— Наше путешествие по картинам закончено, но занятие продолжается. Располагаемся за столами. Берем краски и большие кисти, и путешествие продолжается на листе бумаги. Создаем живописную композицию по впечатлению от картины с сохранением ее колорита. Рисовать предлагаю на выбор в холодном или теплом колорите, а также совмещенный вариант: одну половинку мы рисуем теплыми цветами, а другую холодными цветами.
Краски в коробочке можно разделить на 2 половинки, на одной будут теплые цвета, а на другой холодные. Некоторые ребятам затрудняются разделить зеленые цвета, у нас их два, вспомните, из каких цветов состоит зеленый цвет?
— Синий и желтый.
— Желтый считается теплым цветом, синий холодным, значит, где больше желтого, тем он теплее, где больше синего, тем он холоднее. Белый и черный можно оставить посередине, но я хотела бы вам предложить все же отнести их к холодной половине, белый цвет, цвет снега, белый с черным цветом в смеси дает серый, который ближе к холодной гамме. Для совмещенного рисунка формат условно разделим пополам тонкой карандашной линией, можно использовать два отдельных листа произвольного формата — вытянутый, квадратный.
— Вспомните наше путешествие, наши ощущения, когда вам жарко, как двигается ваше тело, ваши руки (лениво, медленно, плавно). Возьмем карандаш и произвольно разделим одну половинку плавными волнистыми линиями, дугами. Другая ситуация, когда вам холодно и зябко (дрожим, растираем руки, щеки, прыгаем), совершаем резкие, угловатые движения. Вторую половинку произвольно разделим ломаными, острыми линиями, поддадимся своим ощущениям.
— Замечательно, молодцы, если сейчас рассмотреть получившийся рисунок, что можно увидеть?
— Горы, холмы, волны...
Приступаем к выполнению рисунка цветом. Можно обратиться еще раз к репродукциям, объяснить значение синего цвета в передаче состояния холода в природе, затем обсудить влияние желтого и красного цветов при передаче состояния тепла.
Рассмотреть таблицы, определяющие холодную и теплую цветовые гаммы. Очень наглядно можно показать разницу этих цветов, закрывая половину цветового круга листом бумаги, определяя группы теплых и холодных.
— Используйте палитру для получения множества оттенков, палитрой может стать и сам рисунок. Использование чистых цветов рекомендуется сократить. Мир вокруг нас гораздо богаче и сложнее. К тому же смешивать цвета так интересно и так увлекательно. Используйте в работе разные способы нанесения мазка кистью. Подберите для каждого элемента рисунка, свой цвет соответствующего колорита.
Ребята приступают к самостоятельной творческой деятельности.
Во время рисования включают тихую мелодичную музыку, способствующую творческой атмосфере.
IIIЭтап.
Дети раскладывают свои рисунки, делятся впечатлениями о рисунках одноклассников, рассказывают о своих. Учитель подводит итог.
Анализ.
Занятие проводится в форме игры-путешествия. Очень интересно, что ребенок не просто входил в класс, где он обычно рисует, а с первых шагов ожидал путешествия, был заворожен тем, что будет происходить в классе.
Учитель использовал много ассоциативных игр, а не просто сообщал детям новый материал, подобрал зрительно-иллюстративный ряд, разделяя материал на два стенда, один отражает холодный колорит, другой теплый.
Интересно было присутствие «хранителей»-актеров.