Сущность понятий «инвалид» и «инвалидность»

ОГЛАВЛЕНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1 Государственная политика в отношении лиц, нуждающихся в социальной абилитации и реабилитации 5
ЛЕКЦИЯ 1 Теоретические основы социальной абилитации и реабилитации: характеристика понятий и категорий. 5
ЛЕКЦИЯ 2 Нормативно-правовая база реабилитации инвалидов 20
ЛЕКЦИЯ 3 Организационно-правовые основы медико-социальной экспертизы 28
ЛЕКЦИЯ 4 Индивидуальная программа абилитации и реабилитации инвалида 41
ЛЕКЦИЯ 5 Структура системы комплексной реабилитации в РФ 57
РАЗДЕЛ 2 Формы и методы основных видов абилитации и реабилитации инвалидов 67
ЛЕКЦИЯ 6 Медицинская абилитация и реабилитация как компонент комплексной реабилитации 67
ЛЕКЦИЯ 7 Направления и содержание социальной абилитации и реабилитации 75
ЛЕКЦИЯ 8 Психосоциальные методыабилитации и  реабилитации инвалидов 85
ЛЕКЦИЯ 9 Профессионально-трудовая реабилитация инвалидов 102
РАЗДЕЛ 3 Особенности абилитации и реабилитации отдельных категорий инвалидов 116
ЛЕКЦИЯ 10 Социальная абилитация и реабилитация детей с особенностями развития 116
ЛЕКЦИЯ 11 Особенности социальной реабилитации граждан пожилого и старческого возраста 133
ЛЕКЦИЯ 12 Особенности социальной абилитации и реабилитации инвалидов с нарушениями слуха, зрения 143
ЛЕКЦИЯ 13 Социальная абилитация и реабилитация больных с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью 156
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163
  ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ 164
  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 165

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих лет наблюдается неблагоприятная ди­намика состояния здоровья населения: неуклонно растут показатели заболеваемости, число инвалидов в России настоящий момент превышает 10 млн. человек, соответственно примерно каждый тринадцатый житель России имеет инвалидизирующую патологию здоровья.

Большое значение в связи с этим приобретает подготовка спе­циалистов, владеющих знаниями в области реабилитации. Эти вопросы включает дисциплина «Социальная абилитация и реабилитация инвалидов», которая входит в вариативную часть (дисциплины по выбору студента) Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной профессиональной образовательной программы высшего образования (Б1.В12). Цель курса лекций – сформировать представление о комплексном подходе к реабилитации, дать систему знаний в области нормативно-правового регулирования и организации реабилитационных услуг инвалидам.

Курс лекций по дисциплине предполагает формирование следующих профессиональных компетенций:

ПК-3: способность предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов.

ПК-5: способность к использованию законодательных и других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи и к правовому регулированию социальной защиты граждан.

Трудоемкость лекционного курса составляет 18 часов (0,5 зачетных единицы).

РАЗДЕЛ 1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ,            

НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

Лекция 1 Теоретические основы социальной абилитации и реабилитации:  характеристика понятий и категорий

· Сущность понятия «инвалид» и «инвалидность»

· Причины и динамика инвалидности

· Социальные ограничения инвалидов   

· Реабилитация как наука

· Сущность, содержание и принципы реабилитации

Сущность понятий «инвалид» и «инвалидность»

Для того, чтобы представить положение в обществе лиц, нуждающихся в социальной реабилитации, необходимо выяснить сущность и содержание терминов «инвалид» и «инвалидность», а так же проанализировать понятие «ограниченные воз­можности здоровья», охарактеризовать социальные, экономичес­кие, поведенческие, эмоциональные последствия инвалидности.

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid — «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном пе­реводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении начиная со времен Пет­ра I такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспо­собны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штат­ских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более под­вергали мирное население всем опасностям военных конф­ликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле об­щего движения по формулированию и защите прав чело­века в целом и отдельных категорий населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относяще­гося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

Сегодняшняя государственная политика в отношении инвали­дов - результат ее развития в течение более 200 лет. Во многом она отражает историю развития и культуру общества, общие условия жизни, а также социальную и экономическую политику в разные периоды времени.

В Федеральном законе №181 «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации» от 20 января 1995 г. (ред. от 29.12.15) в статье первой дается понятие «инвалид», «ограничение жизнедеятельности», основания определения инвалидности.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

 Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются правительством Российской Федерации.

В статье второй Федерального закона №181 социальная защита инвалидов определяется как  система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Итак, для определения инвалидности медико-социальная экспертиза устанавливает стойкие нарушения здоровья, ограничения жизнедеятельности и необходимость мер социальной защиты гражданина.

С медицинской точки зрения внимание концент­рируется на физической или психической патологии инвалида, и, следова­тельно, нуждаемости в лечении, медицинской реабилитации и приспо­соблении к жизни с имеющимся заболеванием.

С социальной точки зрения люди с инвалидностью – это люди с ограниченными воз­можностями взаимосвязи с окружающей их средой и обществом  по причине как дискриминации и неготовности принять инвалидов как полноправных членов в самом обществе, так и барьеров, воздвигаемых самими инвалидами.

На сегодняшний принята биопсихсоциальная модель инвалидности, которая учитывает все аспекты проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.

Активные движения инвалидов за свои права во всем мире постепенно приводят к изменению отношения к инвалидам, к их социальным проблемам и потребностям, как со стороны обще­ства, так и со стороны государственных структур.

Экспертами ВОЗ была подготовлена трехмерная концепция оцен­ки последствий болезни (World Health Organization, Nomenclature of Impairments, Disabilities and Disadvantages, 1989), графически представленная схемой (рис. 1):

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: