Титульный лист содержит: (Приложение 2)
а) наименование учебного заведения;
б) полное наименование темы работы;
в) фамилия, имя, отчество автора работы;
г) группа, специальность
д) сведения о руководителе;
е) гриф допуск к защите
ж) оценка, дата защиты
з) подпись председателя ГАК
и) город и год выполнения.
Содержание включает: перечень сокращений и условных обозначений (если они есть) введение; заголовки разделов и подразделов (если они есть), выводы, список использованных источников; резюме; приложения (если они есть), с указанием номера страницы.
Перечень условных обозначений, символов, сокращений и терминов.
Если в дипломной работе приняты малоизвестные сокращения, специфическая терминология, обозначения и т.д., то их перечень представляется в виде отдельного списка, который находится после СОДЕРЖАНИЯ, перед вступлением. Независимо от этого при первом появлении этих элементов в тексте дипломной работы приводят их расшифровку.
Введение: Это вступительная часть выпускной квалификационной (дипломной) работы, в которой четко обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы (темы), формулируются цель и задачи исследования. Во введении дипломной работы, которое обычно может составлять 5-8 страниц, на основе обзора периодических источников, исторического экскурса и статистического материала следует обосновать выбор темы и ее актуальность, цель и задачи дипломной работы, дать характеристику организации как объектисследования. Целью дипломной работы должна быть разработка путей совершенствования практики бухгалтерского учета на основе критического ее изучения, оценка ее соответствия действующей нормативной базе и условиям осуществления деятельности, а также выявление резервов улучшения экономических показателей деятельности организации на базе выводов экономического анализа.
|
|
Задачи дипломной работы формулируются с учетом предусмотренных в плане вопросов и конкретизируют направления работы для достижения поставленной цели.
Краткая характеристика хозяйствующей организации должна включать указание даты порядка создания организации, формы собственности и организационно-правовой формы, величины уставного капитала и общего состава участников (для акционерных обществ - количества и видов акций, их номинальной стоимости), основных и вспомогательных видов деятельности и объема их продаж, средней численности персонала, общей структуры себестоимости проданной продукции по элементам расходов. Следует также дать общую характеристику учетной политики организации за период, отражаемый в работе.
|
|
Основная часть выпускной квалификационной (дипломной) работы включает главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Название главы не должно дублировать название темы, а название параграфов – название глав. Формулировки должны быть лаконичными и отражать суть главы (параграфа).
Основная часть выпускной квалификационной (дипломной) работы должна содержать, как правило, две главы.
Первая глава дипломной работы обычно раскрывает вопросы методики и практики постановки бухгалтерского учета в организации. В первой части главы рекомендуется отразить экономико-теоретические основы избранной темы, при необходимости более детального отражения этих аспектов, возможно выделение самостоятельной главы. Далее в работе должно быть раскрыто содержание законодательных и нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет, сформулированы его задачи, даны ocновныe определения темы, состав объектов бухгалтерского учета, описаны критерии их признания. По данным, представленным организацией, в работе отражаются положения учетной политики и дается краткая оценка их соответствия по содержанию и оформлению действующим нормативным актам, а также условиям ведения деятельности. В дипломной работе следует также раскрыть правила оценки объектов учета по избранной теме на разных стадиях учетного процесса: при принятии к учету, в текущем учете, при составлении годовой отчетности и других; отразить выбранные организацией варианты, сформулировать вывод о том, обеспечивает ли выбор организации по вопросам оценки достоверность бухгалтерской отчетности.
В первой главе следует также раскрыть документирование операции, проведенных организацией и дать оценку системы первичного учета. Отражая вопросы документирования, необходимо описать способы контроля документов и оценить ритмичность, регулярность, периодичность и полноту их передачи в бухгалтерию на обработку, оценить влияние системы документирования на своевременность и достоверность учетных данных. Следует также отразить схему и графики документооборота.
В учетной главе следует также описать систему регистрации операций на счетах бухгалтерского учета, при этом могут быть использованы любые формы отражения корреспондирующих счетов: строчная запись, графическая, сетевая, шахматная. С разрешения организации в проводках могут быть использованы реальные данные, в противном случае, с соответствующей оговоркой - условные примеры. При раскрытии вопросов постановки бухгалтерского учета в организации должны быть в обязательном порядке описаны регистры аналитического и синтетического учета, используемые в организации. Критическое изучение методики и практики учета позволит выявить недостатки и наметить пути улучшения.
В дипломной работе возможно выделение отдельного параграфа, посвященного вопросам автоматизации учета либо необходимо раскрывать практику применения пакетов прикладных программ по бухгалтерскому учету, описывая отдельные вопросы ведения учета в организации. Можно провести сравнение разных бухгалтерских программ и дать рекомендации, направленные на совершенствование автоматизированной формы учета.
В учетной главе студенты должны раскрыть порядок формирования и представления информации об объектах бухгалтерского учета в финансовой отчетности организации. В этой части дипломной работы следует описать избранный организацией формат представления данных, подходок раскрытию информации в соответствующих формах отчетности, дать оценку соответствия степени раскрытия информации требованиям действующих нормативных документов.
В заключении учетной главы кратко обобщаются основные выводы, в которых отражают оценку ведения учета, контроля и аудита в организации, выявленные недостатки и предложения, направленные на повышение информационно-контрольных функций бухгалтерского учета и качество отчетности организации.
|
|
Первая глава посвящается теоретическим аспектам изучаемого объекта и предмета выпускной квалификационной (дипломной) работы. Она является теоретической базой для дальнейшего анализа практических вопросов изучаемой проблемы. В ней содержится обзор используемых источников информации, нормативной базы по теме ВКР. В этой главе могут найти место статистические данные, построенные в таблицы и графики.
Работа над первой главой должна позволить руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития следующих общих компетенций
выпускника:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1 ФГОС по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка);
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4 ФГОС по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка).
Вторая глава посвящается анализу практического материала, полученного во время производственной практики (преддипломной). В этой главе содержится:
· анализ конкретного материала по избранной теме (на примере
конкретной организации) желательно за период не менее двух лет;
· описание выявленных проблем и тенденций развития объекта и предмета изучения на основе анализа конкретного материала по
избранной теме;
· описание имеющихся путей решения выявленных проблем.
В ходе анализа должны использоваться аналитические таблицы, расчеты, формулы, схемы, диаграммы и графики.
Для установления объективных тенденций все данные и весь цифровой и статистический материал должны быть достоверными, сопоставимыми, отражать общую направленность исследуемых экономических процессов, а не исключения из них.
|
|
Для более глубокого изучения отдельных вопросов могут быть проведены специальные анкетные обследования и опросы специалистов, клиентов, поставщиков, потребителей и др.
Работа над второй главой должна позволить руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития следующих общих компетенций:
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество (ОК 2 ФГОС по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка);
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3 ФГОС по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка);
владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ОК 5 ФГОСпоспециальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка));
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5 ФГОС по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка);
ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы (О К 9 ФГОС по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка);
ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9 ФГОС по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка);
а также профессиональных компетенций, в рамках освоения профессионального модуля, соответствующего выбранной теме выпускной квалификационной (дипломной) работы, и установленных ФГОС СПО по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», или рабочей программой профессионального модуля.
Так, например, если тематика выпускной квалификационной (дипломной) работы соответствует содержанию профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности» по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», то работа над второй главой должна позволить руководителю оценить и отметить следующие профессиональные компетенции выпускника:
отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять
результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (ПК 4.1.);
составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные
законодательством сроки (ПК 4.2.);
составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки (ПК 4.3.);
проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности (ПК 4.4.).
В практической части рекомендуется выделить два направления: порядок организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии (организации) и анализ учетных показателей.
Объем основной части выпускной квалификационной (дипломной) работы ограничивается 30-40 страницами текста.
В Заключении содержатся выводы и предложения с их кратким обоснованием в соответствии с поставленной целью и задачами, раскрывает значимость полученных результатов. Здесь характеризуется степень новизны в решении и раскрытии проблемы, достижения цели и решения задач, поставленных во Введении.
Заключение не должно составлять более 5 страниц текста. Заключение лежит в основе доклада студента на защите.
Список использованных источников отражает перечень источников, которые использовались при написании выпускной квалификационной (дипломной) работы (не менее 20), составленный в следующем порядке:
· законы Российской Федерации (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);
· указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);
· постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности);
· нормативные акты, инструкции;
· иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);
· монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);
· иностранная литература;
· интернет-ресурсы.
Список литературы размещают в алфавитном порядке. В списке литературы должны преобладать новые издания.
Приложения могут состоять из дополнительных справочных материалов, имеющих вспомогательное значение, например: копий документов, выдержек из отчетных материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, программ, положений и т.п