Коррекционная ритмика при нарушениях слуха

В процессе танцевальной деятельности проводится большая работа по развитию слухового восприятия. Детей необходимо научить различать музыкальные такты и ритм музыки, необходимо так же разучить движения танца, что в свою очередь благотворно влияет на развитие крупной моторики, координации и мышечной памяти.

Также танец позволяет детям с нарушенным слухом через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.

Дети с нарушенным слухом без специального обучения воспринимают звуки только как вибрацию, отличая при этом шумовую вибрацию от музыкальной. При исполнении музыки на фортепиано им доступно лишь аккордовое звучание в среднем и низком регистре. В то же время они способны реагировать на динамические оттенки – различать силу аккордов, также способны различать темповые различия – чередование аккордов быстрых и медленных.

В процессе подготовки праздника сурдопедагог объясняет детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывает, что на нем будет и что надо будет сделать детям. Таким образом, перед детьми ставится задача, которую они при помощи педагогов и выполняют. Так «запускается» механизм и происходит тренировка произвольного внимания.

В связи со снижением значения слуховой памяти, у детей с нарушенным слухом необходимо развивать и наполнять зрительную память, используя сохранный зрительный анализатор, т.к. зрительная память является основной опорой в процессе обучения ребенка со сниженным слухом. Поэтому праздник в детском саду для детей с нарушенным слухом должен быть наполнен яркими зрительными образами.

Работу по постановке танца начинает сурдопедагог. Он объясняет тематику и содержание танца, знакомит детей с его персонажами и их основными действиями.

Непосредственно при постановке танца обучение детей с нарушенным слухом движению под музыку ведется так же, как и в массовых детских садах, но имеет некоторые отличия. За основу танца берутся естественные движения и движения, которыми дети овладели на занятиях физкультурой, т.к. овладение новыми движениями, необходимыми для постановки какого-либо конкретного танца, практически невозможно. Это связано с тем, что наибольшие отклонения в физическом развитии детей с нарушенным слухом наблюдаются в двигательной сфере ребенка. Особенно страдают такие качества, как точность, равновесие, координация движений, скоростно-силовые качества. Снижение или потеря слуха приводит к нарушению деятельности вестибулярного аппарата, обеспечивающего статическое и динамическое равновесие. Это приводит к затруднениям дифференциации двигательных ощущений. Сурдопедагогами называются такие особенности моторики глухих, как:

неуверенная шаркающая походка (В. И. Флери),

неуверенность и нескоординированность движений (Н. А. Рау),

малая подвижность (3. И. Пунина, И. Н. Мусатов),

замедленность движений (А. О. Костанян).

Как следствие этого, обучение каждому новому движению занимает очень длительный период времени, который зачастую может быть несопоставим с периодом подготовки к празднику.

Двигаться под музыку и одновременно воспринимать ее звучание детям с нарушенным слухом трудно. Музыкальная вибрация, проникающая к ним, через пол сливается с движениями ног. Поэтому рекомендуется заканчивать перемещения на заранее установленном месте. Например, дети стоят в кругу, каждый запоминает свое место. Одновременно с началом музыки они бегут вперед по кругу и, остановившись на своем первоначальном месте, продолжают двигаться до окончания музыки.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках в детском саду для детей с нарушенным слухом всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы, в которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому воспитанию и т.д. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике может занять очень много времени. А праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество утомляет детей, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

В процессе коррекционного танца используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей с нарушенным слухом в дошкольный период как таковой еще нет, в ходе подготовки и проведения танца формируются предпосылки для ее развития.

Коррекционный танец объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, поэтому, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. «КР» и коррекционный танец как часть учебно-воспитательного процесса оказывают стимулирующее влияние на развитие психических процессов.

Коррекционная ритмика при нарушениях зрения

Коррекционная ритмика и игровой коррекционный танец – важный образовательно-воспитательный компонент в развитии пространственной ориентации и двигательной активности детей, формировании эмоционально-волевой сферы.

Аутизм

Понятие «Аутизм» К.С. Лебединская характеризует такими качествами как «…отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой». Коррекционная ритмика и игровой коррекционный танец в зависимости от сложности заболевания способны развивать элементы в потребности социального взаимодействия и эмоционально обеспечить элементы общения в игровом процессе танцевальной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: