Понятие о педагогической системы

Сущность понятия «педагогика»

«Педагогика» – слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение» или искусство воспитания.   

Педагогика

наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опытом реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса;

– совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, обучение и образование;

– наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи обучения, образования и воспитания с самообучением, самообразованием и самовоспитанием;

– учебная дисциплина, включающая в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания [15, с. 105].

Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности [7, с. 11].

Педагогика – наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека [7, с. 11].

Сегодня Педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.

 

Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание.  

Однако в Европе слово дидактика (от греч. Didaktikos – поучающий) ввели в научный контекст с 1613 года немецкие ученые Кристоф Хельвиг и Йохим Юнг.

Сегодня дидактика (теория и методика обучения) является самостоятельной отраслью общей педагоги.

Педагогика как учебная дисциплина стала преподаваться в Германии в XYIII веке для подготовки учителей.

 

Объект, предмет, функции педагогики

Объект педагогики – те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования (В.А.Сластенин).

Предмет педагогики – реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах – в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

Функции педагогики

Теоретическая функция:

· изучение новаторского и инновационного опыта (описательный уровень);

· выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

· проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

Технологическая функция:

· разработка методических материалов (проективный уровень);

· внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

· анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

 

3 Система педагогических наук: общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, коррекционная педагогика, частные методики, история педагогики и образования, профессиональная педагогика, отраслевая педагогика, сравнительная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.

Связь педагогики с другими науками.

Философия, психология, биология, анатомия и физиология человека, социология, политология, медицина (коррекционная педагогика), экономика, информатика, культурология, аксиология и др.





Педагогика как наука о педагогических системах

Понятие о педагогической системы

Объектом теории педагогических систем является педагогическая система, элементом которой является личность учащегося. В настоящее время используют понятие о педагогической системе “ как взаимосвязи структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования в личности учащегося готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе” [15, с. 13-14]. Педагогическая система, по мнению Н.В.Кузьминой состоит из следующих структурных элементов:

· цели, ради которых она создается;

· учеб­ная информация, средствами которой должны быть реализованы цели педаго­гической системы;

· средства коммуникации, то есть средства, формы, методы воздействия на учащихся, обеспечивающие достижения целей педагогической системы;

· учащиеся, ради которых создается педагогическая система, в лично­сти и деятельности которых должны произойти изменения за время обучения;

· педагоги - основные носители знаний о целях, учебной информации, средствах коммуникации, об учащихся и о себе, владеющие искусством такой организа­ции учебного процесса, творческим результатом которой является формирова­ние в личности учащихся необходимых качеств. 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: