Восприятие, пороги восприятия, законы перцептивной организации

 Восприятие – непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.

В зависимости от целенаправленности, участия воли восприятие делится на две формы: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и произвольное, преднамеренное (целенаправленное).

По модальности рецепторов восприятие подразделяется на зрительное,слуховое и осязательное.

В зависимости от сложности, перцептивной деятельности восприятие бывает симультанным (одноактным) и сукцессивным (поэтапным, последовательным).

Уровни восприятия:

1. сенсорный – чувственный охват объекта, попадание его в поле сознания;

2. перцептивный – осмысление объекта, отнесение его к какой-то категории стороны объекта;

3. деятельностный – взаимодействие с объектом как целью деятельности.

Виды восприятия могут классифицироваться и в соответствии со спецификой объекта отражения (восприятие картины, речи и т. д.). Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но может выступать и в качестве самостоятельной деятельности.

Закономерности восприятия: осмысленность, обобщенность, предметность, целостность, структурность, избирательная направленность, апперцепция, константность.

Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его словом. Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений – узнавание.

Предметность восприятия – это отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Целостность восприятия – это отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности (даже если отдельные его части в этих условиях не наблюдаются).

Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.

Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них.

Апперцепция (восприятие) – это зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности.

Константность восприятия (постоянный) – это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия – освещенности, расстояния, угла зрения.

Виды восприятия выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека, опрос.

Порог восприятия (порог ощущения; порог чувствительности) - величина раздражителя, вызывающего или меняющего восприятие, ощущение; качественный показатель чувствительности анализатора. Пороги восприятия обратно пропорциональны количественному показателю соответственного вида чувствительности. Их существование - центральная закономерность ощущений. Учение о порогах восприятия говорит о том, как, при каких физических параметрах физический стимул может достигнуть сознания. С этим учением связаны такие понятия, как адаптация сенсорная, взаимодействие ощущений.

Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом восприятия. Верхним абсолютным порогом восприятия называется величина раздражителя, при коей ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (например, превращается в болевое, как это бывает при увеличении громкости звука или яркости света). Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением Ощущения, называется разностным (дифференциальным) порогом восприятия.

Измерения абсолютных и порогов дифференциальных восприятия привели к представлению о существовании более или менее широкой "пороговой зоны", внутри коей вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1. Значения всех выделенных видов порогов восприятия меняются в процессах адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов - от пространственно-временных условий раздражения до индивидуальных особенностей функционального состояния наблюдателя.

Перцептивная организация – объединение отдельных элементов стимульного поля в законченные конфигурации. Механизм выделения фигуры из фона, восприятия формы предметов. Важнейший фактор интерпретации ощущений.

Законы или принципы ПО.

1. Закон сходства: сходные элементы объединяются.

2. Закон близости: близко расположенные элементы объединяются.

3. Закон вхождения без остатка: конфигурации образуются с включением в них всех имеющихся элементов.

4. Закон замкнутости: как целое воспринимаются элементы, имеющие тенденцию к замыканию.

5. Закон хорошей линии:

6. Закон общей судьбы: движущиеся в одном направлении предметы воспринимаются как целое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: