Эгалитарные гендерные представления

В системе эгалитарных гендерных представлений социальный статус и содержание ролей мужчин и женщин не должны быть дифференци­рованы и иерахизированы. Однако, как подчеркивается Н.М. Римашев-ской, Н.К. Захаровой, А.И. Посадской (авторами работы «Женщины в обществе» [1991]), эгалитарная трактовка принципа равенства полов состоит вовсе не в том, что общество должно стремиться к стиранию всех различий между мужчиной и женщиной (такой подход свойствен примитивной риторике ранних социалистических утопий, предполага­ющей, к примеру, «стирание» всех различий между городом и деревней, трудом умственным и физическим и т. д.). Напротив, эгалитарное пони­мание принципа равенства полов исходит их необходимости вести пла­номерную, активную работу по созданию равных социальных условий развития человека независимо от того, мужчина он или женщина (го­рожанин или крестьянин, работник умственного труда или физического). А значит, предполагается не «усреднение» человека, превращение его в некое одномерное бесполое существо, но снятие всех тех социальных барьеров, которые как раз мешают ему проявить себя как личность, и одним из таких существенных социальных барьеров и является стереотип пола, который как раз и упрощает, усредняет личность до уровня реализации ее «естественной специфики» — как мужчины или как женщины.

При решении «женского вопроса» в нашей стране главный упор был сделан на достижение высоких количественных результатов по вовле­чению женщин в общественное производство. При этом остались фак­тически нереализованными такие составляющие решения «женского вопроса», как превращение домашнего хозяйства в отрасль обществен­ного труда и формирования равноправного типа разделения труда в сфере домашнего хозяйства. В связи с этим не мог не возникнуть феномен «двойной нагрузки», характерный для ситуации работающих женщин. Частичный вариант решения «женского вопроса» в нашей стране не только не привел к коренному преодолению патриархатных отношений в обществе, но в определенном смысле даже усилил их, оставив за женщиной старый круг ее обязанностей в семье, воспроизведя его уже на уровне общества в целом. Следовательно, практика социа­листического строительства в нашей стране показала, что для действи­тельного достижения социального равенства мужчины и женщины в обществе необходима полная и всесторонняя реализация всех принципов решения «женского вопроса». При этом нельзя эмансипировать, т. е. освобождать от традиционных стереотипов только женщину. В общест­венном сознании за мужчиной в семье закрепилась только роль добыт­чика, снабженца. Мужчина, даже если он хочет в большей мере реа­лизовать себя в сфере семьи, если это ближе его личностным склон-


194                        Психология гендерных отношений: теория и практика

ностям, как правило, не может этого сделать, ибо общество не признает за ним такого права [Женщины в обществе. 1991. С. 35—371.

Таким образом, эгалитарные гендерные представления — это взгля­ды, предполагающие равные возможности для личностной и професси­ональной самореализации мужчин и женщин в разных сферах жизне­деятельности. Взгляды, отражающие ориентацию на процесс раскрытия для мужчин и женщин тех сфер, из которых они оказались вытеснен­ными: высокотехнологичного общественного производства для женщин и дома, семьи — для мужчин.

Обобщая изложенное, подчеркнем следующие моменты: во-первых, рассмотрение гендерных представлений как разновидности социальных представлений позволяет акцентировать внимание исследователей на том, что гендерные представления создаются коллективно, в процессе межличностной коммуникации. Гендерные представления — это способ группового осмысления сущности социальных ролей мужчин и женщин в обществе в конкретный исторический период. Во-вторых, гендерные представления могут быть определены как согласованная система взгля­дов о социальном статусе и содержании ролей мужчин и женщин, которые они должны исполнять, как члены общества. В-третьих, что гендерные представления относятся к разряду идеологических социаль­ных представлений. Они формируются, распространяются и поддержи­ваются социальными институтами. В-четвертых, исходя из доминирую­щих в обществе двух типов тендерной идеологии (патриархатная и эгалитарная), выделяются патриархатные (традиционные) и эгалитарные гендерные представления.

Гендерные представления как детерминанты гендерных отношений макроуровня

Обратимся к результатам эмпирических исследований гендерных представлений. Исследование Н.А.Нечаевой |1997|, проведенное в 1996 году1, было направлено на изучение характеристик сознания людей, в которых нашли отражение различные аспекты тендерной культуры.

В качестве теоретического конструкта, объединяющего многочислен­ные характеристики индивидуального сознания, в которых отражаются социальные особенности полов, Н.А. Нечаева использовала понятие ген­дерная картина мира. Гендерная картина мира как предмет исследо­вания понималась как часть существующей в обыденном "сознании общей картины мира, в которой находят отражение обыденные представления, связанные с социокультурными особенностями полов [Нечаева Н.А.,

В массовом опросе населения Санкт-Петербурга приняло участие 1070 че­ловек (выборка районированная, квотная, маршрутная, репрезентативная насе­лению Санкт-Петербурга по полу и по возрасту).


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                    195

1997). Обосновывая предложенное в работе определение понятия «ген­дерная картина мира», Н.А. Нечаева пишет: «Предполагалось, что в сознании людей существуют своеобразные обыденные "концепции", иг­рающие роль системы координат, через призму которой истолковываются и оцениваются отношения мужчин и женщин, их социальное своеобразие, роли, положение в семье и различных сферах общественной жизни. Такая система координат формируется в процессе социализации под влиянием различных институтов — семьи, друзей, образования, средств массовой информации, а также религии, идеологии, искусства, науки и т. д. — в целом под влиянием того культурного контекста, в котором происходит интериоризация образцов половой дифференциации... Таким образом, гендерная картина мира понимается нами как упорядоченная, относительно непротиворечивая и внутренне связная, структурированная совокупность существующих в обыденном сознании социокультурных ориентации, ценностей, установок, идеалов, в которых находит отраже­ние социальная дифференциация полов» [Нечаева Н.А. 1997. С. 19-20|.

Приведенный текст, раскрывающий содержание понятия «гендерная картина мира», дает возможности наглядно убедиться в близости содер­жания понятий «гендерные представления» и «гендерная картина мира». Мы предполагаем, что правомерно рассматривать гендерные представ­ления как основные содержательные составляющие тендерной картины мира. В результате эмпирического исследования Н.А. Нечаевой были получены два типа картин мира: патриархатная и феминистская, смы­словое содержание которых позволяет нам их трактовать как системы патриархатных и эгалитарных гендерных представлений. Результаты исследования, свидетельствующие о распространенности патриархатной и феминистской картин мира в сознании петербуржцев, приведены в таблице 6.

Обратимся к данным исследования, приведенным в таблице 6. Мы видим, что в систему патриархатных гендерных представлений включены блоки: 1) оправдание доминирующего положения мужчины в обществе и жесткого разделения половых ролей; 2) убеждение в том, что главное для женщины — семья, материнство, забота о других; 3) признание ценности роли домашней хозяйки; 4) признание особой важности тра­диционных ролей мужчины в семье.

Н.А. Нечаева |1997| раскрывает содержание каждого из блоков сле­дующим образом.

I) Оправдание доминирующего положения мужчины в обществе и жесткого разделения половых ролей.

Носители этой группы представлений убеждены, что в настоящее время не стоит утрачивать традиционного разделения мужских и женских ролей. Оправданно, например, видеть в мужчине в первую очередь главу семьи, добытчика, а в женщине — мать, жену.


196                        Психология гендерных отношений: теория и практика

Таблица 6

Распространенность различных смысловых аспектов

патриархатной и феминистской картин мира

(Количество носителей в % к общему числу опрошенных. N=1070)

 

Базовые составляющие традиционно-патриар-хатной картины мира Патриар- хатная доминанта Базовые составляющие феминистской картины мира Феминист­ская доми­нанта Промежу­точный тип
Оправдание доминирую­щего положения мужчи­ны в обществе и жест­кого разделения поло­ны.\ ролей 25 Отвержение доминиру­ющего положения муж­чины в обществе и не­приятие жесткого за­крепления ролей 24 51
Убеждение в том, что главное для женщины -семья, материнство, за­бота о других 37 Отрицание того, что главное в жизни жен­щины - семья, мате­ринство, забота о других 11 52
Признание ценности ро­ли домашней хозяйки 76 Непризнание особой ценности роли домаш­ней хозяйки 6 18
Признание особой важ­ности традиционных ро­лей мужчины в семье 55 Непризнание важности традиционных   ролей мужчины в семье 19 26

Разделение и закрепление ролей, по их мнению, должно существо­вать не только в семье, но и в обществе. Поэтому, правильно считается, что существуют такие мужские сферы, где участие женщины должно быть ограниченно — в армии, политике, дипломатии. Они полагают, что женщины по своей природе таковы, что для их счастья меньше, чем для счастья мужчин, нужны лидерство, успехи и завоевания на каком-то общественном поприще. С точки зрения носителей этого син­дрома, мужчины чаще обладают такими природными качествами, кото­рые позволяют им добиваться крупных достижений, делать большие открытия. Они думают, что традиция более активного выдвижения мужчин на руководящие должности оправданна и вряд ли должна быть изменена в нашей стране. Поэтому правильно, что на постах, где принимаются важные для страны решения, большинство составляют мужчины. Следовательно, не стоит стремиться к тому, чтобы в сфере управления количество мужчин и женщин было одинаковым.

1 В таблице, которая приводится по: (Нечаева Н. А., 1997. С. 42], столбец «Синдромы общих и ситуационных гендерных диспозиций» расшифрован в виде двух столбцов: «Базовые составляющие традиционно-патриархатной картины мира» и «Базовые составляющие феминистской картины мира». Кроме того, не используются две последние строки.


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                    197

Расчет на основе среднеарифметического индекса показал, что среди опрошенных жителей Санкт-Петербурга 25% являются носителями этих гендерных представлений.

2) Убеждение в том, что главное для женщинысемья, мате­
ринство, забота о других.

Сторонники этой группы гендерных представлений считают, что для женщины, даже если она работает и имеет широкие интересы, семья является самым важным и дорогим в жизни. При этом они убеждены, что какие бы новые взгляды ни возникли в обществе, женщина — прежде всего мать, важнейшее ее предназначение — рождение и до­стойное воспитание детей. Эта роль — главная среди всех других ее ролей. Забота о других членах семьи — детях, муже, родителях — настолько важна, что достойна быть главным в ее жизни; это не обедняет, а облагораживает женщину как личность. Эти люди предпо­читают семейные отношения, при которых жена в значительной мере подчиняет свои интересы интересам мужа. Они одобряют в первую очередь тех женщин, которые появляющееся у них свободное время посвящают дому, детям, даже если их собственные интересы не будут реализованы в полной мере. Истинный смысл любви для женщины, с их точки зрения, заключается в том, чтобы войти в мир мужчины, стать его другом, раствориться в нем, даже жертвуя многим ради него.

Среди опрошенных петербуржцев 37% являются носителями этих гендерных представлений.

3) Признание ценности роли домашней хозяйки.

Люди, разделяющие эти гендерные представления, считают неоправ­данным то, что в нашем обществе мало ценится роль домашней хозяйки. По их мнению, посвятив себя дому и детям, можно найти не меньший простор для самореализации, чем работая по специальности. Роль до­машней хозяйки должна быть такой же достойной и престижной, как профессиональная деятельность. В социальной политике надо сделать акцент на большем освобождении женщин для заботы о доме и воспи­тании детей: значительно увеличить пособия на детей, оплачиваемые отпуска, активно использовать неполную рабочую неделю и т. п.

Эту группу гендерных представлений разделяют 76% участников опроса.

4) Признание особой важности традиционных ролей мужчины в
семье.

Носители этой группы гендерных представлений убеждены, что семья будет более крепкой, если настоящим ее главой и опорой будет мужчина. Они думают, что утрата мужчиной роли «кормильца» плохо сказывается на семейных отношениях. Необходимо, чтобы именно мужчина зараба­тывал достаточно для обеспечения семьи, внося главный вклад в се­мейный бюджет. Для них более привлекательны семейные отношения, при которых для мужа главным в жизни является его дело, работа, а


198                        Психология гендерных отношений: теория и практика

жена относится к этому с пониманием, принимает эти условия, стре­мится обеспечить мужу надежный «тыл», видя смысл своей жизни в том, чтобы любить и быть любимой.

Среди опрошенных горожан 55% разделяют эту группу гендерных представлений.

В систему эгалитарных гендерных представлений включены блоки: 1) отвержение доминирующего положения мужчины в обществе и не­приятие жесткого закрепления ролей; 2) отрицание того, что главное в жизни женщины — семья, материнство, забота о других; 3) непризнание особой ценности роли домашней хозяйки; 4) непризнание важности традиционных ролей мужчины в семье.

/) Отвержение доминирующего положения мужчины в обществе и неприятие жесткого закрепления ролей.

Носители этой группы гендерных представлений убеждены в том, что в современном обществе не следует сохранять разделение и закреп­ление ролей по признаку пола. И мужчины и женщины могут жить без строго предписанных ролевых обязанностей. Они считают ошибочным существование таких «мужских» сфер общественной жизни, в которых ограничивается участие женщин (в армии, политике, дипломатии). С их точки зрения, женщины по своей природе не в меньшей степени лидеры, чем мужчины; для их счастья в такой же степени важны успехи и достижения на общественном, профессиональном поприще. Однако условия нашей жизни не дают этим качествам женщин развернуться в полной мере. И хотя действительно крупные достижения, открытия чаще связаны с именами мужчин, главная причина этого заключается в ущемлении прав женщин, в том, что они имеют меньше реальных (а не формальных) возможностей для самореализации. Носители данной группы гендерных представлений уверены, что традиция более активного выдвижения мужчин на руководящие должности устарела; женщины в такой же мере должны занимать их, как и мужчины. Мужчины не должны доминировать как в обществе в целом, так и во властных структурах. Поэтому неправильно, что на постах, где принимаются важные для страны решения, большинство составляют мужчины; жен­щин на этих постах должно быть примерно столько же.

Среди опрошенных жителей Санкт-Петербурга 24% обладают такими тендерными представлениями.

2) Отрицание того, что главное в жизни женщины — семья, материнство, забота о других.

Люди с этими тендерными представлениями считают более прием­лемым такой взгляд, согласно которому семья в жизни женщины не ставится во главу угла. Она важна, но главными у женщины могут быть другие потребности и интересы. Они думают, что материнство, конечно, само по себе важно. Но женщина все-таки сама должна решить, является ли роль матери для нее центральной. Такой ролью может быть вовсе не


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                    199

рождение и воспитание детей, а, например, работа, профессия или что-то другое. По их мнению, забота о других членах семьи — детях, муже, родителях — нужна, но не должна становиться главным для женщины, ибо это препятствует развитию ее как личности и в итоге обедняет ее жизнь. Они предпочитают семейные отношения, при которых жена абсолютно самостоятельна в своих интересах и не подчиняет их инте­ресам мужа. Они больше одобряют тех женщин, которые свое свободное время используют для того, чтобы заняться собственными проблемами (даже если интересы членов семьи не будут учтены в должной мере), чем женщин, посвящающих досуг дому и семье. Истинный смысл любви для женщины, с их точки зрения, заключается в том, чтобы быть хорошим партнером мужчины, имея свой самостоятельный отдельный мир и интересы, не жертвуя этими интересами ради любимого.

Среди опрошенных петербуржцев 11% являются носителями этой группы взаимосвязанных диспозиций.

3) Непризнание особой ценности роли домашней хозяйки.
Носители этой группы представлений убеждены в оправданности

того, что роль домашней хозяйки, посвятившей себя дому и детям, считается в обществе незавидной для женщины, непрестижной и мало­привлекательной. Такое отношение обусловлено невозможностью до­машней хозяйке реализовать себя в такой же мере, как женщине, работающей вне дома по какой-либо специальности. В социальной по­литике, по их мнению, надо в первую очередь направлять средства на принципиальное улучшение внесемейного воспитания детей (детские ясли, сады, медицинская помощь детям и др.), чтобы реально освободить женщину для работы. Именно профессиональная деятельность (а не домашние заботы), с их точки зрения, может быть главной для женщины. Только 6% опрошенных разделяют эти гендерные представления.

4) Непризнание важности традиционных ролей мужчины в семье.
Эти люди убеждены, что семья будет более крепкой, если роль

главы семьи либо вообще отсутствует в отношениях, либо не считается обязательно мужской. Утрата мужчиной другой традиционной роли («кормильца») также не оказывает, с их точки зрения, негативного влияния на семейные отношения. Пусть женщина вносит в бюджет равный или даже больший вклад — в этом нет ничего плохого. Для них более привлекательны семейные отношения, при которых и для мужа, и для жены главным в жизни является их работа, а надежный «тыл» по мере возможности обеспечивают оба (отвергается позиция, согласно которой дело, работа приоритетны именно для мужчины).

Среди участников опроса 19% являются носителями этой группы характеристик.

Полученные результаты дают возможность судить о том, какие обыденные «концепции», отражающие социальную дифференциацию по­лов, присущи жителям Санкт-Петербурга. Мы видим (таблица 6), что


200                        Психология гендерных отношений: теория и практика

по всем группам представлений значения, характеризующие тради-ционно-патриархатные взгляды, выше, чем значения по эгалитарным взглядам. Можно отметить, что самыми распространенными представ­лениями являются именно те, которые на протяжении многих лет советского периода в нашей стране внедрялись в сознание людей. Призывы к советским женщинам, провозглашенные с высоких трибун и направленные на успешное исполнение всех трех социальных ролей — «труженицы», «матери», «хозяйки» — активно тиражировались СМИ и другими социальными институтами. Что касается социальных ролей мужчин, то пропагандировались такие роли, как «производственник», «человек, добивающийся статуса в общественной сфере», «добытчик» и «кормилец» для семьи. Значительной частью населения патриархатные представления были усвоены, интериоризированы, приняты к исполне­нию на уровне социальных ролей. Несмотря на годы перестройки, (напомним, что исследование проводилось в 1996 году), у многих пат­риархатные представления не изменились. Тем не менее определенный процент петербуржцев продемонстрировал эгалитарные представления в отношении половой дифференциации, существующей в обществе. Наи­более распространенными оказались взгляды об отвержении доминиру­ющего положения мужчины в обществе и неприятие жесткого закреп­ления ролей. Такой точки зрения придерживаются четверть опрошенных (24%).

Таким образом, вполне закономерен вывод о том, что в гендерных представлениях находят отражение сложившиеся практики (модели) гендерных отношений, характерные для определенной социально-экономической и политической ситуации общественного развития.

Завершая изложение результатов Н.А. Нечаевой, важно остановить­ся еще на одной части исследования, которое посвящено теме, особенно важной для нас в контексте обсуждения вопроса о гендерных представ­лениях как детерминантах гендерных отношений макроуровня. Мы под­черкивали способность гендерных представлений, подобно социальным представлениям, конструировать реальность. В исследовании Н.А. Не­чаевой данный тезис получил эмпирическое подтверждение. Значитель­ная часть исследования была посвящена прояснению вопроса о связи составляющих гендерных картин мира опрошенных с их реальным тен­дерным поведением, т. е. выяснялось, как декларируемые гендерные представления будут соотноситься с полоролевым поведением в кон­кретных ситуациях. Не останавливаясь на описании процедурных мо­ментов исследования (с ними можно познакомиться в упоминаемой работе: [Нечаева Н.А., 1997|), обратимся к заключительным выводам.

Как известно, вербальное и невербальное поведение могут сущест­венно отличаться; ценностные ориентации могут слабо проявляться в конкретных действиях и даже противоречить им; конкретные действия могут быть рассогласованы с ситуационными установками. Тем не менее


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                    201

в исследовании получены статистически значимые положительные кор­реляционные связи между значениями показателей в совокупности, представляющими патриархатную и феминистскую картины мира, и показателями-индексами, отражающими ситуативные установками пат-риархатной и феминистской моделей поведения.

Другими словами, респонденты, оправдывающие доминирующее по­ложение мужчины в обществе и жесткое разделение половых ролей, убежденные в главенстве для женщины именно семейных и материнских ролей, признающие ценность роли домашней хозяйки и важность тра­диционных ролей мужчины в семье, склонны к действиям, препятству­ющим карьере и профессиональной самореализации женщин, а также к демонстрации поведения, основанного на стандартах двойной морали. Те респонденты, кто на уровне представлений отвергает доминирующее положение мужчины в обществе, не согласен с практикой жесткого закрепления половых ролей, отрицает безусловное главенство семьи, материнства и заботы о других в жизни женщин, не признает особой ценности роли домашней хозяйки и важности традиционных ролей мужчины в семье, в реальном поведении готовы отказаться от стандартов двойной морали и готовы сделать многое для успешной женской карьеры и профессиональной самореализации (Нечаева Н.А., 1997|.

Таким образом, мы можем заключить, что Н.А. Нечаевой получены результаты, подтверждающие наше утверждение о том, что гендерные представления выступают как детерминанты гендерных отношений, ха­рактерных для макросоциального уровня, т. е. сферы, где активно вза­имодействуют социальные институты и представители гендерных групп.

Теперь обратимся к результатам еще одного эмпирического иссле­дования, в котором изучалось соотношение гендерных представлений и особенностей поведения женщин в сфере профессиональной деятель­ности. Данная проблема нашла отражение в магистерской диссертации, выполненной Е.С. Малевской-Малевич в РГПУ им. А.И. Герцена (науч­ный руководитель И.С. Клецина)1. Все диссертационное исследование было посвящено исследованию факторов профессиональной самореали­зации женщин. Основная цель работы заключалась в определении социально-психологических факторов, позволяющих женщине преодо­леть гендерные барьеры в сфере профессиональной деятельности. Изу­чались следующие группы факторов, способствующих преодолению ген-Результаты исследования представлены в работах: Малевская-Ма-левич ЕС. Социально-психологические факторы, способствующие профессио­нальной самореализации женщин. Магистерская диссертация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002; Малевская-Малевич ЕС. Факторы, способст­вующие профессиональной самореализации женщин // Интегративный подход в психологии: сб. научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С 244-252.


202                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

дерных барьеров в профессиональной деятельности: 1) личностные осо­бенности женщин; 2) факторы социализации; 3) особенности актуальной жизненной ситуации женщин.

Мы остановимся на анализе совсем небольшой части работы, име­ющей непосредственную связь с обсуждаемым нами вопросом, т. е. о роли гендерных представлений в формировании моделей гендерных от­ношений на макросоциальном уровне.

Итак, основное содержание научно-исследовательской работы Е.С. Малевской-Малевич было посвящено изучению факторов, способ­ствующих и препятствующих профессиональной самореализации жен­щин. Женская профессиональная самореализация в нашей стране — это феномен, который был актуализирован в сфере научного и обыден­ного сознания благодаря процессам, связанным с кардинальной пере­стройкой в России экономики, политики, идеологии, которая происхо­дила в конце XX столетия. В социалистический период развития нашей страны проблема профессиональной самореализации и карьеры была прерогативой исключительно мужской группы населения. Для женщин главной сферой их самореализации были материнство и семейная жизнь. Считалось, что именно на этом поприще советские женщины в полной мере удовлетворяют свои потребности в личностном развитии и рас­крытии своего внутреннего личностного потенциала. Профессиональная деятельность женщин, как правило, рассматривалась как долг, обязан­ность женщин перед государством, источник существования, но не главное поле для реализации их индивидуализированных устремлений, интересов, способностей, склонностей и др.

В постперестроечный период на фоне снизившегося со стороны властных структур диктата и контроля в отношении индивидуального жизнеустройства и появившегося для личности более широкого спектра способов и направлений жизненного пути и обозначилась анализируемая нами проблема — особенности самореализации женщин в профессио­нальной деятельности.

В исследовании, которое было проведено в 2002 году, приняли участие 68 женщин в возрасте от 23 до 50 лет, занятые в разных профессиональных сферах и занимающие различные должности. Подав­ляющее большинство опрошенных женщин — 97 % имели высшее образование, немногим более половины опрошенных (55%) работали в государственных организациях, остальные (45%) — в частном секторе. Четверть опрошенных (24%) имели высокий социальный статус (глав­ный инженер, руководитель, доцент), 60% — средний (учитель, психо­лог, инженер), оставшиеся (16%) занимали низкие должности (секре­тарь, администратор).

Проблемное поле исследование определило противоречие между зна­нием о трудностях профессиональной самореализации женщин и отсут-


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...          203

ствием знания о факторах, способствующих преодолению барьеров про­фессионального развития и роста.

Для взрослого человека независимо от пола одинаково значимы две основные сферы личностной самореализации: семейная сфера (вступле­ние в брак, воспитание детей, установление эмоционально близких отношений) и профессиональная (профессиональное развитие, постро­ение карьеры, повышение профессионального статуса) (Коростыле-ва Л.А., 19981. Профессиональная самореализация — одна из основных составляющих личностного развития взрослого человека, ведь именно в сфере профессиональной деятельности он развивается как личность и индивидуальность, получает как материальные, так и психологические ресурсы для существования |Крайг Г., 20001.

Затруднения в профессиональной самореализации возникают у жен­щин, сталкивающихся на пути профессионального развития с барьерами, которые можно назвать тендерными. Гендерный барьер понимается нами как совокупность связанных с полом факторов, препятствующих само­реализации индивида в определенной сфере жизнедеятельности. Эти факторы могут быть как внутренними (психологическими), так и внеш­ними (социальными). Мы исходили из предположения о том, что ос­новным внутренним барьером в структуре личности женщин являются традиционные гендерные представления, в соответствии с которыми женщина должна ориентироваться не на профессиональную, а на се­мейную самореализацию. В традиционных гендерных представлениях утверждается, что значимой для женщин является лишь семейная сфера, в то время как профессиональная деятельность важна для мужчин. Основной мотив работы для женщины — материальная необходимость, а сама работа должна соответствовать представлениям о «женском предназначении» (ухаживать, воспитывать, готовить еду и т. д.). Кроме того, работа должна соответствовать требованию удобства для женщины, что подразумевает такие формы производственной деятельности, кото­рые оставляют достаточно времени и сил для выполнения женщиной ее домашних обязанностей (например, неполный рабочий день, гибкий график, возможность часть работы выполнять дома, удобное располо­жение места работы по отношению к дому и т. д.).

Проведенный анализ современной научной литературы, посвященной проблемам профессиональной деятельности женщин, позволяет говорить о появлении определенного числа женщин, для которых весьма значима ориентация на профессиональную самореализацию |Здравомысло-ва О.М., Арутюнян М.Ю., 1998; Женщина новой России, 2002; Здра-вомыслова О.М., 20031. В соответствии с этим особый интерес пред­ставляет изучение факторов, которые способствуют преодолению ген­дерных барьеров, стоящих на пути именно таких, ориентированных на профессиональную самореализацию женщин.


204                        Психология гендерных отношений: теория и практика

Одна из задач исследования была направлена на выявление особен­ностей гендерных представлений женщин с разной степенью выражен­ности ориентации на профессиональную самореализацию. Рассмотрим ту часть исследования, которая была посвящена проверке гипотезы о том, что низкая степень выраженности традиционных гендерных пред­ставлений в структуре личности женщины является фактором, способ­ствующим преодолению женщинами социальных барьеров на пути их профессиональной самореализации.

Для этого в зависимости от степени выраженности ориентации женщин на профессиональную самореализацию они были разделены на две группы. Были выделены два эмпирических критерия, по которым работающие женщины были дифференцированы на эти группы.

Первый критерий — «значимость профессиональной роли в струк­туре Я-концепции личности» — был задан результатами опросника «Кто Я?». Считается, что порядок называния ответов на вопрос: «Кто Я?» соответствует выраженности и значимости соответствующих ролей и характеристик личности. К группе более профессионально-ориенти­рованных женщин были отнесены респондентки, у которых их профес­сиональная роль была обозначена в верхней половине списка ответов на вопрос «Кто Я?».

Второй критерий был обозначен как «ценность профессиональной самореализации». Респонденткам было предложено проранжировать ут­верждения о значимости профессиональной деятельности (например: «работа помогает обрести внутренний комфорт и самоуважение, видеть конкретные и ощутимые результаты своего труда, повысить престиж в глазах окружения и т. д.). К группе более профессионально-ориентированных женщин были отнесены женщины, которые утверж­дение «Работа помогает обрести свободу творчества, достичь пика твор­ческой самореализации» ставили не ниже пятого места в перечне ут­верждений (всего в списке было десять утверждений). В каждой из двух выделенных групп оказалось равное количество женщин, по 34 че­ловека.

Гендерные представлений двух групп изучались при помощи специ­ально разработанной анкеты. Женщины первой группы достоверно чаще, чем женщины второй группы, высказывали свое несогласие с такими суждениями, как:

• «стремление сделать карьеру все-таки должно считаться мужским делом в большей степени, чем женским»;

• «женщина, для которой главное в жизни — реализовать свои способности, жертвующая многим ради дела, работы, заслуживает ско­рее осуждения, чем одобрения»;

• «стремление к высокому профессионализму присуще мужчинам в большей степени, чем женщинам»;

• «профессиональная карьера мужа важнее, чем карьера жены»;


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                    205

• «по-настоящему счастливы лишь те женщины, которые могут всю
свою жизнь посвятить семье и не работать».

В тоже время профессионально-ориентированные респондентки (представительницы первой группы) достоверно чаще, чем женщины второй группы, высказывали свое согласие с такими суждениями, как:

• «женщину вполне можно считать состоявшимся человеком, даже если у нее нет семьи»;

• «правильно поступают женщины, откладывающие рождение ребен­ка до тех пор, пока не сделают карьеру»;

• «нет ничего обидного, если в семье мужчина финансово зависим от женщины»;

• «женщине все равно следует работать, даже если мужчина в
состоянии финансово обеспечить ее и детей».

Различия между группами по показателю подверженности патриар-хатным (традиционным) тендерным представлениям статистически до­стоверны (р<0,01), средние значения в первой группе 36,8 балла, а во второй — 48,4 балла. Можно говорить о том, что представительницы первой группы разделяют скорее эгалитарные гендерные представления, а представительницы второй группы склонны разделять традиционные гендерные представления о роли профессиональной деятельности в жиз­ни женщин. Можно предположить, что эгалитарные гендерные пред­ставления выступали в роли доминирующего фактора при выстраивании своего профессионального пути этой группы женщин.

Анализ профессионального статуса женщин в каждой из групп по­казал, что, во-первых, из числа всех участниц исследования, имевших высокий профессиональный статус, подавляющее большинство женщин (14 человек из 16) оказалось в первой группе (кандидаты наук, управ­ляющие отделами, исполнительные директора и др.); во-вторых, около половины женщин первой группы (13 человек) работали в сфере бизнеса. Во второй группе таких было всего два человека. Известно, что сфера бизнеса для женщин рассматривается как неполоспецифичная область деятельности.

Таким образом, обращаясь к категории «гендерный контракт» как форме проявления гендерных отношений в макросоциальной среде, мы может отметить, что женщины первой группы реализуют модель отно­шений по типу контракта «карьерной женщины». Модель гендерных отношений в профессиональной деятельности, реализуемая ими, отли­чается прежде всего ориентацией не на сложившиеся традиционные представления о роли работы в жизни женщины, а акцентом на субъ­ективных показателях: интересах, предпочтениях, склонностях, способ­ностях, которые позволяют женщинам проявить свою индивидуальность, самореализоваться в процессе профессиональной деятельности. Для этой группы женщин характерна модель гендерных отношений, отличающаяся


206                        Психология гендерных отношений: теория и практика

ориентацией на равноправие, партнерство, а не на зависимость от патриархатной идеологии.

Можно предположить, что эгалитарные гендерные представления наряду с другими личностными качествами женщин, выявленными в описанном исследовании (уверенность в себе, инициатива в социальных контактах, эмоциональная уравновешенность, развитое воображение, направленность на самореализацию), помогают женщинам в преодолении социальных барьеров на их профессиональном пути.

Итак, в данной части работы, посвященной тендерным представле­ниям, мы обсуждали теоретические вопросы и результаты эмпирических исследований. Гендерные представления рассматривались как разновид­ность социальных представлений и были определены как согласованная система взглядов о социальном статусе и содержании ролей мужчин и женщин, которые они должны исполнять как члены общества. Выде­ленные как теоретические конструкты два типа гендерных представле­ний — патриархатные (традиционные) и эгалитарные — нашли эмпи­рическое подтверждение.

Результаты эмпирических исследований о соотношения типов ген­дерных представлений и моделей гендерных отношений показали, что гендерные представления могут выступать детерминантами гендерных отношений макросоциального уровня. Однако следует заметить, что эти первые результаты не могут претендовать на универсальность. Мы находимся лишь в самом начале пути длительного изучения такого сложного феномена, как гендерные отношения.




















Итоги главы

В главе 3 рассмотрена специфика социально-психологического ана­лиза проблемы гендерных отношений в макросоциальной среде, а также практики взаимодействия государства (общества) с тендерными группа­ми.

Субъектами гендерных отношений, функционирующих на макросо-циальном уровне, являются: с одной стороны, большие социальные группы, а именно группы мужчин и женщин (гендерные группы), а с другой — государство как социальный институт, регламентирующий гендерные отношения на законодательном и исполнительном уровнях.

Специфика проявлений гендерных отношений с позиций государства задается социальной политикой по отношению к конкретной тендерной группе, а политика определяется доминирующей в обществе тендерной идеологией. Специфика проявлений гендерных отношений с позиции гендерных групп находит выражение в социальных ролях мужчин и женщин как членов общества, эти роли определяются как гендерные.


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                   207

В соответствии с существующей в конкретном обществе тендерной идеологией, которая утверждается господствующими социальными структурами и направлена на гендерные группы, мужчины и женщины как объекты социальной политики и идеологического воздействия в процессе исполнения гендерных ролей создают (реализуют) гендерные отношения.

Гендерные роли являются одним из видов социальных ролей. Ген­дерные роли (gender roles) — степень принятия индивидом гендерно-специфичных форм поведения, предписываемых культурой. Гендерные роли — это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола; в их основе лежит дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нор­мативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Таким образом, гендерные роли можно рассмат­ривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, ко­торые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу.

Гендерная ролевая идеология (gender roles ideology) — суждения о том, какими должны быть гендерные роли в данной культуре и обществе (как должны выглядеть и как должны вести себя мужчины и женщины в конкретном обществе). Другими словами, гендерную идеологию можно определить как согласованную систему взглядов и представлений о социальном статусе и содержании ролей мужчин и женщин, которые они должны исполнять как члены общества. Гендерная идеология — это механизм социальной организации и поддержания установленных моделей отношений между полами.

Гендерная идеология традиционного типа по своему смысловому содержанию соотносится с понятием «патриархатная идеология». Пат­риархат — узаконенная система отношений между мужчинами и жен­щинами. Разделение труда между ними выстроено по принципу взаи­модополняемости, но взаимодополняемости совсем не равноценных ролей. Мужчине отдан на откуп внешний мир, культура, творчество, притязания на господство. Женщине — дом, но и в доме она существо подчиненное. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совер­шенно четко: он — субъект властных отношений, она — объект его власти.

Гендерная идеология находит отражение в социальной политике, проводимой государством в отношении женщин и мужчин как социаль­ных групп; данная политика формирует правовой и социальный статус этих групп, регламентирует их взаимоотношения с обществом. Анализ содержания социальной политики, направленной на гендерные группы.


208                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

позволяет прояснить суть тендерной идеологии, определить ее тип: патриархатный или эгалитарный.

Патриархатный тип государственной политики — это политика, основанная на концепции определенного разделения функций в семье и в обществе между мужчиной и женщиной, При этом «естественным» предназначением женщины считаются сферы материнства, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Мужчине предназначаются роли субъекта государственной, профессиональной и общественной деятель­ности, главы и «кормильца» семьи, связующего звена между семьей и обществом в целом.

Эгалитарная государственная политика — это политика, в основу которой положен принцип создания равных условий для самореализации личности во всех социальных сферах независимо от ее половой принад­лежности. Реализация политики такого типа предполагает наличие пра­вовой базы для решения проблемы, создание арбитража, комитетов, советов для преодоления дискриминации по признаку пола, открытие в каждом министерстве департаментов или отделов, занятых вопросами равенства полов, ведение научно-исследовательской работы по тендерной проблематике, создание достоверной, объективной статистической базы, отражающей положение представителей гендерных групп.

Гендерная политика в нашей стране в советское время отличалась противоречивыми тенденциями, она включала в себя элементы и эга­литарной и патриархатной идеологии. С одной стороны, она строилась на основе эгалитарных взглядов: декларировалось равенство, при кото­ром каждый человек, независимо от пола, становился гражданином, имея равные юридические права во всех сферах социальной жизни. Женщины наравне с мужчинами вовлекались в сферу производства и общественную жизнь страны. Но эгалитарные взгляды по отношению к женщинам сочетались с установкой на деиндивидуализацию их лич­ности, что соответствовало политике тоталитарного государства. Совет­ское «равенство полов» молчаливо предполагало подгонку женщин (в отдельных сторонах ее личности) к традиционному мужскому стандарту.

С другой стороны, советская идеология воспроизводила дискурс биологического детерминизма, типичного для патриархатных взглядов, суть которых сводится к тому, что биологические различия между полами предопределяют психологические и социальные различия между мужчинами и женщинами. В соответствии с этим у мужчин и женщин должны быть и различные социальные роли в обществе. Мужчины, как сильный пол, должны исполнять роль защитника Отечества, защищая в тоже время слабых женщин. Женщины должны реализовать свое естественное предназначение — быть матерью, при этом ее материнская функция становилась не личным, а общественным долгом. Для гендерно-


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...         209

ролевой идеологии характерна практика сведения родительства к мате­ринству, то есть возложение всей полноты действий и ответственности за воспитание детей только на мать.

На основе этих идей выстраивалась патерналистская политика по отношению к женщинам. С первых лет советской власти государство и партия рассматривали женщин как особую социальную категорию и разрабатывали специальные меры регулирования их социального поло­жения. Патернализм выражался в том, что партийно-государственная политика позиционировала женщин как объект особой заботы; социаль­ные гарантии и льготы, связанные с совмещением репродуктивной, производственной и семейных ролей, превращали женщин в специфи­ческую государственно-зависимую группу, обеспечивали этой категории советских граждан особую позицию в обществе.

В современной социологической литературе для характеристики ген­дерных отношений используется понятие «гендерный контракт». В дан­ной работе гендерный контракт рассматривается как теоретическая конструкция, раскрывающая доминирующие формы гендерных отноше­ний, представленных на макросоциальном уровне. Гендерный кон­тракт — это негласный, нормативный договор, навязанный государством всем мужчинам и женщинам, как членам общества, в соответствии с которым они были обязаны выполнять социальные роли необходимые государству в конкретные исторические периоды. При этом принцип дифференциации ролей, как правило, соблюдался: мужчинам предписы­валось выполнять социальные роли в публичной сфере, женщинам — в сфере приватной.

Для женщин доминирующим контрактом в советском обществе был контракт работающей матери. Контракт работающей матери с государ­ством подразумевал, что женщина будет совмещать участие в общест­венном производстве с рождением и воспитанием детей и неоплачивае­мой работой по обслуживанию своей семьи. Государство со своей стороны предоставляло ей ряд необходимых условий: оплачиваемый декретный отпуск, бесплатное медицинское обслуживание, широкую сеть детских учреждений (детские сады, группы продленного дня, вне­школьные учреждения для развития детей и пионерские лагеря для отдыха). Подавляющее большинство советских женщин приняли и ре-ализовывали в своей повседневной жизнедеятельности контракт рабо­тающей матери. Этот контракт предопределял три основные социальные роли женщин: «труженицы», «матери», «хозяйки».

Для мужчин доминирующим контрактом в советском обществе был контракт «труженик — воин-защитник». Хотя государство ставило перед мужчинами в качестве главной задачи упорный и успешный труд в сфере производства, в системе гендерных конструкций советского об-


210                         Психология гендерных отношений: теория и практика

щества мужчина всегда является настоящим или потенциальным сол­датом, защитником. Главные социальные роли, заданные рамками базо­вого контракта советского мужчины, — это роли «труженика» и «сол­дата». Подавляющее большинство советских мужчин успешно исполняли эти нормативные роли.

Результатом анализа гендерных ролей в России в советский период является вывод о том, что женские и мужские роли были, как правило, дифференцированны. Общими были такие доминирующие роли, как роли «труженик», «труженица», другие ведущие роли были полоспецифици-рованными. Воинская служба (роли солдата и воина-защитника) в ос­новном мужская прерогатива, материнские и семейные обязанности — прерогатива женщин. Мужчины отстранялись от исполнения семейных, отцовских ролей. Но и общие социальные роли, которые выполняли и мужчины и женщины, — роли тружеников, были иерархизированны. Мужчины по сравнению с женщинами выполняли более престижные, более статусные и лучше оплачиваемые профессиональные роли.

В системе отношений «гендерные группы — государство» государство демонстрировало автократически-патерналистскую роль и позицию, а группы мужчин и женщин — подчиненную, при этом по отношению к женской группе населения государство проявляло больше отеческой заботы, чем по отношению к мужчинам. Поэтому можно заключить, что типичная модель гендерных отношений, существовавшая в советской России, соответствует теоретической модели «доминантно-зависимых» отношений.

Гендерные представления — это форма коллективного знания отно­сительно различных аспектов функционирования в обществе (жизнеде­ятельности) мужчин и женщин как представителей больших социальных групп. Гендерные представления — сеть понятий, взглядов, утверждений и объяснений о социальном статусе и положении в обществе мужчин и женщин. Эти осмысленные знания о том, какие роли в обществе должны выполнять мужчины и женщины, каково их предназначение и какие модели поведения они должны демонстрировать окружающим, рождаются в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации. Гендерные представления, являясь одним из способов осмысления ген­дерных отношений, выступают в роли детерминант этих отношений на макроуровне, они призваны ориентировать поведение мужчин и женщин в системе социальных отношений «группа мужчин или женщин — общество (государство, культура)».

Гендерные представления, заданные в виде образов «настоящих муж­чин» и «настоящих женщин», касаются половой дифференциации соци­ального поведения, а также того, чем должно отличаться предназначение мужчин и женщин в общественной жизни. Такие гендерные представ-


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                    211

ления существуют как на высших уровнях культуры, в рамках религи­озных или философских систем, так и в обыденном повседневном со­знании. Гендерные представления в отличие от других видов социальных представлений помогают индивиду осознать содержание гендерных ро­лей, определить свою позицию по отношению к системе существующих нормативных предписаний о должном поведении мужчин и женщин в социуме, выработать свой стиль поведения в межполовом взаимодейст­вии, конкретизировать ориентиры жизненного пути на основе принятого способа исполнения тендерной роли.

Гендерные представления выступают как отражение существующей в обществе половой дифференциации и доминирующей идеологии госу­дарства в сфере межполовых отношений. Исходя из этого, всю сово­купность представлений можно рассмотреть как две полярные группы представлений, соответствующие двум типам тендерной идеологии: пат-риархатная (традиционноя) идеология найдет отражение в патриархат-ных (традиционных) гендерных представлениях, а эгалитарная идеоло­гия — в эгалитарных гендерных представлениях.








Глава 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: