Концертно-сценические формы исполнения

№1. Концерт-лекция.

Руководитель или ведущий комментирует происходящее на сцене, а исполнительский состав иллюстрирует рассказ.

№2. Концерт non stop.

Концерт, составленный из отдельных номеров или песенно-инструментально-хореографических блоков с участием ведущего, объявляющим их последовательность или без объявления совсем.

№3. Концерт сквозного развития.

Номера в концерте объединяются в единый сюжет или отдельные фрагменты специально написанным текстом, исполняющим роль связующего звена.

Эти формы моут использоваться как в чистом, так и в комбинированном виде.

№4. Фольклорный спектакль или музыкально-фольклорная пьеса.

Есть действующие лица, персонажи. Применяются художественных средств характерных для театрального искусства.

Виды ансамблей:

- бытовой аутентичный ансамбль (носители и хранители подлинной традиции);

- самодеятельные репродуцирующие коллективы (ансамбли воссоздающие народную культуру);

- аутентично-самодеятельные коллективы (ансамбли, участниками которых являются подлинные исполнители и певцы-любители);

- профессионально-любительские коллективы (исполнители – профессиональные музыканты, для которых участие в ансамбле не является основной работой);

- учебные коллективы.

Жанрово-стилевые признаки фольклорного направления

К фольклорному направлению можно отнести коллективы имеющие следующие признаки:

- единство коллективного и персонифицируемого начал;

- использование певческой манеры близкой к аутентичной;

- сохранение диалектных особенностей при исполнении;

- единый динамический нюанс;

- элементы варьирования и импровизации;

- характерный репертуар;

- наличие в репертуаре протяжной песни;

- наличие народного инструментария, владение приемами игры на народных инструментах.

Жанровые особенности и современные формы русского народно-певческого исполнительства

Народное музыкально-певческое исполнительство – особый жанр искусства. Отличающийся ярко выраженной национально-самобытной спецификой исполнения.

Народно-певческое исполнительство – синкретичный жанр искусства, объединяющий в себе: вокальное, хореографическое, инструментально и драматическое виды искусств. Это – особая манера исполнения, обладающая специфичной характерностью звучани и особенностью использования выразительных средств. Партитура с подголосочным голосоведением – основная организация многоголосия в русском народном песнетворчестве.

Народно-певческие коллективы – творческий и исполнительский организм, опирающийся на импровизационный характер исполнения.

Самодеятельные фольклорные ансамбли

Самодеятельные фольклорные ансамбли организуются при клубных и учебных заведениях, методических центрах и студиях. Фольклорное движение охватывает все возрасты и социальные слои. По возрастному и социальному составу фольклорные коллективы могут быть однородными (юношеские, молодежные), смешанные (объединяющие людей разного возраста), могут объединять людей одной профессии или разных. Наиболее многочисленными являются детские фольклорные коллективы. Самодеятельные коллективы по-разному решают задачу пропаганды и популяризации фольклорного искусства. Одни стремятся к подлинности в любом творческом проявлении, другие большее внимание уделяют аутентичности в песнетворчестве, третьи пытаются «вписать» народную традицию в рамки эстрадного искусства.

Разнообразны самодеятельные коллективы и по исполнительскому составу. Среди них встречаются и чисто вокальные, и вокально-хореографические, и вокально-инструментально-хореографические. Различен количественный и качественный состав коллективов. Численность участников может достигать 15-17 чел, а может представлять собой камерную форму, не превышающую пяти исполнителей. Качественный состав: женский, мужской и смешанный. Освоение фольклорных материалов осуществляется разными путями. Песни разучиваются и по нотированным партитурам, и на слух. Многие коллективы пытаются возродить импровизационно-варьированный характер музицирования. Разнообразна и творческая направленность фольклорных коллективов. Некоторые ансамбли специализируются на песнях одной региональной исполнительской традиции, другие - на нескольких, но близким по стилевым признакам и особенностям, третьи – стремятся освоить многие традиции. Кроме самодеятельных коллективов так же существуют смешанные аутентично-самодеятельные ансамбли, в состав которых входят и подлинные мастера-импровизаторы и самодеятельные певцы.

Некоторые понятия

Жанр - внутреннее подразделение видов искусства, сложившееся в процессе художественного освоения действительности.

Стиль - совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени.

Диафрагма – непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких.

Резонатор - полость, заключенная в упругие стенки, имеющая выходное отверстие и отзывающаяся на определенные звуковые тоны.

Дикция – четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка.

Орфоэпия – правильное произношение текста в песне.

Пение в маску – пение с полным использованием верхних резонаторов, пение в высокой звуковой позиции, которая является верхней опорой звука, в то время как дыхание нижняя опора звука.

Артикуляционный аппарат - анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, челюсть, зубы, губы, носоглотку и резонаторные полости.

Артикуляция - правильно поставленная речь, правильно выстроенные логические ударения.

Голосовой режим – гигиена голоса.

Певческий механизм – органы слуха, голосовые органы и органы дыхания.

Пение – физиологический процесс, связанный с деятельностью человеческого организма.

Дыхание – в основном процесс непроизвольный, но, тем ни менее, человеку доступно в известной степени руководить этим процессом

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: