[ ], [ ]. [ ]; [ ]. | одновременность, последовательность |
[ ]: [ ]. | причина. пояснение, разъяснение |
[ ] – [ ]. | время, условие, противопоставление, следствие |
Запятая ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если его части тесно связаны по смыслу. Для таких предложений характерна интонация перечисления. Например: Был сентябрь, желтели магнолии, на коричневых сухих виноградниках весь день лаяли привязанные у шалашей собаки. (К. Паустовский)
Точка с запятой ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если его части менее тесно связаны по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые: Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щёки; невозможно было дотронуться до раскалённых краёв брички; густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух (Л. Толстой); Толстые сосульки, свисавшие с крыш, o6таивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд; по всем улицам пела капель звонкую песню весны. (К. Паустовский)
|
|
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:
1) если вторая часть разъясняет и раскрывает содержание первой (в этом случае можно вставить а именно). Например: За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же (Н. Гоголь);
2) если в первой части есть глаголы видеть, слышать, знать, чувствовать и т. п., которые предупреждают, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-либо описание (в этих случаях можно вставить союз что). Например: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает (И. Тургенев);
Примечание. Вместо двоеточия может быть поставлена запятая, если интонация предупреждения отсутствует, например: Вижу, из лесу медведь выходит... (Ю. Герман)
3) если во второй части указывается основание, причина того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить союзы потому что, так как). Например: На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шёл курьерский поезд (А. Чехов);
4) вторая часть представляет собой прямой вопрос. Например: Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился? (М. Лермонтов)
Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, если:
1) во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быстроту смены событий (при этом возможна вставка союза и). Например: Сыр выпал — с ним была плутовка такова (И. Крылов);
2) вторая часть содержит противопоставление по отношению к содержанию первой (возможна вставка противительных союзов а, но). Например: Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (А. Грибоедов);
|
|
3) вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чём сообщается в первой: Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы (М. Пришвин);
Примечание. Не следует путать знаки препинания при причинно-следственных отношениях. Двоеточие ставится, если во второй части указана причина, тире ставится, если во второй части указано следствие. Ср.: Выйти невозможно: на улице проливной дождь (2-я часть — причина). — На улице проливной дождь — выйти невозможно (2-я часть — следствие).
4) первая часть указывает на время или условие совершения действия, обозначенного во второй (в начале предложения возможна вставка союзов когда, если). Например: Ехал сюда — рожь только начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят, новая опять поспевает (М. Пришвин);
5) во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой (при этом возможна вставка сравнительных союзов как, как будто, словно, что). Например: Посмотрит — рублём подарит (Н. Некрасов);
6) вторая часть (неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что). Например: Иногда мне думается — надо убежать (М. Горький);
7) вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это; иногда оно имеется в самом предложении).
Например: На стене ни одного образа — дурной знак. (М. Лермонтов)
Обобщение материала
Тренировочный модуль
1.Укажите бессоюзные сложные предложения.
А)Всё холоднее и пронзительнее становился дующий с перевала ветер, всё тяжелее из-за разреженного воздуха было дышать.
Б)Крошился под ногами снежный наст, катилось слева, клонясь к вершинам, закатное солнце, отбрасывая от всего длинные тени.
В)Свет заполнил комнату, лениво просочившись сквозь окна, хотя в углах, под креслом и под столом ещё прятались остатки ночи.
Г)Я поднялась вверх по течению, вошла по колено в воду.
Укажите смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении.
Пускаться плыть теперь беда: мой чёлн не крепок, вёсла ломки.
А)Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает причину того, о чём говорится в первой части.
Б)Вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение пояснения, раскрывает содержание всей второй части.
В)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Г)Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
Укажите смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении.
Упустишь огонь – не поймаешь.
А)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Б)Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
В)Вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение пояснения, раскрывает содержание всей второй части.
Г)Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает причину того, о чём говорится в первой части.
Укажите смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении.