Конспект урока русского языка
Дата 02.05.2020.
Группа № 84 профессия автомеханик 2 курс
Тема: «Употребление знаков препинания».
Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: расширить представление о вариативности пунктуации; познакомить с вариативными и факультативными знаками препинания; совершенствовать пунктуационные умения и навыки
Основные понятия:
Знаки препинания — знаки, образующие особую часть общей графической системы данного языка и обслуживающие те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами н другими письменными обозначениями (цифрами, знаком равенства, знаком подобия и т. д.). Назначение знаков препинания — указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению ее синтаксического строения и ритмомелодики. (Словарь лингвистических терминов Д. Э. Розенталя).
Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка). 1. Собрание правил постановки знаков препинания. Русская пунктуация.2. Расстановка знаков препинания в тексте. Ошибочная пунктуация. Особенности пунктуации в произведениях М. Горького. (Словарь лингвистических терминов Д. Э. Розенталя.
Необходимо помнить!
Вариативность пунктуации – это возможность параллельного употребления нескольких знаков препинания на одной позиции в предложении. К парам вариативных знаков относятся точка и запятая; точка и точка с запятой; тире и двоеточие; запятая и тире; скобка и тире. Также существуют факультативные знаки, постановка которых необязательна.
Вариативные знаки препинания – знаки препинания, которые можно равноценно использовать на одной позиции в предложении.
Вариативность пунктуации – возможность параллельного употребления нескольких знаков препинания на одной позиции в предложении.
Авторская пунктуация
1. Индивидуальный характер пунктуации в текстах того или иного писателя, не противоречащий действующим правилам пунктуации.
2. Сознательное нарушение пунктуации и особое использование знаков препинания в художественных текстах.
Факультативные знаки препинания – оправданные, но не обусловленные структурой предложения знаки препинания. Используются, чтобы подчеркнуть значение стоящих после тире слов, выделить их интонационно, отметить присоединительный оттенок и т. д.
Используемая литература:
1. Учебник Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.2/ Н.И. Гольцова, И.В. Шамшин., М.А. Мищерина- ООО «Русское слово – учебник», 2017.
Интернет ресурсы:
1.Видеоурок. Русский язык 11 класс (Урок№8 - Вариативность пунктуации. https://yandex.ru/video https://yandex.ru/video/preview/ Дата обращения 01.05.2020.
Презентация к уроку «Авторская пунктуация».
Ход урока
Мотивационный модуль.
Формулируется тема урока.
Ребята, на этом уроке вы познакомитесь с вариативными и факультативными знаками препинания, узнаете о сочетании знаков препинания, авторской пунктуации.
2. Основная часть
Объясняющий модуль.
Теоретический материал для самостоятельного обучения
План:
1.Сочетание знаков препинания.
2.Фаультативные знаки препинания.
Авторская пунктуация.
Сочетание знаков препинания.
1. Вопросительный и восклицательный знаки: при сочетании этих знаков препинания сначала ставится вопросительный знак, который характеризует предложение по цели высказывания, а затем восклицательный, который указывает на эмоционально-экспрессивную окраску предложения.
Например: Увозят милых корабли, уводит их дорога белая... И стон стоит вдоль всей земли: «Мой милый, что тебе я сделаю?!» (М. Цветаева); — Давай, кто там?! — отозвался Саша Самоходка. (Е. Носов)
2. Запятая и тире: при сочетании внутри предложения этих знаков препинания сначала ставится запятая, а затем тирс.
Например: Миллер был непримирим и зная то, о чём геолог не имел понятия, — законы борбы и победы. (К. Паустовский) В данном случае запятая ставится, закрывая придаточное предложение, тире ставится перед присоединительной конструкцией (перед ней можно вставить слово это).
3. Многоточие и другие знаки препинания:
а) после вопросительного или восклицательного знака ставятся не три точки, а только две, так как третья стоит под одним из знаков.
Например: О Русь моя!.. Огонь и дым... Законы вкривь и вкось... О, сколько именем твоим страдальческим клялось! (В. Фёдоров);
б) при сочетании многоточия с запятой многоточие поглотает запятую, так как указывает не только на пропуск слов, но и на пропуск знака препинания. Такая же постановка знаков препинания используется в случаях, когда многоточие указывает на прерывистость речи.
Например: — Знаете, товарищ генерал... Один раз мне уже точь-в-точь это было сказано... то есть не то чтобы сказано... но бьио сделано так, что я целый год переживав... (А. Бек).
4. Скобки и другие знаки препинания:
а) запятая, точка с запятой, двоеточие, тире ставятся только после закрывающей скобки.
Например: Аким с женой только что собрались пополдничать (проезжих в постоялом дворе, за летними работами, ни одного не было), как вдруг тележка бойко застучат по дороге и круто остановилась перед крыльцом (И. Тургенев);
б) точка, вопросительный и восклицательный знаки ставятся перед закрывающей скобкой в том случае, если они относятся к словам, заключённым в скобках.
Например: Однажды в октябрьском тумане я брёл, вспоминая напев. (О, миг непродажных лобзаний! О, ласки некупленных дев!) И вот — в непроглядном тумане возник позабытый напев (А. Блок);
в) после закрывающей скобки ставится тот знак препинания, который необходим по условиям контекста, независимо от знака препинания, находящегося перед скобкой.
Например: И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (А. Блок); Вот так, храня стремление одно, вползают в землю щупальцами корни, питая щедро алчные плоды (а жизнь идёт!), — всё глубже и упорней стремление пробиться до воды. (Н. Майоров).
5. Кавычки и другие знаки препинания:
а) перед закрывающимися кавычками не ставятся точка, запятая, точка с запятой, тире. Все эти знаки препинания ставятся после кавычек.
Например: Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «малюй», «малюсенькой», «мамочкой», и всегда на «ты» (А. Куприн);
б) если предложение или словосочетание, заключённое в кавычки, должно заканчиваться запятой, а дальше следует продолжение текста, то запятая не ставится.
Например: [Ромашову] теперь вспомнились выражения вроде: «мой дурак», «этот презренный человек», «этот болван, который вечно торчит» и другие не менее сильные выражения, которые расточаю Раиса в письмах (А. Куприн);
в) если встречаются внутренние и внешние кавычки (в начале или конце текста, цитаты, прямой речи), то они должны отличаться друг от друга графически (существуют два типа кавычек — «ёлочки» и ’’лапки”).
Например: Ученик написал в сочинении: «Мне очень понравились такие стихи Блока, как ”Россия ”, ”Осенний день ”, ”Русь моя, жизнь моя... ”».