АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
преподавателя физики
Мишина В.А.
«ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
ЧЕРЕЗ ПРАВОСЛАВИЕ»
2004 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Мироощущение человека в современном обществе
Пространство и методы воздействия:
- Внедрение идеи «успеха» и «успешности»
- Сексуальность
- Страх
- Отлучение от красоты
- Образование
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ 2)
Понятие «внешнее Я»
Понятие «врастание»
Законы мироздания (физические и нравственные)
НЕОБХОДИМОСТЬ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ
(ПСИХОЛОГИЯ ВЕРУЮЩЕГО)
Позитивное значение веры
Причины богоборчества
Обоснование необходимости духовного воспитания
Проблемы практического внедрения духовного воспитания
ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ
НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Виды познавательной деятельности
Роль науки в постижении бытия
Критерии в науке
Наука и мировоззрение
|
|
Наука и религия
Некоторые выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Последние несколько лет в прессе и в обществе с нарастающим ожесточением идет дискуссия по вопросу преподавании в общеобразовательных светских учреждениях предметов религиозного характера. Может быть, моя работа не окажет достаточного влияния на решение данного спора, да и затевалась она не в связи с происходящей дискуссией. Однако мне показалось необходимым выразить и свою точку зрения, тем более что я имею слишком свежий опыт первого соприкосновения с православной культурой, при том, что я занимаюсь преподавательской деятельностью вот уже почти двадцать лет. В свое время я интересовался не только философией, но и вопросами религии, особенно меня влекли столь модные религиозные и теософские течения, родившиеся на Востоке, хотя многие не без влияния Запада. Природное неприятие всего, что связано с религиозным фанатизмом, и некое внутреннее сомнение при виде многих слишком увлекающихся людей всякого рода оккультными чудесами уберегли меня от общения с какими-либо сектами. Однако я имею некоторый опыт наблюдений за людьми такого рода, которые довольно страстно увлекались практикой различных медитаций, каких-либо других попыток проникновения в собственное подсознание или подсознание других людей. К сожалению, эти наблюдения чаще всего неутешительны. Я знаю очень много подобных «практикантов», которые рано или поздно оказывались под наблюдением психиатров с диагнозами расстройств или существенных деформаций собственной психической деятельности. Молодое поколение лишено информации о действительной деятельности и целях всех многочисленных современных сектантских групп. При этом не имея никакого представления о вопросах истории религии, сущности религиозной жизни, не имея представлений мировоззренческого характера, не получая в современной школе какого-либо воспитания – идейного, духовного, нравственного, но при этом испытывая тягу к вопросам смысла бытия вообще и смысла своей собственной жизни, оказывается в плену талантливых манипуляторов. Но эти манипуляторы как раз-то и имеют великолепные знания в области психиатрии, истории, религии, философии. И именно по этой причине наши дети становятся скинхедами, кришнаитами, членами скрытых и явных дьяволопоклоннических сект и групп. Складывается впечатление, что само государство попустительствует такому положению вещей, с одной стороны, всеми силами не допуская в образование предметов мировоззренческого и религиозного характера, а с другой стороны, ликвидировав цензурные заслоны в средствах массовой информации. Я понимаю, что взрослым не интересно смотреть молодежные передачи, или молодежные телеканалы, или журнал для подростков «Кул». Однако поинтересуйтесь внутренним миром наших детей. У меня лично складывается впечатление, что реализовывается некая цель: создать слабое в духовном отношении поколение, оторванное от каких либо идеалов вообще, кроме одного – идеала потребления, идеала непрерывного удовольствия, идеала «яркой», «красивой» жизни. И этот идеал внедряется в подсознание человека с самого раннего детства. Ярчайший тому пример – беспрецедентно популярная куколка Барби, заброшенная в детскую комнату ребенка, как только он начал говорить. Всем своим «прекрасным» видом на протяжении всего детства она будет говорить ребенку: «Я твой идеал, посмотри какая я красивая, нет, я не просто красивая, а невероятно привлекательная, каждый захочет со мной дружить. Вдруг ты не будешь такой, как я? Вот будет трагедия всей твоей жизни. Будь как я. Мечтай об этом, всем жертвуй ради этого».
|
|
Человек существо не только разумное, не только эмоциональное. Человек еще к тому же существо и внушаемое. Практически, используя современные средства массовой информации и новейшие технологии психологической обработки, из человека можно «лепить» существо с любыми, наперед заданными свойствами. Видимо кого-то устраивает идеал Алибасова, Моисеева, Сердючки, Агузаровой, Ханги, новоиспеченных картонных Звезд с одноименной фабрики.
Мне хотелось бы верить, что человек, кроме всего прочего, еще и существо, созданное по образу и подобию Божьему. И именно поэтому я и попытался через данную работу отдать свой голос в пользу необходимости воспитания в школе через православие.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Приступил, было к написанию этой главы, и удивился: почему, выполняя какую-либо официальную работу, мы начинаем говорить на казенном, мертвом языке? А, впрочем, не секрет. В психологии известен факт: стиль задает статус. Хочешь создать впечатление научности, интеллектуальности, дабы уменьшить фактор критики или даже избежать ее? Хочешь уважительного отношения? – употребляй больше научных терминов, слов иностранного происхождения и вообще больше «непонятностей». Попробуйте в рабочей дискуссии сказать оппоненту: «Это слишком лапидарно», «Указанная вами корреляция не репрезентативна». Оппонент, скорее всего, проглотит это неудобоваримое блюдо, дабы не показать свою необразованность.
Мы всегда в масках, разных в зависимости от ситуации. Мы всегда играем роли в гостях, на работе, с начальством, в семье… Мы уже не помним, какие мы есть на самом деле.
Мы притворяемся и лжем, даже оставаясь наедине с самими с собой. И детей своих мы учим искусству актерства в лучшем случае, в худшем - изворотливости и лжи. Но вслух мы говорим, что лгать нехорошо. Из «трудных» подростков более трудным считается в школе тот, который не умеет скрывать своих чувств.
|
|
Мне придется излагать свои мысли так, как мне привычно, т.е., по возможности, искренно и по принципу: «что вижу, - то пою», в противном случае я ничего не сумею изложить.