Как в западных, так и в отечественных современных исследованиях, посвященных взаимоотношениям в семье, воспитывающей особого ребенка, наблюдается тенденция к выходу за пределы диады мать-ребенок, расширению круга включенных в исследование родственников, к изучению семьи в целом.
Семья, воспитывающая ребенка с особыми потребностями, стала объектом изучения специалистов смежных областей (психиатров, психологов, дефектологов) сравнительно недавно, во 2-й половине 20 века. При этом семья изучается, с одной стороны, как сама по себе, требующая психологической помощи из-за стресса, вызванного появлением в семье особого ребенка. С другой стороны, особую семью рассматривают как среду, в которой растет и развивается особый ребенок, помогающую или препятствующую его адаптации и социализации. Однако очевидно, что только в психологически благополучной семье особый ребенок может получить то, что ему необходимо для вхождения в социум и дальнейшей как можно более полноценной жизни.
|
|
Когда в семье появляется ребенок, семья меняется. Когда в семье появляется особый ребенок, семья меняется еще больше, меняется повседневная жизнь членов семьи, их психологическое состояние, их контакты с внешней средой т.д. Они уже не равны себе прежним и, исходя из этого нового статуса, относятся к ребенку иначе, чем, если бы он был здоров. Именно эти идеи привнесла в психологию семьи системная семейная теория.
Рождение в семье ребенка с явными нарушениями в развитии — это всегда глубокие переживания для всех членов семьи, необходимость изменения привычного ритма жизни, мобилизации материальных и психических возможностей. Родители, ожидавшие появления на свет желанного ребенка и настраивавшиеся на благополучие и семейное счастье, зачастую не готовы к серьезным осложнениям и трудностям, которые возникают в связи с рождением проблемного ребенка. Многие еще долгое время не могут смириться с такой "несправедливостью судьбы", кто-то не в состоянии любить малыша, который сильно отличается от того, которого ждали. Можно перечислить ряд психологических особенностей, которые возникают в семье в связи с рождением проблемного ребенка, но проблема принятия ребенка в семье является главной и во многом определяющей все его дальнейшее развитие.
Родители, которые принимают ребенка таким, какой он есть, и внимательно следят за его реакциями, радуясь любым его активным и самостоятельным действиям, как правило, добиваются больших успехов. Способность матери уловить малейшие признаки желаний ребенка и помочь ему в их осуществлении оказывает самое большое влияние на его развитие. Очень хорошо, если родители знают закономерности развития здоровых детей и стремятся следовать в их русле при воспитании своего ребенка, несмотря на то, что он, естественно, будет осваивать аналогичный материал медленнее, чем его здоровые сверстники.
|
|
Главная и самая тяжелая проблема в таких семьях — осознать себя родителями ребенка с нарушениями и сложностями в развитии. Многие из семей часто испытывают огромное давление со стороны врачей, советующих оставить больного малыша в Доме ребенка, отказаться от его воспитания, так как, по их мнению, нет надежды, достичь какого-то ощутимого результата в его развитии. Как правило, такие советы дают врачи, которые ничего не знают о возможных путях воспитания и обучения проблемного ребенка, об успешности этой работы. В результате семья оказывается один на один со своей бедой и лишь спустя годы выходит на нужных ребенку специалистов и получает помощь, которая по мере взросления ребенка, к сожалению, становится менее эффективной и результативной, она должна быть доступна семье с первых дней жизни ребенка. В связи с этим отметим, что необходимо проводить мероприятия по повышению квалификации и психологической компетентности практикующих специалистов — педиатров, невропатологов и др., работающих с детьми. Эта задача должна решаться в первую очередь профильными вузами, а также командами специалистов, осуществляющих социальную работу с данными категориями семей при действующих медицинских центрах.
Именно в этот период родителям необходима поддержка специалистов, верящих в возможность помочь ребенку с любыми нарушениями, знакомых с практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания проблемного ребенка. Еще большую поддержку могут оказать другие родители, уже пережившие подобный стресс и нашедшие в себе силы для правильного воспитания ребенка. Порой очень важно знать, что твой случай не единственный и не исключительный, что такие же или почти такие же дети воспитывались и воспитываются в других семьях. Своевременно полученная родителями информация о специалистах, которые знают, как помочь их ребенку, о специальных учебных учреждениях, где он может воспитываться, способна существенно улучшить психологическое состояние родителей.
Конструктивный настрой в семье, эмоциональное принятие и любовь родителей к своему ребенку — необходимые условия проведения эффективной коррекционно-реабилитационной работы с малышом, начиная с первых месяцев его жизни. Без заинтересованного участия и поддержки со стороны родителей, без их активного включения в процесс реабилитации ребенка невозможно осуществить весь комплекс необходимых мероприятий и добиться успеха в ранней коррекции отклонений в развитии. Этим продиктована необходимость целенаправленной работы специалистов-психологов с родителями проблемного ребенка и по возможности со всем его социальным окружением, с тем, чтобы их согласованные действия были подчинены единой цели преодоления отклонений в развитии у малыша и обеспечения его полноценного развития.
Почему мы считаем, что эти семьи какие-то другие, и до какой степени они отличаются от остальных. Рождение любого ребенка, с точки зрения системной семейной теории, является стрессом, заставляющим измениться семейную систему для его преодоления. Рождение особого ребенка – больший стресс, т.к. как к обычным переменам добавляются шок от поставленного диагноза, дополнительные заботы по уходу за ребенком, чувство стыда перед обществом, чувство вины, потребность в дополнительном материальном обеспечении. Нередко длительный стресс ведет к нарушению внутрисемейных отношений, психическим и психосоматическим расстройствам членов семьи, возможно, к частичной утрате семьей своих функций – ко всему тому, что в системной семейной психотерапии называют дисфункциональностью. Однако и такой стресс может быть преодолен. Безусловно, особому ребенку требуется больше внимания и ухода, возможно, что для его развития лучше подходит другая, более опекающая родительская позиция, чем для здорового ребенка. Поэтому результаты исследований, свидетельствующие о гиперопеке со стороны родителей, не более чем констатируют факт, но еще не являются свидетельством наличия нарушения в семье.
|
|
Относительно семей с особым ребенком для каждой из подходящих стадий перечисляют основные источники стресса:
- Рождение ребенка. Получение точного диагноза и его принятие, трудности эмоциональной адаптации к ситуации, информирование других членов семьи.
- Школьный возраст. Принятие решения относительно того, в какую школу отдать ребенка: общеобразовательную или специальную. Реакция сверстников на ребенка. Трудности, связанные с организацией заботы о ребенке и внешкольных занятий.
- Подростковый возраст. Принятие того, что дефект ребенка хронический и останется неизменным. Проблемы, связанные с сексуальной сферой. Трудности, связанные с изоляцией и отвержением со стороны сверстников. Планирование профессионального будущего ребенка.
- Уход ребенка из семьи. Понимание того, что ответственность семьи за судьбу ребенка на этом не заканчивается. Выбор подходящего учреждения или места жительства для дальнейшего проживания ребенка. Недостаток возможностей социализации людей с особыми потребностями.
- Стадия «опустевшего гнезда». Восстановление отношений с супругой (супругом) в случае, если ребенок был успешно институционализирован. Взаимодействие с персоналом учреждения, куда помещен член семьи с особыми потребностями.
2. «Страшный» диагноз
Такой диагноз действительно имеет серьезные психологические последствия, накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка. Давайте представим, как могут повлиять первые негативные слова о младенце на мать и отца.
|
|
Мать в период после родов очень ранима, находится в состоянии повышенной чувствительности и хрупкости. Отец, как и мать в течение девяти месяцев ожидал появление малыша. У них обоих есть представления о будущем ребенке: их младенец уже является частью их самих, кем-то очень близким, сокровенным, олицетворяющим их лучшие мечты.
Родители детей-инвалидов помнят с удивительной точностью тот момент, когда им было сказано, что их ребенок инвалид. Для них это известие явилось сильнейшей травмой. Психика матери обычно не готова к травме. Беременная женщина никогда всерьез не подумает, что ее ребенок может быть инвалидом. Поэтому, когда такое случается – это настоящий шок для женщины и результатом этого шока бывает боль. Это нарушает возможности психики защищать себя, а именно реагировать так, как она обычно это делает в ситуации, причиняющей боль и страдание, т.е. использовать все виды защитных механизмов. Шок дезорганизует душевную жизнь человека, он,как будто, образует разрывы в неподготовленной психике и полностью нарушает нормальное функционирование.
Сообщение о диагнозе ребенка должен делать врач. Те слова, которые будут произнесены, могут остаться в сознании родителей на всю жизнь. Но есть некоторые способы, с помощью которых можно уменьшить последствия этой травмы для родителей. Сообщение диагноза ребенка должно быть сделано супружеской паре.
1) Это сразу поставит их в позицию «родительства». Быть родителем ребенка-инвалида крайне сложно, но они должны принять совместно свою новую роль
2) Это даст им возможность вдвоем противостоять этой проблеме. Когда информируется только один родитель – это может привести к разобщению супружеской пары
Необходимо, чтобы родители как можно полнее разделили ответственность за ребенка. Это приводит также к спонтанному стремлению родителей разделить чувство вины. Чувство вины становится преобладающим в их переживаниях.
Важно также получить поддержку остальных членов семьи. Желательно, чтобы о диагнозе ребенка в ближайшее время узнали другие члены семьи. Они могут оказать большую поддержку супругам. Сразу усиливается сплоченность семьи из-за сопереживания. Создание такого окружения, которое бы эмоционально поддерживало родителей, может уничтожить или уменьшить их спонтанную тенденцию к уединению, стыдливой самоизоляции. Такие родители обычно склонны прерывать все свои внешние отношения. В результате они действительно оказываются покинутыми своими друзьями и семьей и становятся одинокими.
Конечно, родителям должна быть сказана только, правда. Но как это сделать? Лучше если диагноз сообщается после первого свидания родителей с ребенком. Первый физический контакт с младенцем очень важен, т.е. позитивный контакт с ребенком.
Психолог будет первым, кто станет заниматься именно родительским чувством боли, т.е. признает, что оно существует, позволит родителем выразить все чувства и мысли, которые вызвало у них сообщение о диагнозе ребенка, не настаивая на необходимости немедленных решений. Родители могут испытывать желание избавиться от ребенка: суть в том, что они должны иметь возможность высказать такие мысли, но не переводить их медленно в решения и действия.