Государственное регулирование рыночного равновесия

Государство может воздействовать на рыночное равновесие двумя способами:

1) фиксацией цен;

2) налоговым регулированием.

Фиксация цен

Уровень существующих цен равновесия по тем или иным причинам может не устраивать государство. В этой ситуации государство может установить фиксированные цены.

а) При существовании избыточного производства какой-либо продукции, когда установление равновесных цен может привести к массовому разорению, как правило, мелких производителей с более высоким уровнем затрат, государство может установить фиксированные цены выше цен равновесия (P 1 > PE) (рис. 4.22). В этом случае возникает избыток предложения (QD 1 < QS 1). Объем продаж при этом будет на уровне спроса (QD 1). Этот объем продаж меньше того, каким он был бы при установлении равновесной цены (QE):

 

Рынок потребителя – это рынок, который характеризуется устойчивым превышением предложения над спросом.

Рис. 4.22.

 

б) Если цена фиксирована государством ниже цены равновесия (P 2 < PE) (рис. 4.23), то возникает дефицит (избыток спроса). Величина спроса будет больше, чем величина предложения (QD 2 > QS 2). Очевидно, что будет продано не столько товаров, сколько хотят потребители, а столько, сколько произведено (QS 2). Этот объем продаж также будет меньше равновесного:

 

Рынок производителя – это рынок, который характеризуется устойчивым превышением спроса над предложением.

Рис. 4.23

 

Как бы государство ни фиксировало цены (выше или ниже равновесной цены), объем реализуемой продукции (объем продаж) всегда становится меньше того объема реализации, который мог бы быть достигнут при равновесии.

Следствие дефицита 1. Возникновение конкуренции потребителей.

При цене P 1, меньшей равновесной, весь спрос не может быть удовлетворен. В этом случае, чтобы все-таки удовлетворить спрос, потребители начнут конкурировать друг с другом до тех пор, пока объем спроса не сравняется с объемом предложения. Это может быть достигнуто, когда к денежным затратам на покупку товара (P 1) потребители начнут добавлять неденежные затратыP) так, что общие затраты на покупку составят P 2 (рис. 4.23а).

 

Рис. 4.23а.

 

Неденежные затраты – это время, затраченное на стояние в очередях, различные предварительные записи на ожидаемый товар, которое могло бы использоваться на более производительные цели. Сюда относится и переход в отношениях с продавцом на принцип «личного бартера»: ты мне – я тебе. Это взятки, чаевые, товар из-под прилавка и с черного хода. При этом возникают различного рода системы распределения: открытки, приглашения, визитные карточки, купоны, талоны, списки, льготы участникам.

Следствие дефицита 2. Возникновение «черного рынка».

При установлении государством цены Р 1, меньше равновесной, появляется «черный рынок». Кривая предложения на «черном рынке» может занять положение S 1 S 1 (рис. 4.24).

 

 

Рис. 4.24.

 

Кривая S 1 S 1 расположена выше «официальной» кривой предложения SS. Разница между этими кривыми представляет собой плату за риск, который несут продавцы, пуская товар не в легальную торговлю, а на нелегальный рынок. Преград для установления цены на «черном рынке» нет, если отвлечься от влияния крупных подпольных продавцов, заставляющих мелких продавцов «черного рынка» фиксировать цену. Равновесная цена на «черном рынке» (Р ч.р.) будет превышать как фиксированную цену P 1, так и равновесную цену PE. Объем продаж при этом на «черном рынке» (Q ч.р.) больше того объема (Q 1), который был бы реализован на обычном рынке по цене Q 1, но меньше равновесного объема (QE).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: