Классификация и международные стандарты

Основы защиты общих прав человека были заложены приняти- ем Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Пак- том о гражданских и политических правах человека 1966 г. и Пак- том об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г., которые дали толчок к разработке и заключению многочис- ленных конвенций по правам человека.

По факту вступления Российской Федерации в Совет Европы Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. является частью ее правовой системы.

Права человека в международном праве – это совокупность принципов и норм, определяющих правовое положение лица в любом современном обществе.

Устав ООН содержит положения о правах человека и основных свободах. И права, и свободы – гарантированная законом мера воз- можного поведения лица или группы лиц. Разница заключается в том, что порядок реализации прав показательно регламентируется и обес- печивается, а свободы рассматриваются как область человеческого поведения, которую государство призвано уважать.

В международно-правовых документах, таких как Пакт о граж- данских и политических правах человека 1966 г. и Пакт об экономи-


ческих, социальных и культурных правах человека 1966 г. все права человека делятся на пять групп:

1) гражданские права: право на жизнь; неприкосновенность личности; свободу личности; свободу передвижения; равенство перед судом; презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказа- на; безопасность личности; свободу от произвольного ареста, задер- жания или изгнания; гласное, с соблюдением всех требований спра- ведливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным су- дом; свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; свободу совести, мысли и религии и др.;

2) политические права: право на участие в управлении своей страной; равный доступ к государственной службе в своей стране; свободу убеждений и свободное выражение их; свободу мирных ас- социаций и собраний и др.;

3) экономические права: право на владение имуществом; право народа свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и др.;

4) социальные права: право на труд и свободный выбор профес- сии; равную оплату за равный труд; свободно создавать профессио- нальные союзы; справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование; вступление в брак и создание семьи; защиту материнства и детства; отдых и досуг; жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и бла- госостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход); социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидно- сти, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам и др.;

5) культурные права: право на защиту моральных интересов, яв- ляющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора; образование; участие в культурной жизни; пользование результатами научного прогресса и их практическое применение и др.

Существует классификация прав человека в соответствии с хро- нологическими критериями, которая получила в международно- юридической литературе название «концепция трех поколений прав человека». В соответствии с ней права человека делятся на три основ- ные группы:


1) первое поколение – гражданские и политические права, осо- знание и декларация которых начинаются с периода Великой фран- цузской революции;

2) второе поколение – социально-экономические и культурные права, которые нашли отражение в международно-правовых актах сразу после Второй мировой войны;

3) третье поколение – право на мир, здоровую жизненную среду, развитие, разоружение – с 1960-х гг., так называемые коллективные права. Данные права принадлежат крупным объединениям индивидов (народам, нациям). Кроме того, к коллективным правам относятся права на самоопределение, свободно распоряжаться своими есте- ственными богатствами. В рамки третьего поколения прав умещаются так называемые естественные права человека – право на жизнь, сво- боду, личную неприкосновенность.

Международно-правовые обязательства, развивающие и конкре- тизирующие принцип уважения прав человека, часто называют меж- дународными стандартами в области прав человека. Это обязатель- ства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдик- цией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т. д.). Стандарты могут быть универсальными, т. е. признанными во всем мире, и региональными. Международно-правовые стандарты обычно закрепляются в различ- ного рода документах, являющихся источниками международного права и носящих морально-политический характер.

 



МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛ АСТИ

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Вопросами прав человека на международном уровне занимают- ся многочисленные государственные и негосударственные организа- ции, создающие механизм сотрудничества в области прав человека. Механизм сотрудничества в области прав человека представлен тремя уровнями: глобальным, региональным и национальным.


Глобальный уровень сотрудничества в области прав человека представлен Организацией Объединенных Наций, органы которой можно разделить на политические и экспертные.

Правами человека в той или иной степени занимаются все глав- ные органы ООН, включая Генеральную Ассамблею и ЭКОСОС.

К ведению Генеральной Ассамблеи ООН относится содействие осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без разли- чия расы, пола, языка и религии.

Ежегодно Генеральная Ассамблея на своих сессиях сначала в рамках Третьего комитета, специально занимающегося вопросами прав человека, а затем на своих пленарных заседаниях принимает большое число резолюций, хотя и имеющих лишь рекомендательный характер, но обладающих значительным морально-политическим эф- фектом. На них опираются политические и общественные организа- ции и движения. Такого рода документы создают климат и фон при обсуждении вопросов прав человека на различных международных форумах. Наконец, нередко они являются базой для разработки бу- дущих документов, обязательных для соблюдения государствами.

Экономический и Социальный совет дает рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. На его ежегодных сессиях проблемы прав человека – главней- шие среди других вопросов экономического и социального характера.

Комиссия ООН по правам человека – функциональная комиссия ЭКОСОС в этой области. Она состоит из 54 представителей госу- дарств-членов ООН, избираемых ЭКОСОС на трехлетний период. В ее рамках действуют различные рабочие группы, специальные до- кладчики по тем или иным проблемам прав человека. На своих еже- годных сессиях Комиссия принимает большое число резолюций прак- тически по всей проблематике прав человека. Среди функций Комис- сии – проведение исследований, представление рекомендаций ЭКОСОС. Комиссия содействует также кодификации и прогрессив- ному развитию международного права в области прав человека, под- готавливая проекты международных деклараций, соглашений и дру- гих документов.

Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств – вспомогательный орган Комиссии. Состоит из 26 экс- пертов, работающих в личном качестве. В ведение Подкомиссии вхо-


дят проведение исследований, представление Комиссии докладов и рекомендаций. На своих ежегодных сессиях она принимает также значительное число резолюций по вопросам прав человека.

Заметный вклад в решение проблематики прав человека вносят специализированные учреждения ООН, такие как МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО.

К ведению МОТ относится вся сфера регулирования трудовых отношений – важнейших в жизни большинства людей, а ВОЗ решает вопросы поддержания здоровья обитателей нашей планеты.

Велика роль и ЮНЕСКО. Так, можно отметить ее вклад в реше- ние вопросов регулирования деятельности средств массовой инфор- мации в интересах прав человека.

Постоянно действуют экспертные органы, созданные на основе универсальных договоров в области прав человека. На основе Меж- дународного пакта о гражданских и политических правах человека работает Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в составе 18 экспертов был создан ЭКОСОС для рассмотрения докла- дов о выполнении Международного пакта об экономических, соци- альных и культурных правах человека.

В соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации действует Комитет по ликвидации расовой дискриминации, состоящий из 18 экспертов.

На основе Конвенции о правах ребенка функционирует Комитет по правам ребенка, состоящий из 10 экспертов.

Комитет против пыток в составе 10 экспертов действует в соот- ветствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловеч- ных или унижающих достоинство видов обращения и наказания че- ловека.

Наконец, в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин учрежден Комитет по ликвида- ции дискриминации в отношении женщин, состоящий из 23 экспертов.

Все эти комитеты созданы для рассмотрения осуществления соот- ветствующих конвенций. Их члены являются не представителями госу- дарств, а экспертами, обладающими высокими моральными качествами и компетентностью в областях, охватываемых данными многосторон- ними договорами. Они избираются государствами-участниками из чис-


ла своих граждан и выступают в своем личном качестве. При этом в ко- митетах должны быть справедливое распределение и представительство государств с учетом географического положения, различных форм ци- вилизации, а также основных правовых систем.

Как уже отмечалось, принципы и нормы в области соблюдения прав человека формулируются в документах как глобального, так и регионального характеров. К региональным организациям, занимаю- щимся правами человека, можно отнести Организацию американских государств (ОАГ), Совет Европы (СЕ), Организацию африканского единства (ОАЕ), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организацию «Исламская конференция».

На Американском континенте действует ряд документов кон- венционного характера по правам человека, среди которых централь- ное место занимает Межамериканская конвенция о правах человека 1969 года.

Африканские страны, подчеркивая свою специфику развиваю- щихся государств, приняли, в частности, Африканскую хартию прав человека и народов 1981 года.

ОБСЕ накопила значительный опыт сотрудничества по гумани- тарным вопросам, важнейшей вехой которого был, без сомнения, За- ключительный акт СБСЕ (переименовано в ОБСЕ в 1994 г.) 1975 г.

Для Организации «Исламская конференция» свою предметную юридическую значимость несет документ под названием Каирская декларация о правах человека по исламу 1990 года.

Значительный опыт в области прав человека накопил Совет Евро- пы, Россия вступила в него в феврале 1996 г. и приняла на себя соответ- ствующие обязательства. Система региональной защиты прав человека и основных свобод в рамках Совета Европы функционирует на основе целого ряда документов, и прежде всего обязательного конвенционного характера, центральным из которых является Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, затем дополненная 11 протоко- лами. Эти акты касаются предотвращения пыток, прав женщин и детей, рабочих-мигрантов и широкого круга других вопросов прав человека. Россия присоединилась к этой Конвенции в 1998 г.

Постановочное международно-правовое значение несёт в себе институционно обустроенная система обеспечения прав человека в параметрах Содружества Независимых Государств (СНГ). Из приня-


тых в рамках этой региональной организации документов в области прав человека следует отметить Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.) и Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 года (вступи- ло в силу в ноябре 1994 г.).

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: