II Этап – Драматургия

Разработка темы, идеи, драматургии танца излагается в программе (литературное описание будущего номера является его драматургической основой). Не всегда решение отдельных эпизодов, намеченных в программе, окончательно. Многое меняется впоследствии, но в основном, содержание должно оставаться: тема, идея, время действия, место действия, перечисление и образная характеристика действующих лиц (для сюжетной драматургии) или образа (для бессюжетной драматургии), драматургия номера (сюжетная или бессюжетная).

III Этап - Работа с музыкой (2, 3 этапы могут поменяться, а могут идти параллельно).

Поиск музыкального материала. Наложение драматургии хореографического номера на драматургию музыкального материала. То есть сначала разрабатывается драматургия номера, а затем идёт поиск музыкального произведения.

Работа с готовым музыкальным произведением:

а) прослушивание музыкального произведения с целью соответствия с замыслом балетмейстера.

б) прослушивание с целью определить внутреннюю структуру, музыкальной драматургии, характер, анализ музыкального произведения.

Анализ музыкального произведения: № музыкальной части, музыкальное предложение, музыкальные фразы, количество тактов, музыкальный размер

IV Этап - Совмещение драматургии танца с драматургией музыки.

Уже начинает возникать композиционное решение в пространстве. Этот этап отражается в композиционном плане (развёрнутый музыкально-хореографический сценарий будущего танца), включает в себя режиссерскую разработку хореографической программы.

Композиционный план: название номера, объём по времени (хронометраж),

автор музыки, количество участников и их образная характеристика, тема, идея, время действия (исторический период, время года, суток), место действия (страна, область, село, берег реки, поляна или помещение), перечисление и образная характеристика действующих лиц (сюжета) или образа в целом (в бессюжетном танце).

Драматургия (сюжетная или бессюжетная, в соответствии с музыкальной драматургией): экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Анализ музыкального произведения (таблица: размер, темп, фразы, такты). Художественное оформление (свет, декорации, костюмы, аксессуары). Список исполнителей.

V Этап - Работа над композицией номера (практическая).

VI Этап - Постановочная и репетиционная работа, пишется постановочный план, т.е. график работы над номером.

Постановочный план: работа с музыкой (концертмейстером, фонограммой), этюдная работа, постановочная репетиция, индивидуальная работа с солистами, сводные репетиции (разные возрастные группы, хор, оркестр), репетиция в костюмах, репетиция на сцене со светом и костюмами, генеральная репетиция (последняя репетиция перед выпуском, при полном оформлении желательно с публикой).

Премьера!

 

 

Эскизы сценического оформления.

Работа над эскизами сценического оформления складывается из следующих этапов:

· определения желательных образных качеств для сцены как внешней среды данного танцевального действия;

· гармонизации отобранных средств не только с текстом танцевальных движений, его образами, характерами, но и с музыкой, костюмами. Связность может быть на разных уровнях (на уровне абстрактности и конкретности, легковесности и грубости, простоты и сложности);

· выполнения (посильного) самого эскиза сценического оформления с обоснованием именно такого решения для данной танцевальной композиции.

.

.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Какие критерии оценки постановки танца существуют сегодня?

1. Замысел танцевальной постановки должен обладать новизной, ясностью, оригинальностью.

2. Сочинение должно показать содержательный синтез всех входящих в данное танцевальное произведение компонентов искусств (музыки, танца, костюма, сценического оформления).

3. Художественно-образное использование исполнительского материала (технических и психофизических качеств исполнителей) не только на этапе замысла и сочинения танцевального текста, но и в процессе постановочно-репетиторской работы:

* точный выбор исполнительских индивидуальностей (особенно на солирующие партии);

* выявление и учет в танцевальном тексте, в действии именно данных исполнительских красок (психологических, технических) у солистов и у ансамбля в целом;

* совершенная репетиторская работа с солистами и ансамблем.

 

Основным иснструментом, посредством которого педагог направляет и организует деятельность учащихся, являются обычно задания, которые он ставит учащимся. Для их эффективности нужно, чтобы они внутренне были приняты учащимися

.

 

Танец – это искусство музыкального языка, в котором идеи, чувства и переживания выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. Без подлинной музыкальности нельзя овладеть подлинной танцевальностью.

Каким же послушным, гибким, отзывчивым и тонким должно быть искусство танцовщика, если оно призвано верно отображать и раскрывать смысл музыки.

Задача воспитания музыкальности учащихся и проста, и сложна. Настоящему танцовщику и педагогу необходимо уметь не только слушать музыку и проникаться её содержанием, но и любить её, понимать, чувствовать, увлекаться ею.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

1. Богаткова Л. В лагере и в школе. Ленинград «Просвещение» 50 г.

 

2. Захаров Р.В. Сочинение танца: «Страницы педагогического опыта» М.: Искусство, 83 г.

 

3. Кириллов А.П. Связь выразительных средств костюма с другими компонентами танцевального произведения. – Самара: 2001 – С.19-21.

 

4. Кириллов А.П. Структурность выразительных средств танцевального движения. М.: ГИТИС, 88 – 45 с.

 

5. Нагайцева Л.Г. Композиция танца – ст. Северская: КГИИК, 91 - 82 с.

 

 

.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: