В настоящее время во многих регионах России отмечается большая активность общественных организаций и государственного сектора по созданию и развитию различных моделей учреждений и служб, реализующих инновационные подходы в сфере социальной реабилитации детей-инвалидов.
Красноярская модель помощипонимается как совокупность нескольких составляющих:
· наличие команды единомышленников;
· содержательные разработки, программа и непосредственная осмысленная деятельность по оказанию помощи («пилотные пробы»);
· организационная «упаковка» - формы соорганизации различных учреждений и организаций, включенных в модель;
· структура работы отдельных «ступеней» (процедуры, расписание и т.п.);
· ресурсный центр для разработчиков модели и организаций, «пилотирующих» проект-разработку;
· сеть «внешних» специалистов-единомышленников (координаторов), готовых подхватить развитие системы помощи людям с инвалидностью и расширить ее до масштабов города.
Логика разворачивания основного блока («ступеней») модели основана на нормальной смене возрастных этапов развивающегося человека и основных форм его социального бытия на этих возрастных этапах:
· от 0 до 3 - 4 лет (ранняя помощь семье и ребенку),
· от 4-5 до 7-8 лет (воспитание в дошкольном учреждении),
· от 7 - 8 лет до 14-16 лет (систематическое обучение),
· от 14 - 16 до 21 - 24 лет (профессиональная подготовка),
· на более старших этапах жизни в норме человек начинает вести более или менее независимую жизнь и получает возможность трудоустроиться и финансово себя обеспечивать.
Документы, регламентирующие основные формы помощи
· Положение об отделении (кабинете) абилитации, которое является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения, осуществляющим свою деятельность на бесплатной основе в целях выявления детей раннего возраста с отставанием развития и оказания помощи нуждающимся детям и их семьям и направлено на достижение физической, психической и социальной помощи, возможной в рамках существующей болезни. Задачи и функции отделения (кабинета): организация выявления в ЛПУ и выявление детей раннего возраста с отставанием развития, предоставление консультативной, диагностической, лечебной, реабилитационной, медицинской и межведомственной (педагогической, социальной) помощи нуждающимся детям и их семьям.
· Положение об интегративной группе (группе совместного обучения и воспитания детей с особенностями развития и без выраженных особенностей) Интегративная группа является одной из форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста и организации коррекционно-развивающего обучения для нуждающихся в нем детей.
Еще одной формой работы является реабилитация детей с проблемами психического развития средствами образования. Специалисты отделения реабилитации несовершеннолетних с проблемами психического и физического развития разработали авторскую программу, позволяющую добиться высокого качества проводимых реабилитационных мероприятий. Сочетание усилий психологов, педагогов и медицинских работников при активной социальной позиции родителей позволяет провести реабилитацию более эффективно и качественно. Основным и самым значимым в содержании этой программы является раздел «Особая школа». Благодаря разработанной в отделении реабилитации программы систематического обучения детей с нарушениями интеллекта, в настоящее время они могут, хотя бы частично, реализовать свое конституционное право на обучение и получить знания и необходимые навыки для полноценной социальной и бытовой адаптации. В разработке и осуществлении программы принимают участие как педагоги, педагоги-дефектологи, олигофрепопедагоги, психологи, так и врачи, работающие с психопатологией, - психиатр, психотерапевт, медицинский психолог. Кроме того, по мере необходимости, для лечения соматических заболеваний осуществляется дополнительный индивидуальный патронаж каждого ребенка узкими специалистами и педиатром. Со всеми детьми работает мануальный терапевт, врач-инструктор лечебной физкультуры и массажа. Поскольку психологическое здоровье детей во многом определяется психологическим здоровьем его родителей, авторами проекта был разработан ряд мероприятий с целью оздоровления «среды обитания» ребенка-инвалида, так как в семье он проводит практически все свое время. С января 2003 г. занятия в развивающей группе (методика работы с детьми-инвалидами, по которой работали до «Особой школы»), модифицировались в работу «школы» для детей с нарушениями психического развития.
Разработана программа реабилитации лиц с особенностями психического развития в условиях работы Центра социальной помощи семьи и детям, где клиенты находятся только определенное «рабочее» время (без стационара).
Особенности социально-бытовой реабилитации подростков с нарушениями психического развития состоят в следующем:
·разнообразие и неоднородность диагнозов;
·отсутствие государственных учреждений с неинтернатным режимом посещений, осуществляющих решение задач комплексной социально-психолого-педагогической реабилитации людей с особенностями психического развития при наличии достаточно большого количества медицинских учреждений, оказывающих квалифицированную помощь в лечении и медицинской реабилитации;
·ограничения участия в социальной и культурной деятельности таких людей, возникающие в силу различных причин;
·социальные ограничения, неизбежные в жизни такого человека: иногда он годами проводит время дома в обществе близкого человека, чаше матери;
·необходимость параллельной реабилитационной работы с семьей в целом.
Цель программы: создание условий интеграции подростков и молодых людей с особенностями психического развития и общества через допрофессиональную, психолого-педагогическую реабилитацию, отдых и оздоровление на базе ЦСПСиД «Первомайский».
Состав специалистов, участвующих в реализации программы: педагог-психолог, дефектолог-логопед, врач-психиатр, социальный педагог, специалист по допрофессиональной подготовке.
Реабилитационная работа, структурирована следующим образом: блок двигательной и психомоторной деятельности; психолого-педагогический блок; блок работы с семьей; блок допрофессиональной и творческой подготовки; мероприятия, способствующие процессу интеграции подростков и общества.
В условиях краевого центра (г. Красноярск) возможности реабилитации/абилитации детей-инвалидов больше, чем в территориях, поэтому правительство уделяет большое внимание развитию краевых реабилитационных учреждений для детей-инвалидов. Основным из направлений деятельности краевых учреждений является социальная интеграция детей-инвалидов в общество здоровых сверстников. В крае функционируют 2 реабилитационных отделения для
детей-инвалидов в краевых автономных учреждениях социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания «Тесь» (далее – КГАУ «КЦСО «Тесь»), «Комплексный центр социального обслуживания «Жарки» (далее – КГАУ «КЦСО «Жарки»)
и «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (далее – Реабилитационный центр).
Проведение реабилитационных мероприятий осуществляется с учетом комплексного и индивидуального подхода к детям, при их активном участии в социальном реабилитационном процессе. В формировании маршрута комплексной социальной реабилитации детей-инвалидов в учреждениях принимают участие врачи, специалисты по социальной работе, социальные педагоги, логопеды-дефектологи, психологи, инструкторы по адаптивно-лечебной физкультуре.
Детям-инвалидам в краевых учреждениях предоставляется полный комплекс услуг по следующим направлениям:
- социально-медицинские мероприятия;
- социально-педагогические мероприятия;
- социально-психологические мероприятия;
- социально-культурные мероприятия.
Наряду с мероприятиями по социальной реабилитации в КГАУ «КЦСО «Тесь» в соответствии со стандартами санаторно-курортной помощи детям-инвалидам с заболеваниями костно-мышечной системы, нервной системы, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, детским церебральным параличом предоставляются все необходимые виды лечения.
В реабилитационном центре функционирует стационарное отделение для особо тяжелых детей с диагнозом «детский церебральный паралич», дополнительно к мероприятиям по социальной реабилитации проводятся психологическая диагностика и коррекция, курсы мануальной терапии, аэроионотерапии, фитотерапии, психотерапевтические тренинги, несколько видов массажа.
В КГАУ «КЦСО «Жарки» в целях эффективной работы
с детьми-инвалидами проводятся индивидуальные и групповые занятия
с логопедом-дефектологом (дифференцированный логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания),
педагогом-психологом (обогащение сенсорного опыта ребёнка и развитие всех видов восприятия; формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; развитие эмоционально-личностной сферы), социальным педагогом (формирование навыков практической жизни; заботы о самом себе, навыков предметно-практической деятельности, представлений о социальной жизни, воспитание коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики, творческого воображения через художественное творчество), диагностика и тренинги с использованием технологии биологической обратной связи, проводится совместное участие детей-инвалидов и здоровых сверстников во всех общих культурно-досуговых, спортивно-массовых мероприятиях центра.
В целях повышения уровня родительской компетентности
в формировании приемов организации социальной реабилитации ребенка
в домашних условиях (консультирование, индивидуальное и групповое занятия, практикумы, профилактическая работа с детьми и взрослыми) проводится «Школа для родителей».
Правительством Красноярского края приняты распоряжение
от 26.10.2012 № 844-р «О концепции межведомственного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов» и постановление от 09.11.2012 № 853-п «О порядке межведомственного взаимодействия по реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов (детей-инвалидов)».
Одним из приоритетных направлений работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, является создание института социального сопровождения таких семей в крае. Это модельная программа работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, которая разработана с учетом географических и климатических условий и включает в себя следующие направления:
- домашнее визитирование,
- удаленное сопровождение,
- раннее вмешательство,
- школу для родителей.
В целях совершенствования системы реабилитации детей-инвалидов
в крае в Программу включен раздел «Обеспечение межведомственного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов». В рамках Программы в пилотном режиме в 5 муниципальных районах и городских округах края созданы базовые площадки для организации службы раннего вмешательства: приобретено реабилитационное оборудование, шкалы развития и программы для их обработки, специальные средства для использования альтернативной коммуникации.
Одним из востребованных мероприятий Программы является оказание адресной единовременной материальной помощи на приобретение кресла-коляски для ребенка-инвалида родителям (законным представителям) детей-инвалидов, получившим компенсацию через структурные подразделения Государственного учреждения – Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в размере не более 100,0 тыс. рублей.
Совершенствование системы реабилитации, приобретение современного реабилитационного оборудования требует наличия высококвалифицированных специалистов. В связи с этим в рамках Программы в крае ежегодно повышают квалификацию специалисты, работающие с инвалидами в системе социальной защиты населения. В учреждениях, получивших реабилитационное оборудование по адаптивной физической культуре, увеличивается число ставок инструкторов по адаптивной физической культуре. С учетом внедрения в систему реабилитации детей-инвалидов современных методик в крае внедряется новая технология подготовки специалистов на базе стажировочных площадок - обучение специалистов в процессе собственной деятельности (в соответствии с приказом министерства социальной политики Красноярского края от 11.02.2014 № 38-ОД).
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте понятие «ребенок-инвалид».
2. Каковы тенденции детской инвалидности в России и Красноярском крае?
3. Перечислите нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность социальных служб для детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации.
4. В чем заключаются особенности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями?
5. Каковы задачи и направления деятельности Центра реабилитации детей-инвалидов?
6. Охарактеризуйте состояние системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Расскажите о моделях помощи детям с особенностями развития, действующих в Красноярском крае.