Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка развития- следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, дизентерии. Длительные, тяжело протекающие, часто хронические заболевания резко снижают психический тонус детей. Несмотря на то, что первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне не продуктивным в процессе школьных занятий. Таким образом, нередко выраженная мозговая дисфункция в сочетанием со снижением психического инфантилизма, при котором эмоционально – волевая сфера отличается незрелостью при относительной сохранности интеллекта.
ЗПР церебрально-органического происхождения
Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур.
Причинами разнообразных отклонений в развитии мозга являются патология беременности, в том числе тяжелый токсикоз, перенесенный матерью вирусный грипп, малярия, гепатит, алкоголизм и наркомания матери или отца; родовые патологии, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия (удушье плода), тяжелые заболевания на первом году жизни (нейроинфекция), тяжелые инфекционные заболевания.
|
|
Перечисленные особенности учащихся являются серьезным препятствием в их обучении. Дети с ЗПР нуждаются в систематической лечебно – психолого-педагогической помощи.
При заинтересованности со стороны учителя, индивидуальном подходе, интенсификации обучения эти дети сравнительно легко могут заполнить пробелы в своих знаниях.
Особенности психических процессов у детей с ЗПР
Особенности мышления.
Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления.
Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающих детей ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Оно проявляется во всех компонентах структуры мышления:
1.В дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избежание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания.
2.Нерациональности регуляционно - целого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель.
3.В длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения.
4.В нарушении динамически сторон мыслительных процессов.
У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно – действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).