в бинокль)
§ Капитан военного судна (стоит на капитанском мостике, смотрит в бинокль, отдает команды)
§ Танкист (управляет танком, смотрит в прицел, переключает рычаги) и т.д.
Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряясь.)
Игра “Кто и где защищает Родину?” (Дополнительный вариант игры.)
Что понадобится: распечатанный лист со схематичным изображением неба, земли и моря; карточки с фотографиями военной техники (см. выше игра “Военная техника”).
Как играть: рассмотрите с ребенком рисунок. Предложите вспомнить людей военных профессий и рассказать, кто где работает. Например,
– летчики воюют в небе
– танкисты охраняют Родину на земле
– капитаны военных кораблей защищают Родину в море
Распределите карточки с изображением военной техники в соответствии с тем, где она используется (в воздухе, на воде или на земле)
Игра “Пословицы” (для детей старше 5 лет)
Что понадобится: тексты пословиц
|
|
Ведущий: А теперь давай проверим, знаешь ли ты военные пословицы. Я буду читать тебе начало пословицы, а ты постарайся назвать последнее слово. Объясни, как ты понимаешь эту пословицу.
Родимая сторона мать, а чужая …(мачеха)
От Родины веет теплом, а от чужбины…(холодом)
Собака лает на смелого, а кусает … (трусливого)
Худой мир лучше доброй …..(ссоры)
Мир строит, а война….(разрушает)
Человек от лени болеет, а от труда ….(здоровеет)