План семинарского занятия

Тема 1. Введение в экономику

План семинарского занятия:

1. Предмет экономической теории

2. Принципы и функции экономической теории

3. Методы изучения экономической теории.

4. Экономическая мысль Древней Греции.

5. Основные черты экономического учения меркантилизма.

6. Экономические взгляды физиократов.

7. Классическая школа политэкономии (У.Петти, А.Смит, Д. Рикардо, Ж-Б. Сей.)

8. Теория капитала К.Маркса.

9. Неоклассический синтез.

10. Теоретическое наследие Д.М. Кейнса.

11. Современные экономические теории.

Вопросы для самоконтроля и проверки:

1) Оцените заслуги античных мыслителей в становлении экономической теории. Почему Аристотеля называют первым экономистом?

2) Что означает термин «экономикс» и кто первым его употребил? Откуда «пошла» политическая экономия?

3) В чем вы видите прогресс физиократов по сравнению с меркантилистами?

4) В чем состоит историческая ограниченность физиократов по сравнению с классической школой политической экономии?

5) Какие заслуги Адама Смита дают основание причислить его к трем величайшим экономистам мира?

6) Что имел в виду А. Смит, говоря о «невидимой руке»?

7) Каковы заслуги классической школы политической экономии?

8) Назовите заслуги К. Маркса, сделавшие его одним из трех величайших экономистов мира.

9) Почему, на ваш взгляд, марксистское экономическое учение получило широкую популярность в России?

10) В чем состоит маржиналистская революция в экономической науке? Каковы причины, приведшие к ней?

11) Почему А. Маршалла называют одним из наиболее выдающихся экономистов современности? В чем состоит его вклад в развитие экономической науки?

12) Каков, по мнению Джона Мейнарда Кейнса, предмет экономической теории? В чем его позиция отличается в этом вопросе от сторонников микроэкономического подхода? Охарактеризуйте основные положения его исследований, оцените вклад в развитие экономической науки.

 

Литература.

1. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. Т. 1. Гл. 1.

2. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Гл. 1.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т.1. Гл. 2.

4. Нуреев Р. М. Основы экономической теории: микроэкономика. Гл. 2.

5. Фишер С. и др. Экономика. Гл. 1.

Тема 2 Базовые экономические проблемы

План семинарского занятия:

1. Безграничность человеческих потребностей и ограниченность (редкость) ресурсов для их удовлетворения.

2. Производственные ресурсы. Ограниченность ресурсов и необходимость их эффективного использования.

3. Экономические агенты и проблема осуществления ими экономического выбора.

4. Кривая производственных возможностей общества и ее свойства. Альтернативная стоимость благ. Закон возрастания вмененных издержек.

 

Вопросы для самоконтроля и проверки:

1) В чем, по вашему мнению, кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической теории?

2) Какие методологические подходы к исследованию предмета использует экономическая теория, какие методы познания применяет?

3) Какова роль экономических законов и закономерностей в исследовании предмета экономики и для хозяйственной деятельности людей?

4) Что такое «потребности»? Какие группы потребностей вы можете назвать?

5) В чем суть закона возвышения потребностей?

6) Какие факторы наиболее ощутимо влияют на рост потребностей в современном обществе?

7) Что является источником удовлетворения потребностей общества?

8) Назовите основные классификации экономических благ.

9) Обладают ли, по вашему мнению, экономические блага такими свойствами, как взаимодополняемость и взаимозаменяемость. Если да, то это полные свойства или частичные?

10) Что такое экономические ресурсы?

11) В чем суть феноменов редкости и ограниченности ресурсов? Ограниченность ресурсов является абсолютной или относительной?

12) В чем состоит суть противоречия между неограниченным ростом потребностей общества и ограниченностью ресурсов? Как общество решает это противоречие?

13) Что такое экономический выбор? Как общество решает проблему экономического выбора?

14) Что такое альтернативная стоимость?

15) Что определяется графиком производственных возможностей? Какие ограничения он отражает? Принятию каких решений способствует?

16) Раскройте суть закона возрастания вмененных издержек?

 

Литература.

6. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. Т. 1. Гл. 1.

7. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Гл. 1.

8. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т.1. Гл. 2.

9. Нуреев Р. М. Основы экономической теории: микроэкономика. Гл. 2.

10. Фишер С. и др. Экономика. Гл. 1.

Тема 3. Экономические системы и их эволюция.

Формы и отношения собственности

План семинарского занятия

1. Понятие экономические системы. Основные вопросы, решаемые функционированием экономической системы. Виды экономических систем.

2. Особенности экономики традиционных обществ.

3. Чистый капитализм: признаки и механизм реализации основных вопросов экономической системы. Модель кругооборота товарных и денежных потоков.

4. Административно- командная: механизм решения основных вопросов экономической системы. Проблема эффективности и дефицита.

5. Недостатки («провалы») чистого капитализма и экономические функции государства

1. Субъектно-объектные отношения собственности. Собственность как экономическая категория. Правоотношения собственности. Типы, виды и формы собственности в современной экономике.

2.  Государственная, муниципальная и частная формы собственности в РФ: субъекты, объекты, функции, источники функционирования.

6. Реформирование отношений собственности в РФ: разгосударствление, особенности процесса приватизации.

 

Литература.

1. Курс экономической теории. Уч. пособие под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров, изд. “АСА”, 1995. - Гл. 2 - 5.

2. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1.- Гл. 3, 5, 6, 7.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М., 1998. - Гл.2, 6 (п.2), 13.

4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: “Экономика”, “Дело”, 1992. - Гл. 17.

5. Маркс К. Предисловие к критике политической экономии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с. 5 - 9.

6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Там же, т.20, отдел 3 (??) (Очерк теории).     

Тема 4. Законы рыночной экономики: спрос, предложение, ценообразование.

План семинарского занятия

1. Рынок: сущность, структура и инфраструктура, роль в общественном воспроизводстве

2. Определение спроса. Закон и кривая спроса. Неценовые факторы спроса. Изменение величины спроса и изменения в уровне спросе.

3. Определение предложения. Закон и кривая предложения. Неценовые факторы предложения. Изменения величины предложения и изменения в уровне предложении.

4. Равновесие на однотоварном рынке и его динамика. Излишек потребителей и производителей.

5. Равновесная цена. Функции цены в рыночной экономике. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование и его формы.

6. Эластичность спроса и предложения.

Вопросы для самоконтроля и проверки:

1) Тождественны ли понятия «изменения в уровне спроса» и «изменение величины спроса»? Аргументируйте свой ответ примерами.

2) Известно, что, когда цены на бензин резко поднимаются, спрос на большие автомобили падает. Объясните, почему это следует рассматривать как изменение спроса, а не как движение по кривой спроса.

3) Как вы понимаете утверждение: «Закон спроса действует, потому что у потребителей есть возможность замены»?

4) Назовите факторы, под влиянием которых сдвигается кривая предложения (влево, вправо). Какие факторы определяют перемещение по кривой предложения (вверх, вниз)?

 

Домашнее задание

Задание 1. Объем спроса, предложения и цена приведены в таблице2.1:

Qs p Qd
60 6 10
50 5 20
40 4 30
30 3 40
20 2 50
10 1 60

1. Построите графики спроса и предложения по этим данным. Укажите точку равновесия рынка. Каковы равновесная цена и равновесный объем товара.

2. Каков будет объем дефицита на рынке при цене в 1,5$; и объем излишка при цене в 7$.

 

Задание 2. Кривая спроса на лыжи в небольшом городе описывается следующим уравнением Qd=60-4p. Кривая предложения Qs=30+8p. Где Qd- объем спроса, Qs - объем предложения, p - цена. Построите графики этих кривых спроса и предложения на рис 2.2.

Какова равновесная цена и равновесный объем товара?

Каков будет объем дефицита при цене в 1$.

Что произойдет на рынке, если цена на лыжи установится в размере 6$;

 

Задание 3. Объем спроса, предложения и цена приведены в таблице 3.1. Определите ценовую эластичность спроса и предложения

Es Qs p Qd Ed
  60 6 10  
  50 5 20  
  40 4 30  
  30 3 40  
  20 2 50  
  10 1 60  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: