Приложение 3
«Сравнительный анализ бивака в категорийном походе и стационарном лагере».
ФАКТОРЫ | КАТЕГОРИЙНЫЙ ПОХОД | ЛАГЕРЬ |
Вода | В среднегорье воду для питья лучше брать из родников, а взятую из ручья или реки употреблять кипячёной: не исключено, что выше по течению тот же ручей проходит через пастбище. | В базовых лагерях необходимо иметь по близости родник с чистой водой. |
Палатки | При разбивке лагеря определяются места постановки жилых палаток, при наличии удобных площадок палатки лучше располагать поближе друг к другу. | Если есть возможность палатки надо поставить полукругом к костру на 1,5 м., но главное, чтобы палатки находились на безопасном расстоянии от костра и на них не попадали искры. Это расстояние будет зависеть от скорости ветра, но должно быть не менее 5 м. Площадки под палатки следует выровнять, вокруг каждой выкопать канавку для стока воды. |
Продукты | Под скоропортящиеся продукты можно оборудовать «холодильник» в речке или же на крутом участке ручья. Температура воды в горных ручьях редко бывает выше 5-7 градусов. При хранении продуктов надо учитывать, что грызуны и птицы всегда не прочь полакомиться запасами экспедиции. К тому же грызуны среднегорья часто являются переносчиками опасных болезней, и продукты, побывшие в контакте с лаской и мышами, следует либо уничтожить, либо тщательно стерилизовать. | Для склада продуктов обязательно выделить отдельную палатку, труд по её доставки, установке и раскладке в ней продуктов затем окупается экономией времени и удобством учета. |
Костровой тент | Тент натягивается в случае предпосылок дождя. Потому что на это будет уходить уйма времени на каждой стоянке. | Крупный тент, натянутый на высоте около двух-трех метров над костром, значительно облегчит работу дежурных - ведь даже при обложном дожде готовиться пища. Да и люди смогут спокойно поесть у костра, а не согнувшись в палатке. |
Туалет | В 100 м. от лагеря по разным сторонам от него определить туалет для мальчиков и девочек, не рядом с водой. | В противоположных сторонах от лагеря (в 100 м.) должен находиться туалет для мальчиков и девочек (необходимо выкопать ямы). |
Отходная яма | Пищевые отходы лучше выбрасывать в 20 м. от лагеря, таким образом вы не испортите дерн и накормите живущих в лесу животных. | Лучше выкопать отходную яму примерно в 20 м. от лагеря, сбрасывать туда пищевые отходы, в конце лагеря закопать. |
Мытьё посуды | Будет лучше, если каждый помоет свою посуду сам, так в походе вы сэкономите время. | Дежурные моют посуду у отходной ямы, тем временем как другие чем-то заняты, так вы сможете делать несколько вещей параллельно и не нужно брать много щеток и моющего средства. |
Дрова | Заготавливаются всеми (за исключением дежурных) вначале разбивки нового лагеря. Их надо много – для приготовления ужина и завтрака. В случае приближения дождя можно разделиться на две группы и одновременно постараться быстро набрать дров и успеть поставить палатки на сухую землю. | После постановки лагеря, надо сходить всеми за дровами, лучше запастись один раз на все дни проживания. |
Экспозиция | В походе можно пренебречь красотой панорамы. | Надо учитывать экспозицию расположения туристского лагеря. При достаточной освещённости приятно не только сфотографировать друзей на фоне интересного пейзажа, но, если повезёт, то наблюдать восход и закат солнца. |
Комфорт | Будет нецелесообразно, если вы будите несколько часов делать дополнительное оборудование, а на следующее утро уйдете, таким образом, вы потратите много времени и сил, а в итоге даже не воспользуйтесь им. Самое главное это хорошо поставить палатки и хорошо отдохнуть перед следующим днём. | В лагере жить 10 дней и будет приятно и комфортно, если вы поставите в лагере стол, скамьи, баню, землянку, дополнительное оборудование всегда полезно. |
Безопасность | В категорийном походе перед разбивкой на ночлег надо осмотреть окрестности, чтобы максимально обезопасить лагерь от возможных стихийных явлений: затопления, молний, осыпи, обвала, оползня, селя, камнепада, или даже от элементарного падения дерева. | Необходимо тщательно проверять не может ли упасть сухое дерево и т.д. необходимо предусмотреть всё. Безопасность является самым главным фактором, от неё зависит жизнь людей в лагере. |
|
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены вопросы организации бивака при проведении туристских мероприятий. Не маловажную роль при размещении бивака играет выбор места. В работе были рассмотрены основные требования, предъявляемые при выборе места. Была рассмотрена схема идеального лагеря и проведен сравнительный анализ особенностей организации бивака в категорийном походе и стационарном палаточном лагере. Выяснили, что практически любой палаточный лагерь можно рассматривать как идеальный, так как он должен соответствовать его требованиям. Определили, что бивак в категорийном походе значительно упрощен в сравнении с палаточным лагерем. Выяснили, что это связано с недостатком времени, сил, средств и нецелесообразности выполнения некоторых принципов постановки «Идеального лагеря», главное должны быть соблюдены требования безопасности при организации туристского лагеря. Бивак в категорийном походе практически полностью исключает критерий комфорта (за исключением расположения палаток и отдыха в них).
Одним из приложений работы является презентация в электронном варианте, которая отражает схематично показанное расположение основных объектов стационарного палаточного лагеря, проводит сравнительный анализ бивака в походе и лагере, отражает краткую информацию об их различие.
Данная работа в комплексе с электронным оборудованием может быть использована в учебных целях для изучения предложенной темы. Она поможет правильно организовать быт в естественных условиях.
Литература
1. Усков А.С.Практика Туристских Путешествий. Учебное пособие по туризму и краеведению.- СПб.: Творческий Учебный Центр «ГЕОС», 1999.-264с., илл.
2.Маслов А.Г.Способы автономного выживания человека в природе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Г. Маслов, Ю.С.Константинов,В.Н.Латчук-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2005.-304с.
|
|
3.Маслов А.Г.Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учеб.-метод. пособие.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-160с.: илл.-(Воспитание и доп. образование детей).
4.Шишлянников С.М.Жизнь в природе: справочник скаута-разведчика. Авт.-сост. Шишлянников С.М.- Воронеж.-1999г.-256с.
5.Плешанов Е.А.Учебно-справочное пособие «Я +Природа» ИПФ «Воронеж»-1997г.