Технология обучения тактическим действиям

В процессе обучения каждому разделу тактики игры условно вы­деляют несколько этапов.

На первом этапе ведется работа по развитию у занимаю­щихся специфических качеств и способностей, которые составляют основу успешных тактических действий. Ведущее место здесь зани­мают подготовительные упражнения для развития быстроты реакций и ориентировки; упражнения на переключение от одних двигатель­ных действий к другим, подвижные и спортивные игры, специаль­ные эстафеты.

На втором этапе в ходе совершенствования технических приемов целенаправленно формируются тактические умения, т.е. разучиваются индивидуальные тактические действия.

Ученикам рассказывается о назначении и возможных условиях вы­полнения изучаемых приемов. По мере усвоения основ движения в упрощенных условиях прием выполняется в вариативных ситуациях: в ответ на звуковые или зрительные сигналы; в ответ на изменение расположения соперников или партнеров; в ситуации выбора ответ­ных действий только на определенные сигналы и т. п. Далее условия усложняются введением различного рода помех. Вначале пассивного характера, а затем с постепенным увеличением активности противо­действия. Поиск способов рационального преодоления этих помех и многократное повторение правильно выбранного способа действий составляют основу формирования индивидуальных тактических уме­ний. Затем они закрепляются в условиях игрового единоборства.

Третий этап обучения тактике игры направлен на усвоение тактических взаимодействий нескольких игроков.

Любое групповое действие игроков разучивается в такой после­довательности:

1) рассказ и показ на схеме или демонстрационной доске взаимо­действий нескольких игроков;

2) разучивание направления, характера перемещений и содержания действий каждого игрока непосредственно на площадке в условиях пассивного противодействия соперника и в замедленном темпе;

3) воспроизведение взаимодействия на контролируемой скорости и с ограниченной активностью соперника, задаваемой педагогом;

4) то же, но с активным противодействием в игровых условиях на ограниченном участке площадки;

5) выполнение изучаемого взаимодействия в двусторонней учеб­ной игре без каких-либо ограничений активности нападающих и за­щитников.

Групповые действия игроков составляют основу различных так­тических систем ведения игры, в которых участвуют все игроки ко­манды, т.е. являются структурными компонентами командных действий в нападении и защите.

Четвертый этап обучения тактике баскетбола посвящен, освоению взаимодействий между всеми игроками команды, нахо­дящимися на площадке.

Командные действия изучаются в той же последовательности, что и групповые. В ходе обучения игроки, прежде всего, должны усвоить начальную расстановку на площадке. Затем они подробно знакомятся со всей схемой маневрирования и содержанием действий. Далее уточняются отдельные звенья взаимодействий и, наконец, дей­ствия всех игроков снова сводятся воедино.

Следует подчеркнуть, что командные тактические действия изуча­ются при участии большого количества игроков и в условиях двусто­роннего противоборства, что создает определенные трудности на от­дельных этапах обучения. Преодолению возможных трудностей спо­собствует введение плановых ограничений в действия обороняющих­ся или нападающих в пространстве и во времени. Наиболее распро­страненными из них являются: регламентирование участков площад­ки, где разрешены или запрещены те или иные технико-тактические действия; жесткое лимитирование количества повторений опреде­ленных приемов и их сочетаний в одной игровой фазе; временный запрет на некоторые действия; уменьшение или увеличение времени владения мячом и др.

Пятый этап обучения тактике игры – этап комплексного со­вершенствования изученных тактических действий. Он характе­ризуется их многократным воспроизведением в различной последо­вательности и в разных сочетаниях в игровых условиях.

Это могут быть двусторонние учебные игры с различным числен­ным составом команд: при количественном равенстве (2x2, 3x3, 4x4, 5x5) или неравенстве (2x1, 3x2, 4x3, 5 х 4 и т.д.) игроков. Стимулировать выполнение установок на игру можно поощрением в виде начисления дополнительных премиальных очков за успешное воспроизведение заданных технико-тактических действий либо наказанием в виде наложения «штрафных» санкций путем лишения уже набранных очков в случае отсутствия попыток их применения.

Наиболее объективным критерием усвоения тактики игры и в то же время действенным средством ее дальнейшего совершенствова­ния является участие занимающихся в соревнованиях различного уровня: чемпионатах класса, школы, города, области и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: