Профессиональное образование инвалидов – это одно из основных, наиболее проблемных направлений профессиональной реабилитации, первоначальным этапом которого является профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация решает задачи информирования и консультирования инвалидов с целью выбора профессии, режима и условий труда, возможности обучения. Ориентирование осуществляется в области профессий и современного рынка труда, существующих учебных заведений и центров профессиональной переподготовки, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями, с целью достижения профессионального оптимального самоопределения человека.
Профессиональная ориентация инвалидов предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов. Неотъемлемую часть профориентации составляет наличие данных, характеризующих профессиональную деятельность. Такой материал содержится в описаниях профессий - профессиограммах. В них включаются сведения о формах профессиональной подготовки, описание рабочего места, содержания и условий труда, описание человека в процессе труда (положительные и отрицательные моменты в работе, трудности, степень ответственности, элемент творчества, психофизиологические качества и медицинские противопоказания, положительные и отрицательные последствия работы для человека), социально-экономические особенности профессии.
|
|
Важен учет не только показаний, но и противопоказаний к профессиональной деятельности и в конечном итоге профессиональной пригодности. Профессионально пригодным считается тот, чьи психофизиологические возможности и способности соответствуют определенной профессии. С целью оценки профессиональной пригодности проводится психофизиологическая диагностика. Затем с помощью психологических и функциональных тестов производится подбор видов труда, для которых испытуемый считается профессионально пригодным.
При изучении профессионального интереса и склонностей человека следует учитывать, что многие инвалиды, особенно инвалиды детства, неадекватно оценивают свои возможности при выборе будущей профессии. Проводятся разъяснительная работа, коррекция индивидуальных профессиональных планов и притязаний, оказывается психологическая поддержка. Окончательное решение в выборе профессии, учебного заведения, места работы остается за инвалидом. Не допускаются какие-либо формы воздействия на его мотивацию и решение в сфере самоопределения путем сокрытия или изменения информации.
После выбора будущей профессии планируется перечень возможных мер содействия в ее приобретении. Обсуждаются реальные трудности процесса освоения профессии и трудоустройства и возможные пути их преодоления. В настоящее время органами занятости населения, на которые возложены обязанности по профессиональной реабилитации, включая профориентацию и профобучение инвалидов, большое внимание уделяется разработке дифференцированного и гибкого подхода к решению вопросов трудовой экспертизы, позволяющего использовать профессиональную остаточную трудоспособность больных и инвалидов.
|
|
При профессиональном обучении больных и инвалидов как следующем методе реабилитации должна решаться комплексная задача, в решении которой овладение специальными знаниями, умениями, навыками будет сочетаться с формированием способностей к социально-психологической адаптации. В условиях рыночной экономики необходимо, чтобы профессиональное образование инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской деятельности, что будет служить обеспечению равенства возможностей инвалидов в плане занятости.
Профессиональное образование предусматривает систему и процесс овладения знаниями, навыками и умением в области, рекомендуемой профессиональной деятельности.
Профессиональное образование предоставляет больным и инвалидам следующие возможности:
- приобрести квалифицированную профессию, если они ранее ее не имели;
- приобрести другую специальность, если в связи с болезнью или инвалидностью работа по прежней специальности становиться невозможной или малопроизводительной;
- повысить имеющуюся квалификацию по выполняемой работе.
При решении вопроса о переобучении необходимо иметь в виду, что основные показания и противопоказания к обучению новой профессии те же, что и при выборе профессии впервые.
Для переобучения выбирается профессия с учетом не только возможности выполнения инвалидом производственных операций, но и максимального использования имеющихся у него знаний и навыков, связанных со старой профессией, с учетом его личных интересов.
Можно отметить три основных пути получения новой профессии:
- самостоятельное переобучение (за обучение инвалид платит сам);
- бесплатное переобучение через службу занятости. Право на это имеют инвалиды III и II групп, I группы - с трудовой рекомендацией;
- поиск работы, не требующей переобучения, или обучение на рабочем месте.
Профессиональное обучение осуществляется с отрывом или без отрыва от производства.
Одно из важных условий успешной трудовой реабилитации инвалидов - их общеобразовательная подготовка. Наличие среднего и высшего образования значительно повышает конкурентоспособность инвалидов. Получение инвалидом профессионального образования еще не гарантирует его занятости, однако повышает шансы на выгодное трудоустройство, делает его конкурентоспособным на рынке труда.