№1. Концерт-лекция.
Руководитель или ведущий комментирует происходящее на сцене, а исполнительский состав иллюстрирует рассказ.
№2. Концерт non stop.
Концерт, составленный из отдельных номеров или песенно-инструментально-хореографических блоков с участием ведущего, объявляющим их последовательность или без объявления совсем.
№3. Концерт сквозного развития.
Номера в концерте объединяются в единый сюжет или отдельные фрагменты специально написанным текстом, исполняющим роль связующего звена.
Эти формы моут использоваться как в чистом, так и в комбинированном виде.
№4. Фольклорный спектакль или музыкально-фольклорная пьеса.
Есть действующие лица, персонажи. Применяются художественных средств характерных для театрального искусства.
Виды ансамблей:
- бытовой аутентичный ансамбль (носители и хранители подлинной традиции);
- самодеятельные репродуцирующие коллективы (ансамбли воссоздающие народную культуру);
- аутентично-самодеятельные коллективы (ансамбли, участниками которых являются подлинные исполнители и певцы-любители);
|
|
- профессионально-любительские коллективы (исполнители – профессиональные музыканты, для которых участие в ансамбле не является основной работой);
- учебные коллективы.
Жанрово-стилевые признаки фольклорного направления
К фольклорному направлению можно отнести коллективы имеющие следующие признаки:
- единство коллективного и персонифицируемого начал;
- использование певческой манеры близкой к аутентичной;
- сохранение диалектных особенностей при исполнении;
- единый динамический нюанс;
- элементы варьирования и импровизации;
- характерный репертуар;
- наличие в репертуаре протяжной песни;
- наличие народного инструментария, владение приемами игры на народных инструментах.
Жанровые особенности и современные формы русского народно-певческого исполнительства
Народное музыкально-певческое исполнительство – особый жанр искусства. Отличающийся ярко выраженной национально-самобытной спецификой исполнения.
Народно-певческое исполнительство – синкретичный жанр искусства, объединяющий в себе: вокальное, хореографическое, инструментально и драматическое виды искусств. Это – особая манера исполнения, обладающая специфичной характерностью звучани и особенностью использования выразительных средств. Партитура с подголосочным голосоведением – основная организация многоголосия в русском народном песнетворчестве.
Народно-певческие коллективы – творческий и исполнительский организм, опирающийся на импровизационный характер исполнения.
Самодеятельные фольклорные ансамбли
|
|
Самодеятельные фольклорные ансамбли организуются при клубных и учебных заведениях, методических центрах и студиях. Фольклорное движение охватывает все возрасты и социальные слои. По возрастному и социальному составу фольклорные коллективы могут быть однородными (юношеские, молодежные), смешанные (объединяющие людей разного возраста), могут объединять людей одной профессии или разных. Наиболее многочисленными являются детские фольклорные коллективы. Самодеятельные коллективы по-разному решают задачу пропаганды и популяризации фольклорного искусства. Одни стремятся к подлинности в любом творческом проявлении, другие большее внимание уделяют аутентичности в песнетворчестве, третьи пытаются «вписать» народную традицию в рамки эстрадного искусства.
Разнообразны самодеятельные коллективы и по исполнительскому составу. Среди них встречаются и чисто вокальные, и вокально-хореографические, и вокально-инструментально-хореографические. Различен количественный и качественный состав коллективов. Численность участников может достигать 15-17 чел, а может представлять собой камерную форму, не превышающую пяти исполнителей. Качественный состав: женский, мужской и смешанный. Освоение фольклорных материалов осуществляется разными путями. Песни разучиваются и по нотированным партитурам, и на слух. Многие коллективы пытаются возродить импровизационно-варьированный характер музицирования. Разнообразна и творческая направленность фольклорных коллективов. Некоторые ансамбли специализируются на песнях одной региональной исполнительской традиции, другие - на нескольких, но близким по стилевым признакам и особенностям, третьи – стремятся освоить многие традиции. Кроме самодеятельных коллективов так же существуют смешанные аутентично-самодеятельные ансамбли, в состав которых входят и подлинные мастера-импровизаторы и самодеятельные певцы.
Некоторые понятия
Жанр - внутреннее подразделение видов искусства, сложившееся в процессе художественного освоения действительности.
Стиль - совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени.
Диафрагма – непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких.
Резонатор - полость, заключенная в упругие стенки, имеющая выходное отверстие и отзывающаяся на определенные звуковые тоны.
Дикция – четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка.
Орфоэпия – правильное произношение текста в песне.
Пение в маску – пение с полным использованием верхних резонаторов, пение в высокой звуковой позиции, которая является верхней опорой звука, в то время как дыхание нижняя опора звука.
Артикуляционный аппарат - анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, челюсть, зубы, губы, носоглотку и резонаторные полости.
Артикуляция - правильно поставленная речь, правильно выстроенные логические ударения.
Голосовой режим – гигиена голоса.
Певческий механизм – органы слуха, голосовые органы и органы дыхания.
Пение – физиологический процесс, связанный с деятельностью человеческого организма.
Дыхание – в основном процесс непроизвольный, но, тем ни менее, человеку доступно в известной степени руководить этим процессом