Содержание разделов мероприятий в ИПРА

В индивидуальной программе реабилитации инвалида или абилитации (ребенка-инвалида) специалистами бюро медико-социальной экспертизы указываются:

1) перечень конкретных мероприятий реабилитации или абилитации, нуждаемость в которых определена гражданину специалистами бюро медико-социальной экспертизы;

2) срок проведения указанных мероприятий реабилитации или абилитации;

3) исполнители проведения указанных мероприятий реабилитации или абилитации (учреждения и организации системы здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры, службы занятости, отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, общественные организации);

4) отметка о выполнении или невыполнении мероприятий реабилитации или абилитации (делается учреждением-исполнителем соответствующего мероприятия).

ИПРА содержит следующие разделы.

  Мероприятия медицинской реабилитации или абилитации.

В данный раздел ИПРА включаются следующие данные (в зависимости от потребностей инвалида):

1. Мероприятия восстановительной медицины (восстановительное лечение больных непосредственно после интенсивного (консервативного, оперативного) лечения острых заболеваний, травм, отравлений и медицинская реабилитация больных и инвалидов с последствиями травм, операций, хронических заболеваний).

2. Мероприятия лекарственного обеспечения при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности.

3. Мероприятия восстановительной (реконструктивной) хирургии.

4. Нуждаемость в санаторно-курортном лечении.

5. Нуждаемость в протезировании и ортезировании.

В качестве исполнителя мероприятий медицинской реабилитации указывается организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь.

Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации (разрабатываются для лиц трудоспособного возраста).

В данный раздел ИПРА в зависимости от потребностей инвалида включаются мероприятия по содействию в восстановлении конкурентоспособности инвалида на рынке труда и информация о противопоказанных и доступных ему видах труда.

1. Мероприятия профессиональной ориентации, включающие профинформацию, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор.

Профинформация позволяет инвалиду получить максимум сведений о мире профессий и их содержании, рынке труда в регионе, требованиях, предъявляемых к человеку, путях и условиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства.

Профконсультирование — оказание инвалиду услуг в выборе и перемены профессии с учетом его склонностей, возможнотей, медицинских показаний и противопоказаний, а также имеющихся на рынке труда вакансий, перспектив трудоустройства. При проведении профконсультирования широко используется психодиагностические методики, с помощью которых выявляются профессиональные склонности и интересы инвалида, характер общей и трудовой мотивации, особенности обучаемости и его личностные характеристики.

Профессиональный отбор - процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компоненты: медицинскую, физиологическую, педагогическую и психологическую.

Профессиональный подбор - процесс подбора работника с желаемыми свойствами, соответствующими определенным требованиям, способными вовремя и качественно выполнять задачи (работы) и достигать поставленных целей.

2. Мероприятия по профессиональному обучению и переобучению.

Вносится запись о профессии (специальности), рекомендуемой инвалиду к приобретению, о рекомендуемом уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка (переподготовка) и форме обучения (очная, заочная, вечерняя, интернатная, надомная).

3. Мероприятия по содействию в трудоустройстве:

- поиск и подбор на предприятии (учреждении) общего или специализированного типа рабочего места, обеспечивающего рациональность трудового устройства инвалида,

- создание для инвалида специального рабочего места, организацию трудоустройства по специальным программам, организация трудоустройства на дому;

- содействие в организации предпринимательской деятельности.

4. Производственная адаптация – мероприятия, направленные на создание условий, позволяющих инвалиду приспособиться к условиям труда и решать производственные задачи.

5. Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда – указываются специалистами бюро медико-социальной экспертизы с учетом имеющихся у конкретного инвалида медицинских показаний и противопоказаний.

Для инвалидов третей группы показана работа в обычных условиях труда при снижении тяжести, напряженности или уменьшении объема работы и при условии исключения противопоказанных факторов.

Общие характеристики условий труда, противопоказанных для трудового устройства инвалидов:

- вредные и опасные условия труда;

- воздействие повышенных уровней шума, вибрации, электромагнитных полей, неблагоприятного микроклимата и других опасных и вредных физических факторов, токсических веществ;

- значительные постоянные физические динамические и статические нагрузки при подъеме, перемещении и удержании тяжестей;

- работа преимущественно в вынужденных позах, стоя, без смены рабочего положения тела; длительная ходьба;

- регламентированный (заданный) темп работы;

- выраженная монотонность труда;

- значительно выраженные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;

- работа в экстремальных условиях, на высоте,  с повышенным риском для жизни.

Для инвалидов второй группы и тех инвалидов первой группы, которые могут выполнять элементарную трудовую деятельность, показана работа в специально созданных условиях труда с использованием специальных технических средств, а также работа на дому.

Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов указываются в зависимости от характера нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, а также с учетом профессии (должности), характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций

В качестве исполнителя мероприятий профессиональной реабилитации инвалида (профессиональной ориентации, обучения и переобучения, содействия в трудоустройстве) указывается служба занятости населения;  для трудоустроенных инвалидов, которые могут продолжать трудиться на прежнем месте работы – в качестве исполнителя мероприятий производственной адаптации, показаний и противопоказаний к труду указывается работодатель.

 Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации (указываются для лиц с категорией «ребенок-инвалид» (до 18 лет).

1. Получение дошкольного воспитания и обучения.

Специалистами бюро медико-социальной экспертизы указывается тип дошкольного образовательного учреждения:

- дошкольное учреждение общего назначения;

- дошкольное учреждение общего назначения с соблюдением специального режима;

- коррекционная группа в дошкольном учреждении общего назначения;

- специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

2. Получение общего образования.

Указывается тип школьного образовательного учреждения:

- общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса);

- коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения;

- специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Указываются условия получения общего образования (в общеобразовательном учреждении; на дому; в лечебном (реабилитационном) учреждении) и форма получения (очная, заочная, вечерняя, семейное образование, самообразование, экстернат).

Указывается режим занятий: учебная нагрузка в день в часах; объём изучаемого материала (в процентах от объёма учебной программы).

3. Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (указываются для лиц из категории «ребенок-инвалид» в возрасте от 14 до 18 лет)

4. Проведение психолого-педагогической коррекции:

- коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков;

- коррекция взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями;

- формирование мотивации к обучению, социально-бытовых и других навыков.

В качестве исполнителя мероприятий психолого-педагогической реабилитации указывается учреждение системы образования.

Мероприятия социальной реабилитации или абилитации

1. Социально-средовая реабилитация или абилитация. В соответствии с потребностями инвалида в ИПРА вносятся следующие  мероприятия:

1) Обучение персональной сохранности - овладение мерами безопасности, знаниями и навыками в таких видах деятельности, как пользование газом, электроприборами, туалетом, ванной, лекарствами, транспортом, переходами на улице, пользование уличными знаками и др.

2) Обучение социальным навыкам и социальной независимости -  включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготавливать пищу, убирать помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, в том числе «социальным такси», посещать магазины, посещать предприятия бытового обслуживания, кредитные организации.

3) Обучение пользованию техническими (тифлотехническими и сурдотехническими) средствами коммуникации, информации и сигнализации, в том числе:

- оптическими средствами (лупы, расширители поля зрения, призматические очки, специальные устройства для чтения «говорящих книг» и др.);

- телефонами (с текстовым вводом - выходом, с Брайлеровским текстом, громкоговорящими, головными); телевизорами с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами и др.;

- средствами связи «лицом к лицу» (наборы и шаблоны букв и символов, генераторы голоса и др.);

- слуховыми средствами и средствами сигнализации (звуковой информатор «электронная сиделка», сигнализаторы звука с вибрационной, световой индикацией, системами подачи сигнала тревоги и др.)

4) Информирование, консультирование по вопросам: организации и проведения социальной реабилитации или абилитации; предоставления установленных действующим законодательством натуральных льгот и компенсационных выплат, материальной помощи; оказания помощи в оформлении документов; содействия в получении юридической помощи, социально-правового консультирования и иных правовых услуг.

2. Социально-педагогическая реабилитация или абилитация - процесс освоения инвалидами соответствующих образовательных программ, знаний, навыков, стереотипов поведения, ценностных ориентаций, нормативов, обеспечивающих их полноценное участие в общепринятых формах социального взаимодействия. В соответствии с потребностями инвалида в названную строку ИПРА вносятся следующие мероприятия:

1) Обучение социальному общению — занятия, групповые тренировки и игры, раскрывающие правила общения в стандартных социокультурных ситуациях (на работе, в семье, в образовательном учреждении, в общественных учреждениях и т.д).

2) Формирование мотивации к обучению; формирование (коррекция) профессиональных планов и навыков в соответствии с интересами и возможностями инвалида; проведение мероприятий по обучению доступным трудовым и профессиональным навыкам в условиях учебно(лечебно)-трудовых мастерских.

3) Коррекционная педагогическая помощь.

4) Логопедическая помощь (коррекция речевых недостатков).

5) Обучение навыкам занятий физкультурой и спортом, проведение упражнений, обучения и тренировок с помощью тренажерного и спортивного оборудования.

6) Обучение родителей ребенка-инвалида основам его реабилитации или абилитации в домашних условиях.

3. Социально-психологическая реабилитация или абилитация - это процесс восстановления (формирования) психологических способностей инвалида, позволяющих ему успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и т.д.) и осуществлять реальное включение в разные сферы социальных отношений и жизнедеятельности.

Конкретные мероприятия (услуги) социально-психологической реабилитации или абилитации, в которых нуждается инвалид, определяются на основании психодиагностики и обследования личности в бюро МСЭ.

В соответствии с потребностью в ИПРА вносятся следующие мероприятия:

1) Социально-психологическое консультирование - выявление путем собеседования проблем, связанных с инвалидностью, с целью оказания квалифицированной помощи в формировании адекватного отношения к своим физическим дефектам, вызванным заболеванием или травмой, правильного понимания и налаживания межличностных отношений, в т.ч. предупреждения семейных конфликтов, формирования семейных супружеских отношений в молодых семьях, создания в них благоприятного климата и др.

2) Психологическая коррекция - коррекция нарушенных свойств личности (мотивов, интересов, установок, ценностных ориентаций, уровня притязаний и т.д.), вызванных последствиями заболевания или травмы, в целях успешной и эффективной самореализации в различных видах деятельности (игровой, учебной, коммуникативной, профессиональной) в различных условиях социальной среды.

3) Психологический тренинг - активное психологическое воздействие, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности инвалида, ослабленных вследствие заболевания, травмы или особенностей социальной среды, но необходимых для его успешной самореализации в различных видах деятельности, в том числе реализация социальных функций и ролей. В зависимости от направленности выделяют тренинги психических функций (внимания, памяти и пр.), коммуникативный тренинг (поведенческий, социально-психологический), тренинг креативности и др. Циклы тренинговых занятий, как правило, достаточно длительные (не менее 1-1,5 месяцев) и должны быть систематическими.

4) Психологическая помощь и поддержка - психологические воздействия в системе «психолог — клиент», направленные на решение проблем инвалида, лежащих в основе жизненных трудностей и межличностных конфликтов.

5) Психопрофилактическая работа - формирование общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений в становлении и развитии личности.

6) Социально-психологический патронаж ребенка и его семьи — систематическое наблюдение с целью своевременного выявления ситуаций психологического дискомфорта, личностного и межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугублять трудную жизненную ситуацию ребенка-инвалида и его семьи; оказание им необходимой социально-психологической помощи.

4. Социокультурная реабилитация или абилитация - это комплекс мероприятий, имеющий целью помочь инвалиду в  реализации культурных интересов и запросов, ускорение процесса социализации личности и вхождения индивида в социум путем усвоения общечеловеческих ценностей и социокультурных норм. В соответствии с потребностями инвалида в указанную строку ИПРА вносятся следующие мероприятия:

1) Обучение навыкам проведения отдыха и досуга.

Используются как традиционные формы рекреации (организация посещения театров, кинотеатров, музеев, выставок, концертных залов), так и специфичные для инвалидов развивающие формы досуга (занятие арт-терапией, хореографическим искусством, живописью, графикой, музыкой (для лиц с нарушением слуха, с поражением опорно-двигательной системы); глинотерапией, художественным вязанием и вышиванием, шитьем, музыкой, вокалом (для лиц с нарушением зрения); лекотерапией, гарденотерапией (для лиц с нарушением нервно-психических функций).

2) Обеспечение учебно-методической, справочно-информационной, периодической и художественной литературой, в том числе издаваемой (для слабовидящих и слепых) на дисках, магнитофонных кассетах и шрифтом Брайля.

3) Содействие участию в фестивалях, экскурсиях, слетах, выставках, концертах творческой самодеятельности и других культурных мероприятиях.

5. Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов, создание определённой бытовой среды жизнедеятельности, адаптированной для инвалида. Данное направление включает следующие мероприятия.

1) Обучение самообслуживанию - навыкам соблюдения личной гигиены и осуществления уборки помещений; подготовки и приему пищи; навыкам пользования бытовыми приборами и безопасности при пользовании газовыми и электрическими домашними приборами, спичками, кранами; навыкам осуществлять ремонт одежды, белья; навыкам пользоваться замками, запорами, выключателями.

2) Обучение пользованию техническими средствами реабилитации (приспособлениями для умывания, подъемниками, опорами, поручнями, приспособлениями для захвата и передвижения предметов, для одевания и раздевания, ходунками, костылями, тростями, креслами-колясками, подъёмниками).

3) Обучение передвижению - формирование движений, увеличение их объема в конечностях и туловище, обучение ходьбе с использованием различных упражнений, устройств и специальных тренажёров, аппаратов, технических средств реабилитации (указанные мероприятия назначаются инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата).

4) Оборудование жилых помещений специальными средствами и приспособлениями - указываются архитектурно-планировочные предложения по адаптации жилого помещения для инвалида: расширение дверных проёмов, снятие порогов, перепланировка розеток и выключателей; установка поручней а также приспособлений и технических средств реабилитации (сигнализаторы для ориентации и информации, дверной глазок, опоры в спальне и т.д.) с учетом характера патологии и степени выраженности нарушенных функций опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха.

6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт. В соответствии с потребностями инвалида в указанную строку ИПРА вносятся следующие мероприятия

1) Занятия адаптивной физической культурой и спортом (при отсутствии медицинских противопоказаний) - использование физических упражнений, массажа, закаливающих процедур для стимулирования восстановления организма.

2) Информирование и консультирование по вопросам адаптивной физкультуры и спорта.

3) Содействие участию в организуемых и проводимых физкультурно-спортивных мероприятиях.

В качестве основного исполнителя программы социальной реабилитации указываются учреждения системы социальной защиты населения – территориальное отделение социального обслуживания, центры реабилитации инвалидов, центры социального обслуживания. Также в качестве исполнителей могут указываться образовательные учреждения, общественные организации инвалидов, органы управления физкультурой и спортом, физкультурно-спортивные организации, клубы  для инвалидов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: