Задание № 1. Ответы на вопросы

ЗБ-РА-21, Катюха Т.А.

Я пара. Дисциплина «Правоведение». Практическое занятие.

Тема: «Право: понятие, нормы, отрасли».

Задание № 1. Ответы на вопросы.

Право - это система общеобязательных формально определенных норм - правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных или санкционированных государством и охраняемых им от.
     Под функцией права принято понимать главные направления воздеи̌ствия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людеи̌. Право прежде всего выполняет регулятивную и охранительную функции:
1) Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор.
Регулятивная функция права воплощена в Конституции РФ.
2) Охранительная функция состоит в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей.
Охранительная функция воплощена в УК РФ.
3) Политическая функция - право является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.
4) Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико- правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.
5) Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.
6) Методологическая функция – оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права
7) Идеологическая функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение.
   Под реализацией права принято понимать претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, физических лиц).
  Реализация права и его действие в принципе близкие понятия, так как реализация права означает одновременно его действие. Вместе с тем действие права более широкое понятие, оно предполагает не только его собственно юридический аспект функционирования (регулирование общественных отношений), но и информационное, психологическое, социальное и иное воздействие на общественные отношения. Реализация же права есть его специально-юридический механизм действия, т. е. непосредственное регулирование общественных отношений, перевод общих, абстрактных моделей поведения в конкретные поступки и деятельность субъектов правового общения.

                                            2. Нормы права и их виды
   Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью государственного принуждения.
Виды норм права:
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
      а) исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
      б) общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
      в) специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
      а)императивные (содержащие властные предписания);
      б)диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
      в) поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
      г)рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);
9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;
11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);
12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

  Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

































Источники права

        Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования. Различают четыре основных вида источников (норм) права:
1) Правовой обычай.
2) Судебный прецедент.
3) Нормативный правовой акт.
4) Нормативный договор.

С некоторой долей условности к источникам права можно отнести юридическую доктрину, в некоторых правовых системах источником права являются религиозные произведения или даже "революционное правосознание", в Древнем Риме источником права были ответы и сочинения юристов.

1) Правовой обычай.
    Обычай является одним из самых старых видов социальных норм. Вообще обычай - правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки. Правовым обычаем называется обычай, санкционированный государством, после установления юридической санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым. Как источники право обычаи имели большое распространение в древности и в средние века, но и в настоящее время они не утратили своего значения в некоторых странах. В России правовой обычай широкого распространения не имеет, однако его применение не исключается. Статья 5 Гражданского кодекса РФ предусматривает применение обычаев делового оборота (обычай делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе).

2) Судебный прецедент.
   Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила (некоторые исследователи в качестве источника права выделяют ещё и юридический прецедент). Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило, нижестоящими), должны решаться так же. Судебный прецедент в настоящее время широко применяется в Великобритании и некоторых других странах, относящихся к англосаксонской правовой семье. В России и других странах, относящихся к романо-германской правовой семье, судебный прецедент не рассматривается как источник права.

3) Нормативный правовой акт.
    Нормативный правовой акт - документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативный правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативный правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
                         Законы и подзаконные акты.
     Закон - нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют:
а) основные - Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу;
б)конституционные - принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения;
в) кодифицированные - сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений;
г) текущие - принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества.

     В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы - федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ - федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.
      Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т.п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.

4) Нормативные договоры.
        Источником права в России являются также нормативные договоры. Самым распространённым видом нормативных договоров являются международные договоры, в различных правовых системах присутствуют и иные нормативные договоры. Согласно статье 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, причём если международным договором РФ установлены иные правила (нормы), чем предусмотренные законом, то применяются правила (нормы) международного договора. Порядок заключения, ратификации и применения международных договоров установлен Конституцией РФ и Федеральным законом "О международных договорах РФ" (1995). Источниками права являются также Федеративный договор, иные договора и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (внутрифедеративные договора и соглашения недопустимо путать с международными договорами РФ), коллективные трудовые соглашения.

                                    4. Отрасли и система права.
         Система права– это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой – их специализацию.
       В основе построения системы права лежат принципы, уже ранее рассмотренные нами принципы:
– принцип верховенства прав и свобод человека;
– принцип законности;
– принцип компетентности;
– принцип формализованности;
– принцип общедоступности;
– принцип приоритета международно-правовых источников;
– принцип перспективного действия нормы и ряд других.
      
Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.

      Норма права – это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, «кирпичиком» системы права из которых данная система права строится.

      Правовой институт – это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица – все это правовые институты отрасли гражданского права. Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ – это правовые институты отрасли уголовного права. Иногда правовой институт дробится на субинституты. Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т. д…

       Подотрасль права – это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве – избирательное право, в гражданском – предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.

       Отрасль права – это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы – определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.

Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная – специализированные правовые институты.

        Правовые отрасли – это центральное звено системы права, определяющее развитие действующего законодательства. Изучение всех правовых наук в связи с этим носит в целом отраслевой характер. Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям – предмет и метод отрасли права.

         Предмет отрасли права – это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.

Отрасли права подразделяются на публичные и частные, материальные и процессуальные:
      Материальные отрасли права регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов.
     Процессуальные отрасли регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений.
     Публично-правовые отрасли регулируют сферу государственного управления, межгосударственные отношения, местное самоуправление, правосудие, государственно-правовое принуждение. Публично-правовыми являются уголовное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др. К сфере частного права относят, прежде всего, коммерческие, имущественные, семейные, трудовые, нематериальные отношения. Публичными отраслями российского права являются:
– конституционное право;
– уголовное право;
– административное право;
– таможенное право;
– финансовое право.
      Частно-правовые нормы направлены на защиту интересов отдельных лиц – индивидов и организаций. Это, например, гражданское, трудовое, семейное.

5. Правоотношение. Юридический факт.
       Правоотношение - это общественное отношение, урегулиро­ванное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.
      Правоотношение - это:
- общественное отношение, представляющее собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами и возни­кающее на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);
- связь между лицами посредством их субъективных прав и юридических обязанностей;
- волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум, хотя бы с одной стороны);
- отношение, возникающее по поводу реального блага, в связи, с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;
- отношение, охраняемое и обеспечиваемое государством (в частности, возможностью государственного принуждения).
      Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру: субъект; объект; субъективное право и юридическая обязанность, составляющие юридическое содержание правоотношения.

        Субъекты правоотношений - это их участники, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обя­занностями. Субъектами правоотношений являются физические и юриди­ческие лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью.

       Правоспособность - это установленная (признанная) законом возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей, пред­посылка существования субъективного права, но не само субъек­тивное право. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Дееспособность - это установленная (признанная) законом возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.

     Дееспособность связана с психическими и возрастными свойства­ми человека и зависит от них. Правоспособность реализуется по­средством дееспособности.

    Совокупность правоспособности и дее­способности образует правосубъектность лица, которая наступа­ет в определенный момент, связанный с возрастом физического лица, организацией (образованием) юридического лица. Именно правосубъектность характеризует лицо как субъекта права.
   Содержание правоотношения – это совокупность субъективных прав и обязанностей.
   Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. Люди всегда участвуют в пра­воотношениях ради удовлетворения своих интересов. Эта цель до­стигается посредством осуществления прав и обязанностей, обес­печивающих достижение требуемого результата.
        Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Юридические факты подразделяются в связи с волей субъекта на события и действия.
1) События - это юридические факты, происходящие независимо от воли и сознания людей (стихийное бедствие, смерть, истечение срока и т.п.).
2) Действия - это юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей.

       По юридической природе действия делятся на правомерные и неправомерные (противоправные).
      Правомерные действия - это юридические факты, которые влекут за собой возникновение у лиц юридических прав и обязанностей. Правомерные действия подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юриди­ческие последствия) и юридические поступки (фактические правомерные действия, не противоречащие праву, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего).
       Неправомерные действия (правонарушения) - это юридические факты, которые противоречат требованиям правовых норм. К неправомерным действиям относятся: дисциплинарные проступки, административные правонарушения, гражданские право­нарушения (деликты), преступления.

Такая краткая характеристика юридических фактов, являющихся необходимой предпосылкой правоотношений.




















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: