Требования к написанию курсовых работ по дисциплинам

 

Курсовая работа (КР) – это исследовательская работа, которая представляет собой самостоятельное исследование, связанное с разработкой конкретных проблем, определяемых спецификой данной профессионально-образовательной программы с обязательным отражением результатов и выводов, полученных лично автором для решения теоретических и прикладных задач направления 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование. Курсовая работа как форма самостоятельной учебной деятельности студентов направлены на:

· совершенствование психологических знаний по отдельным темам, их углубление по интересующей студента проблеме;

· обучение применению этих знаний для решения прикладных задач;

· формирование умений и навыков психологического исследования, научно-исследовательской работы;

· приобретение умений и навыков практической психологической работы.  

В процессе проведения научных исследований студенты должны овладеть следующими умениями:

1. работать с основной научной литературой по проблеме;

2. последовательно излагать сущность рассматриваемых вопросов;

3. интерпретировать понятийный и терминологический аппарат;

4. владеть стилем научного изложения (уровень языковой грамотности);

5. грамотно оформлять рукописи (научного текста);

6. определять методы решения проблемы, выбирать методики научно-психологического исследования;

7. обрабатывать, анализировать и интерпретировать полученные эмпирические данные, оценивать и доказывать эффективность проведенного исследования или психологической коррекции;

8. формулировать выводы и психолого-педагогические рекомендации;

9. вести дискуссию на предзащите курсовой работы.

Задачи и требования к выполнению курсовых работ определяются кафедрой педагогики. В зависимости от направленности исследования и характера решаемых задач выделяют следующие типы научных исследований, представленных в курсовых работах:

1. Эмпирические исследования ориентированы на проверку теоретических гипотез путём сбора, обработки и обобщения данных, выявления и анализа документов и фактов. Квалификационные признаки:

· постановка конкретной задачи эмпирического исследования;

· характеристика объекта исследования, используемой информации, методов её сбора и обработки;

· представление результатов исследования и содержательная интерпретация полученных результатов (новых фактов), их значения для соответствующей отрасли знаний.

2. Прикладные исследования ориентированы на применение научных знаний и методов к решению практически значимых проблем, как правило, в увязке с конкретными условиями места и времени. Квалификационные признаки:

· характеристика объекта исследования и решаемой прикладной задачи, включая интерпретацию решаемой задачи с точки зрения существующего научного инструментария, характеристика избранной методологии и методики её решения;

· характеристика используемых данных (фактов), степени их надёжности, адекватности применяемых методов их анализа;

· изложение результатов исследования (и/или предлагаемых решений) и аргументов в пользу полученных выводов (решений) в сопоставлении с альтернативными вариантами решения аналогичных задач; характеристика сферы возможного применения полученных результатов за рамками проблемной ситуации, служившей непосредственным объектом изучения.

3. Комплексные исследования решают одновременно задачи двух или более типов (например, теоретические и эмпирические, эмпирические и прикладные, методологические и теоретические и т.д.). Применяется комплекс признаков, отвечающий набору исследовательских задач, решаемых в КР. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. Основное содержание представленной к предзащите научной работы может быть апробировано в форме докладов в ходе научно-практических конференций разного уровня организации (Всероссийских, региональных и пр.).

 

Методология научного исследования

Для студента важно знать не только основные положения, характеризующие КР, но и иметь представление о методологии и организации научно-исследовательской работы на всех этапах выполнения КР. Упрощенный алгоритм работы над КР представлен в схеме 1.


Схема 1



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: