Анализ результатов исследования

 

Представленные выше методики были предъявлены студентам. В соответствии с инструкциями был собран эмпирический материал, который был систематизирован, обработан и проанализирован. 

1. Для исследования уровня стрессоустойчивости у студентов был проведен «Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена, Г. Виллиансона». По результатам теста нами были определены уровни самооценки стрессоустойчивости и баллы по каждому из них. Результаты анализа «Тест самооценки стрессоустойчивости» у студентов очной формы обучения представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - «Тест самооценки стрессоустойчивости» у студентов

№п/п Показатель Баллы
1 Плохо 27
2 Удовлетворительно 22
3 Плохо 25
4 Хорошо 15
5 Удовлетворительно 18
6 Удовлетворительно 18
7 Удовлетворительно 19
8 Хорошо 15
9 Удовлетворительно 16
10 Удовлетворительно 17
11 Удовлетворительно 16
12 Удовлетворительно 19
13 Хорошо 15
14 Удовлетворительно 17
15 Хорошо 15
16 Удовлетворительно 20
17 Удовлетворительно 20
18 Удовлетворительно 17
19 Удовлетворительно 18
20 Хорошо 15
21 Плохо 27
22 Удовлетворительно 22
23 Плохо 25
24 Удовлетворительно 22
25 Удовлетворительно 18
26 Удовлетворительно 18
27 Удовлетворительно 19
28 Хорошо 15
29 Удовлетворительно 16
30 Удовлетворительно 17

 

Рисунок 3.1 - Самооценка стрессоустойчивости у студентов

Проанализировав полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что существует достаточно широкий диапазон показателей, от низких до высоких. Данные, представленные на рисунке 3.1 показывают, что у студентов доминирует удовлетворительная оценка показателя самооценки стрессоустойчивости. Это говорит о том, что студенты адекватно воспринимают свою стрессоустойчивость.

 

2. Результаты исследования студентов по морфологическому тесту жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3 -Показатели студентов по морфологическому тесту жизненных ценностей.

Ценности

 

Баллы

Жизненные ценности

Развитие себя

38,5

Духовное удовлетворение

41,2

Креативность

35,6

Активные социальные контакты

37,6

Собственный престиж

32,6

Высокое материальное положение

39

Достижение

41

Сохранение собственной индивидуальности

36,7

Жизненные сферы

Сфера профессиональной жизни

59,1

Сфера образования

56,6

Сфера семейной жизни

51

Сфера общественной активности

49

Сфера увлечений

48,8

Сфера физической активности

37

Анализ показателей представленных в таблице 3.2, позволяет отметить, что ценность «Сфера профессиональной жизни» занимает главное место в иерархии жизненных сфер у студентов (59,1 балл). Этот факт может означать, что сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии.

Ценность «Сфера образования» (56,6 баллов) является одной из наиболее значимых для студентов, она заняла 2 место в ранге жизненных сфер.

Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим для испытуемых (51 балл), данной ценности принадлежит третье ранговое место в иерархии жизненных сфер.

Сфера «Стремление к активным социальным контактам» занимает четвёртое место в иерархии жизненных сфер (49 баллов).

Сфера увлечений занимает пятое место в иерархии жизненных сфер, для студентов.

На шестом ранговом месте находится «Сфера физической активности» (37 баллов). Таким образом, значимыми ценностями жизненной сферы у студентов являются ценности сферы профессиональной жизни, сферы образования и сферы семейной жизни.

В иерархии жизненных ценностей доминирующей является ценность «Духовное удовлетворение» (41,2 балла).

Второе место в иерархии жизненных ценностей заняла потребность в достижениях, то есть стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов (41 балл).

Ценность «Материальное благосостояние» по количеству набранных баллов (39 баллов) находится на третьем месте.

Следующая иерархия жизненных ценностей по количеству баллов является менее значимой для студентов: ценность «Стремление к развитию себя» (38,5 балла); ценность «Активные социальные контакты» (37,6 балла); ценность «Сохранение собственной индивидуальности» (36,7 балла); ценность «Креативность» (35,6 балла).

На протяжении обучения в институте увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. К сожалению, данная ценность оценена наименьшим количеством баллов (32,6 балла) и является менее значимой из всех обозначенных жизненных ценностей у исследуемых студентов.

 

3. В исследовании был использован тест смысложизненных ориентаций. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является адаптированной версией теста "Смысл в жизни" Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Это методика, разработанная для определения особенностей жизненных установок человека. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым. Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни была разработана и адаптирована А. Д. Леонтьевым в 1986 - 1988 годах. Версия К. Муздыбаева была взята за основу и видоизменена. В соответствии с оригиналом тест представляет собой набор из 20 пунктов, каждый из которых представляет собой утверждение с раздваивающемся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру. При интерпретации учитываются баллы, набранные испытуемым по пяти отдельным шкалам и общее количество баллов. Результаты по шкалам разделяются на следующие группы: цели, удовлетворённость сегодняшним днём, довольство прошлым, локус-контроля - Я, локус-контроля - жизнь. Можно с уверенностью утверждать, что данная методика даёт достаточно полную картину основных жизненных установок человека. Результаты исследования представлены в таблице 3.4.

Таблица 3.4 – Результаты теста смысложизненных ориентаций

ОЖ Цели в жизни Процесс жизни Удовлетворенность самореализацией Локус-контроля - я Управляемость жизни
1 96 21 29 23 27 25
2 116 40 24 28 32 35
3 121 38 31 28 31 38
4 109 35 31 30 28 30
5 129 42 40 35 34 37
6 117 33 38 30 30 38
7 117 38 38 26 32 36
8 120 38 37 29 32 35
9 129 37 39 34 32 38
10 105 37 31 28 30 28
11 113 40 30 25 29 34
12 105 31 30 28 27 31
13 86 22 30 23 16 26
14 101 22 32 27 27 28
15 109 26 32 29 21 35
16 99 34 30 24 25 31
17 126 38 39 32 33 35
18 115 37 35 30 22 32
19 73 26 20 20 19 20
20 61 11 20 17 13 7
21 120 40 24 26 32 36
22 129 38 31 29 32 35
23 105 35 31 34 32 38
24 113 42 40 28 32 35
25 105 33 38 28 31 38
26 101 38 38 30 28 30
27 109 38 37 27 27 28
28 126 37 39 29 21 35
29 115 37 31 32 33 35
30 113 33 37 30 22 32
Среднее 109,43 33,9 32,73 27,97 27,67 32,03

 

Таким образом, можно заключить, что общий показатель осмысленности жизни в группе, показатель по шкале цели в жизни, по шкале процесс жизни, по шкале удовлетворенность самореализацией, локус контроля-Я, управляемость жизни - находится в границах выше среднего значения нормы.

Разделив группу студентов на тех, у кого низкий и высокий уровень ОЖ получены следующие результаты (таблицы 3.5 и 3.6).

Таблица 3.5 – Результаты с низким уровнем ОЖ

ОЖ Цели в жизни Процесс жизни Удовлетворенность самореализацией Локус-контроля - я Управляемость жизни
1 96 21 29 23 27 25
13 86 22 30 23 16 26
16 99 34 30 24 25 31
19 73 26 20 20 19 20
20 61 11 20 17 13 7
Среднее 83,00 22,80 25,80 21,40 20,00 21,80

 

Таблица 3.6 – Результаты с высоким уровнем ОЖ

ОЖ Цели в жизни Процесс жизни Удовлетворенность самореализацией Локус-контроля - я Управляемость жизни
2 116 40 24 28 32 35
3 121 38 31 28 31 38
4 109 35 31 30 28 30
5 129 42 40 35 34 37
6 117 33 38 30 30 38
7 117 38 38 26 32 36
8 120 38 37 29 32 35
9 129 37 39 34 32 38
10 105 37 31 28 30 28
11 113 40 30 25 29 34
12 105 31 30 28 27 31
14 101 22 32 27 27 28
15 109 26 32 29 21 35
17 126 38 39 32 33 35
18 115 37 35 30 22 32
21 120 40 24 26 32 36
22 129 38 31 29 32 35
23 105 35 31 34 32 38
24 113 42 40 28 32 35
25 105 33 38 28 31 38
26 101 38 38 30 28 30
27 109 38 37 27 27 28
28 126 37 39 29 21 35
29 115 37 31 32 33 35
30 113 33 37 30 22 32
Среднее 114,72 36,12 34,12 29,28 29,20 34,08

 

Таким образом, из таблицы 3.5 видно что все показатели по тесту имеют низкие значения. В таблице 3.6 с высоким уровнем ОЖ, показатели по другим шкалам также отмечены высокими значениями.

 

4. Для формулирования конкретных, точных рекомендаций для студентов по повышению уровня стрессоустойчивости, мы провели исследование, с помощью опросника «Способы совладающего поведения». Данный опросник дал нам возможность узнать, какие способы используют студенты мужчины и девушки для того, чтобы преодолеть различного рода трудности. Полученные данные позволили нам вывести средние значения по каждому показателю у студентов обеих групп. Результаты мы представили в таблице 3.7.                 

 

Таблица 3.7 - Результаты опросника «Способы совладающего поведения»

  Конфронтация Дистанцирование Самоконтроль Поиск социальной поддержки Принятие ответственности Бегство-избегание Планирование решения проблемы Положительная переоценка
Мужчины 43 47,5 55,5 67 70 54,7 69,8 58,2
Девушки 42,2 51,5 53,6 54,8 70 44,2 64,5 54,1

Проанализировав значения всех параметров мы видим, что и у студентов мужчин, и у студентов женщин основная копинг- стратегия - это планирование решения проблемы. Менее всего студенты обеих форм обучения применяют стратегию - конфронтация.

Полученные результаты мы представили на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 - Результаты опросника «Способы совладающего поведения»

 

Итак, получив результаты опросника «Способы совладающего поведения», мы можем говорить о том, что и студенты используют каждую копинг-стратегию.

Рекомендации       

 

Практические рекомендации по повышению стрессоустойчивости для студентов.

1. Необходимо сформировать систему приоритетов и расставить по степени важности. То есть, что необходимо сделать сегодня, завтра, сделать на этой неделе, сделать, когда будет время.

2. Необходимо научиться четко выстраивать границы и твердо говорить «нет», если вы не можете выполнить тот объем работы, который предлагается.

3. Необходимо прояснять и разбирать непонятную для себя информацию или противоречие требования, предъявляемые к вам.

4. Необходимо доносить до преподавателя информацию, если вы чувствуете, что критерии оценки заданий вам не ясны.

5. Необходимо находить хотя бы один день в неделю для переключения себя от учебной или профессиональной деятельности на эффективный отдых.

6. Если уровень стресса слишком высок, необходимо пересмотреть значимость возникшей ситуации, и обосновывая, уменьшить ее значимость.

7. Необходимо заботиться о своем эмоциональном и физическом состоянии. То есть, полноценно питаться, гулять на свежем воздухе, получать больше положительных эмоций (театр, кино, выставки и т.д.). поддерживать хорошую физическую форму (зарядка, посещение тренажерного зала и т.д.).

Также, в качестве рекомендации, для более эффективного снижения уровня стресса и повышения у студентов стрессоустойчивости, можно использовать следующие методы и методики.

1. Аутогенная тренировка. Она представляет собой один из вариантов самовнушения. Используя ее, человек оказывает значительное влияние на психические, вегетативные процессы в своем организме. Включая те процессы, которые не поддаются сознательной регуляции.

2. Различные методы релаксации. С помощью визуализации, релаксация способна помочь достичь человеку расслабленного состояния. Возникающие при стрессе тревога, страх, беспокойство, как правило, вызывают мышечное напряжение, что, в свою очередь, усиливает отрицательные эмоции. У человека, находящегося в стрессовой ситуации, формируется «мышечный корсет». Напряженные мышцы сильнее напрягают и возбуждают мозг человека. Создается некий замкнутый круг, разорвать который можно при помощи осознанного расслабления мышц. В итоге, мышечное расслабление приводит в равновесие напряженное сознание.

3. Метод биологической обратной связи. Под данным методом понимается саморегуляция вегетативных функций человека, при которых человек может непосредственно наблюдать за своими физиологическими показателями, и осознано влиять на них. Необходимо сказать, что на сегодняшний день популярностью пользуются компьютерные приставки для игрового биоуправления. Используя такие приставки, человек учится управлению своими физиологическими функциями, оказывая воздействие на персонажи игры. Победить в соревновании человек может, если научиться управлению своими физиологическими функциями в ситуации виртуального соревновательного стресса. Например, чем больше человек во время игры расслабляет свои мышцы, тем быстрее едет машина на экране.

Человек, находясь в игровом тренинге, получает способность противостоять стрессу, приобретает умение по-другому реагировать на стресс, конфликт, снижает внутреннее напряжение при необходимости интенсивной работоспособности.

4. При воздействии стрессовых факторов необходимо физиологическое переключение (баня, массаж и т.д.).

5. Активное переключение (плавание, физическая активность, выход на природу).

6. Положительный настрой и позитивное восприятие окружающего, хобби, чтение книг, искусство, общение с близкими и т.д.

Если необходимо быстро снять стресс, то можно применить следующие приемы.

1. Эмоциональный перенос. Данный прием используется для того, чтобы отвлечься от неприятной ситуации или негативных эмоций при помощи создания состояния отрешенности, мысленного переноса неприятных мыслей на посторонние предметы.

2. Изменение масштаба события. То есть, попробовать взглянуть со стороны на собственные переживания, и таким образом уменьшить интенсивность переживаний.

3. Дыхательные упражнения. Во время стресса можно порекомендовать использовать следующие упражнения.

-   Медленно и глубоко дышать, закрыв глаза. Сделать вдох и на десять секунд задержать дыхание. Затем, выдыхать медленно, отслеживая расслабление и мысленно проговаривая: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Данное упражнение повторять 5-6 раз. После выполнения упражнения отдохнуть примерно 30 секунд.

-   Используя волю, постарайтесь сокращать отдельные мышцы или же группу мышц. Сокращения необходимо удерживать 10-15 секунд. Затем мышцы расслабляйте. Данное упражнение можно повторить три - четыре раза, при этом необходимо постараться ни о чем не думать.

- Необходимо как можно реальнее представить себе ощущение расслабленности, которое пронизывает все тело. При этом, необходимо повторять: «Мне приятно, меня ничего не тревожит. Я успокаиваюсь».

Выполняя эти несложные рекомендации и упражнения можно снять предэкзаменационное напряжение, стресс и сопутствующие ему состояния.

Анализ показателей представленных в таблице 2.2, позволяет отметить, что ценность «Сфера профессиональной жизни» занимает главное место в иерархии жизненных сфер у студентов (59,1 балл). Этот факт может означать, что сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии.

Ценность «Сфера образования» (56,6 баллов) является одной из наиболее значимых для студентов, она заняла 2 место в ранге жизненных сфер.

Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим для испытуемых (51 балл), данной ценности принадлежит третье ранговое место в иерархии жизненных сфер.

Сфера «Стремление к активным социальным контактам» занимает четвёртое место в иерархии жизненных сфер (49 баллов).

Сфера увлечений занимает пятое место в иерархии жизненных сфер, для студентов.

На шестом ранговом месте находится «Сфера физической активности» (37 баллов). Таким образом, значимыми ценностями жизненной сферы у студентов являются ценности сферы профессиональной жизни, сферы образования и сферы семейной жизни.

В иерархии жизненных ценностей доминирующей является ценность «Духовное удовлетворение» (41,2 балла).

Второе место в иерархии жизненных ценностей заняла потребность в достижениях, то есть стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов (41 балл).

Ценность «Материальное благосостояние» по количеству набранных баллов (39 баллов) находится на третьем месте.

Следующая иерархия жизненных ценностей по количеству баллов является менее значимой для студентов: ценность «Стремление к развитию себя» (38,5 балла); ценность «Активные социальные контакты» (37,6 балла); ценность «Сохранение собственной индивидуальности» (36,7 балла); ценность «Креативность» (35,6 балла).

На протяжении обучения в институте увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. К сожалению, данная ценность оценена наименьшим количеством баллов (32,6 балла) и является менее значимой из всех обозначенных жизненных ценностей у исследуемых студентов.

Студенты первого уровня мотивации учения к процессу обучения относятся индифферентно. В лучшем случае проявляют познавательную активность на уровне предупреждения претензий со стороны учебной части. В худшем - поиском пути замены материальным эквивалентом собственному проявлению знаний.

На этой основе можно предложить:

- процесс профессионального обучения студентов университета должен подкрепляться интенсивной, околопрофессиональной деятельностью на всех этапах обучения (исследовательские группы, профессиональные общества и т.д.);

- студентам должно уделяться повышенное внимание со стороны академического руководства с целью создания условий повышения мотивации;

- вся воспитательная деятельность в университете, в том числе и досуговая, не должна строиться на коммерческой основе.

В связи с этим, для преподавателей учреждений, сформируем перечень первоочередных мероприятий, которые должны повысить эффективность учебного процесса с учетом ценностно-мотивационных особенностей студентов:

1. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и само презентации;

2. Помогать студентам удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании;

3. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других;

4. Создавать ситуацию успеха и социального признания;

5. Использовать интерес к людям, организующим процесс обучения;

6. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия;

7. Поддерживать и формировать интерес к информации;

8. Использование мотивов избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ.

Изменения динамики мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность, негативно влияющие на профессиональное самоопределение студентов, обусловлена целым рядом противоречий объективного и субъективного характера:

 - организационно-методические, связанные с недостаточной профессиональной ориентацией студентов в специфических психологических особенностях разных видов будущей деятельности, которым их обучают в вузе;

- демографические, социальные, социально-экономические особенности развития страны, обусловливающие трудоустройство молодых востребованных специалистов;

- преобладание эмоционально-личностных мотивов и личностных ценностей при выборе профессии, при недостаточной информированности о содержании профессиональной деятельности, разнообразии организаций и возможностях трудоустройства после окончания вуза;

- недостаточно сформированные представления о своей будущей работе в сфере педагогической деятельности при осознании профессиональных целей и ценностей и неуверенность в перспективах самореализации в данной сфере труда;

- несовпадение стремлений самореализации себя в профессии в связи с переосмыслением и осознанием своих профессиональных интересов, целей, ценностей, планов трудоустройства на старших курсах с возможностями самореализации в будущей профессиональной деятельности;

- приоритетность у студентов старших курсов социально-экономических ценностей и мотивов, обусловленных значимостью материального благополучия,

- собственного престижа, высокого статуса в ущерб таким ценностям, как самореализация, профессиональное развитие, принесение пользы обществу.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки системы дифференцированного психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения и становления студентов естественно-географических специальностей, включающей:

- профориентационную поддержку выпускников образовательных учреждений;

- оказание содействия студентам младших курсов в формировании психологической готовности к восприятию информации о специфике профессиональной деятельности;

- помощь студентам в расширении ориентировочной основы представлений о будущей трудовой деятельности и формировании адекватной самооценки соответствия своих целей, мотивов, ценностных ориентаций, личностных и профессиональных качеств специфике профессии;

- содействие расширению видения студентами перспектив саморазвития, самореализации как в специфической предметной, так и в педагогической сферах деятельности;

- содействие в развитии мотивационно-ценностной направленности студентов на будущую профессиональную деятельность на основе формирования осознанного отношения к профессии и самому себе, как будущему специалисту;

- профессиональное консультирование при трудоустройстве, построении профессиональной карьеры;

- процесс профессионального обучения студентов университета должен подкрепляться интенсивной, около профессиональной деятельностью на всех этапах обучения (исследовательские группы, профессиональные общества и т.д.);

- студентам с низким уровнем мотивации учения должно уделяться повышенное внимание со стороны академического руководства с целью создания условий повышения мотивации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью курсовой работы являлось выявление свяи ценностно-смысловой самоорганизации и стрессоустойчивости студента.  Для достижения поставленной цели в ходе работы были решены все поставленные задачи и сделаны соответствующие выводы.

Охарактеризовано понятие мотивации, под которым в данном исследовании понимался процесс побуждения, стимулирования себя или других (отдельного человека или группы людей) к выполнению определенных действий, направленных на достижение собственных целей или целей общества. Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление его текучести получить, тем значений активнее действует студент.

Были выделены такие факторы, влияющие на формирование ценностей. Изначально человеку предлагается несколько вариантов норм поведения: общепринятые социальные нормы и внутрисемейные правила, образцы поведения, заимствованные из искусства, моральные принципы и т.д. А далее перед ним стоит вопрос выбора своего, «третьего», индивидуального пути, вопрос собственной системы ценностей.

Также необходимо отметить, что информация, взятая из учебных текстов, превращается для студента из объективных значений в личностный смысл, а затем – в ценности (систему ответственных отношений к природе, труду, обществу, другому человеку и к самому себе).

В целом следует отметить, что отраженные в сознании человека ценности признаются им в качестве стратегических жизненных целей, общих мировоззренческих ориентиров.

В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: опросник «Способы совладающего поведения» (копинг тест Лазаруса), тест на самооценку стрессоустойчивости С. Коухена, Г.Виллиансона, морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Соповаи Л.В.Карпушиной, тест «смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А.Леонтьева.

В экспериментальном исследовании принимали участие 30 студентов Севастопольского гуманитарного университета.

По результатам проведенного исследования, мы можем говорить о том, что:

- у студентов преобладает удовлетворительная оценка уровня самооценки стрессоустойчивости. Это говорит о том, что студенты адекватно воспринимают свою стрессоустойчивость.

-  при помощи «Теста самооценки стрессоустойчивости» мы определили, что при изучении уровня стрессоустойчивости существенных различий нет. Это говорит о том, что у студентов существенных различий в уровнях стрессоустойчивости не наблюдается.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, мы можем утверждать, что уровень стрессоустойчивости у студентов не зависит от формы обучения - очная или заочная. Стресс возникает у студентов по различным причинам, он может быть связан как с личными причинами, так и с обучением в высшем учебном заведении.

Анализ показателей представленных в таблице 3.2, позволяет отметить, что ценность «Сфера профессиональной жизни» занимает главное место в иерархии жизненных сфер у студентов (59,1 балл). Этот факт может означать, что сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии.

Ценность «Сфера образования» (56,6 баллов) является одной из наиболее значимых для студентов, она заняла 2 место в ранге жизненных сфер.

Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим для испытуемых (51 балл), данной ценности принадлежит третье ранговое место в иерархии жизненных сфер.

Сфера «Стремление к активным социальным контактам» занимает четвёртое место в иерархии жизненных сфер (49 баллов).

Сфера увлечений занимает пятое место в иерархии жизненных сфер, для студентов.

На шестом ранговом месте находится «Сфера физической активности» (37 баллов). Таким образом, значимыми ценностями жизненной сферы у студентов являются ценности сферы профессиональной жизни, сферы образования и сферы семейной жизни.

В иерархии жизненных ценностей доминирующей является ценность «Духовное удовлетворение» (41,2 балла).

Второе место в иерархии жизненных ценностей заняла потребность в достижениях, то есть стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов (41 балл).

Ценность «Материальное благосостояние» по количеству набранных баллов (39 баллов) находится на третьем месте.

Следующая иерархия жизненных ценностей по количеству баллов является менее значимой для студентов: ценность «Стремление к развитию себя» (38,5 балла); ценность «Активные социальные контакты» (37,6 балла); ценность «Сохранение собственной индивидуальности» (36,7 балла); ценность «Креативность» (35,6 балла).

На протяжении обучения в институте увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. К сожалению, данная ценность оценена наименьшим количеством баллов (32,6 балла) и является менее значимой из всех обозначенных жизненных ценностей у исследуемых студентов.

Так же в результате исследования была выявлена специфика учебной мотивации студентов. Так, мотив получения диплома преобладает надо мотивами приобретения знаний и овладения профессией.

Из теста «смысложизненные ориентации» Д.А.Леонтьева видно, что общий показатель осмысленности жизни, показатель по шкале цели в жизни, по шкале процесс жизни, по шкале удовлетворенность самореализацией, локус контроля-Я, управляемость жизни - находится в границах выше среднего значения нормы.

На основе результатов анализа, можно констатировать, что изучение мотивационно-ценностной организации студентов необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента. В связи с этим результаты проведенного исследования, показали новые процессы взаимосвязи общественного устройства и формирования у студентов новых целей и потребностей.

В завершение работы были сформулированы основные рекомендации.

Можно добавить, что тема данной работы актуальна не только для преподавателей, психологов, родителей, но и в целом для сегодняшнего изменяющегося общества, которое всегда ставило себе целью развитие личности, способной к саморазвитию и самопознанию.

На сегодняшний день стресс для студентов не является чем-то сверхъестественным. Наоборот, это естественная реакция организма на стресс, стрессовую ситуацию, накопившиеся проблемы, на непрерывную борьбу с трудностями, с которыми каждый человек сталкивается каждый день. Причины, которые вызывают стресс, могут быть самыми разными. Например, такие причины, которые связаны с личной жизнью, с профессиональной, с учебной. Стресс, с которым студенты сталкиваются в своей учебной деятельности связан, прежде всего, с учебной нагрузкой, с особенностями учебного процесса в высшем учебном заведении. Тем самым стресс влияет непосредственно на психические и соматические функции, на самочувствие. Таким образом, мы можем говорить, что стресс является неотделимой частью жизни каждого студента. Базовая индивидуальная характеристика содержания стресса – это адаптация, другими словами, стрессоустойчивость. Мы в своем исследовании понимаем под стрессоустойчивостью: «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциональной ситуации и, тем самым, содействующее эффективному выполнению деятельности».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: