ТЕМА 5. СИТУАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
ТЕСТ
(выберите один или несколько вариантов ответов)
1. Модель ситуационного лидерства:
а) опирается на взаимосвязь между стилем лидерства и ситуацией;
б) опирается на взаимосвязь между ситуацией и характером руководителя;
в) опирается на взаимосвязь между возможностями организации и стилем лидерства;
г) опирается на взаимосвязь между стилем лидерства и потребностями работника
Может ли лидер быть успешным во всех ситуациях?
а) он может проявить свои лидерские качества только в подходящей ситуации;
б) руководитель предприятия может очень успешно действовать в одних ситуациях и терпеть неудачи в других;
в) лидер должен быть успешным во всех ситуациях;
г) это зависит от стиля лидерства;
Какой фактор, по мнению Ф. Фидлера, не влияет на поведение руководителя?
д) взаимоотношения с подчиненными;
е) внешняя политика;
ж)должностные полномочия;
з) структура задачи.
Ф. Фидлер считал, что, хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается, в целом
|
|
а) постоянным;
б) переменным;
в) авторитарным;
г) демократичным.
Ф. Фидлер исходит из предположения, что
а) человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации;
б) человек может приспособить свой стиль руководства к ситуации;
в) он предлагает помещать руководителя со своим стилем лидерства в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к его стабильному стилю руководства;
Г) все ответы верны.
6. Стиль руководства, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит:
а) в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными;
б) в благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него достаточно власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными;
в) в неблагоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточно власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными;
Г) все ответы верны.
7. В соответствии с подходом «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса, приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:
а) разъяснение того, что ожидается от подчиненного;
б) использование страха наказания для достижения целей подчиненными;
в) оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех;
г) директивные указания руководителя, направленные на достижение намеченных целей.
8. В случае утомительной и неинтересной работы для подчиненного руководителю следует использовать:
|
|
а) инструментальный стиль;
б) поддерживающий стиль;
в) стиль, ориентированный на достижения;
г) стиль, поощряющий участие.
Суть ситуационных теорий лидерства:
а) руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в конкретных ситуациях;
б) руководитель-лидер должен менять ситуацию с помощью используемого стиля лидерства;
в) человек может приспособить свой стиль руководства к ситуации;
г) ситуация оказывает влияние на применяемый стиль руководства.
10. По теории Херси – Бланшера:
а) руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей, воздействуя на пути достижения этих целей;
б) цель влияет на применяемый стиль руководства;
в) стиль руководства нужно учитывать в разных ситуациях;
г) ситуация оказывает влияние на применяемый стиль руководства
11. По модели принятия решений руководителем Врума-Йеттона:
а) имеется шесть стилей руководства, используемых в зависимости от степени участия подчиненных в принятии решений;
б) имеется три стиля руководства, используемых в зависимости от степени участия подчиненных в принятии решений;
в) имеется пять стилей руководства, используемых в зависимости от степени участия подчиненных в принятии решений;
Г) имеется четыре стиля руководства, используемых в зависимости от степени участия подчиненных в принятии решений.
12. К ритериями в модели принятия решений руководителем Врума-Йеттона являются:
а) наличие достаточной информации и опыта у руководителей для принятия качественного решения;
б) заинтересованность сотрудников в достижении цели;
в) уверенность, что демократическое решение лидера получит поддержку у подчиненных;
г) заинтересованность руководителя в достижении цели.
13. Поддерживающий стиль лидерства предполагает, что лидер:
а) подробно инструктирует, проверяет задания исполнителей;
Б) разъясняет свои решения, проясняет ситуацию;
в) информирует о своих идеях, способствует принятию решения;
Г) возлагает на других ответственность за принятие решений и их выполнение.
14. Уровень готовности сотрудников можно измерить:
а) уровнем компетентности и уровнем настроя;
б) уровнем мотивации сотрудников и уровнем удовлетворенности работой в организации;
в) степенью контроля за работой;
Г) все ответы верны.
Директивный стиль лидерства вполне уместен, когда
А) подчиненные либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу;
б) подчиненным требуются соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль;
в) подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости;
Г) подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания.
Наставнический стиль лидерства вполне уместен, когда
а) подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости;
б) руководитель выбирает поведение, ориентированное на задачу, чтобы давать конкретные инструкции подчиненным относительно того, что и как надо делать;
В) подчиненные либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу;
Г) подчиненным требуются соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль.
Делегирующий стиль лидерства вполне уместен, когда
а) подчиненные и могут, и хотят нести ответственность;
б) поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и на человеческие отношения;
в) подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости;