Сущность понятия «педагогика»
«Педагогика» – слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение» или искусство воспитания.
Педагогика
– наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опытом реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса;
– совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, обучение и образование;
– наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи обучения, образования и воспитания с самообучением, самообразованием и самовоспитанием;
– учебная дисциплина, включающая в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания [15, с. 105].
Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности [7, с. 11].
|
|
Педагогика – наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека [7, с. 11].
Сегодня Педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.
Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание.
Однако в Европе слово дидактика (от греч. Didaktikos – поучающий) ввели в научный контекст с 1613 года немецкие ученые Кристоф Хельвиг и Йохим Юнг.
Сегодня дидактика (теория и методика обучения) является самостоятельной отраслью общей педагоги.
Педагогика как учебная дисциплина стала преподаваться в Германии в XYIII веке для подготовки учителей.
Объект, предмет, функции педагогики
Объект педагогики – те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования (В.А.Сластенин).
Предмет педагогики – реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах – в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.
Функции педагогики
Теоретическая функция:
· изучение новаторского и инновационного опыта (описательный уровень);
· выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);
|
|
· проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).
Технологическая функция:
· разработка методических материалов (проективный уровень);
· внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);
· анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).
3 Система педагогических наук: общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, коррекционная педагогика, частные методики, история педагогики и образования, профессиональная педагогика, отраслевая педагогика, сравнительная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.
Связь педагогики с другими науками.
Философия, психология, биология, анатомия и физиология человека, социология, политология, медицина (коррекционная педагогика), экономика, информатика, культурология, аксиология и др.
Педагогика как наука о педагогических системах
Понятие о педагогической системы
Объектом теории педагогических систем является педагогическая система, элементом которой является личность учащегося. В настоящее время используют понятие о педагогической системе “ как взаимосвязи структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования в личности учащегося готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе” [15, с. 13-14]. Педагогическая система, по мнению Н.В.Кузьминой состоит из следующих структурных элементов:
· цели, ради которых она создается;
· учебная информация, средствами которой должны быть реализованы цели педагогической системы;
· средства коммуникации, то есть средства, формы, методы воздействия на учащихся, обеспечивающие достижения целей педагогической системы;
· учащиеся, ради которых создается педагогическая система, в личности и деятельности которых должны произойти изменения за время обучения;
· педагоги - основные носители знаний о целях, учебной информации, средствах коммуникации, об учащихся и о себе, владеющие искусством такой организации учебного процесса, творческим результатом которой является формирование в личности учащихся необходимых качеств.