В основе тактических взаимодействий трех игроков лежат индивидуальные действия без мяча и с мячом, а также разновидности взаимодействий двух игроков: «передай мяч и выходи», заслоны, наведение и пересечение.
В современном баскетболе из взаимодействий трех игроков наибольшее распространение имеют: «треугольник», «тройка», «малая восьмерка», «скрестный выход», «сдвоенный заслон» и «наведение на двух игроков».
«Треугольник» – простое, но эффективное взаимодействие при контратаке в ситуации 3x2 или при розыгрыше мяча в позиционном нападении.
В начальном расположении игроки занимают позиции на дальних подступах к корзине, образуя треугольник, основанием обращенный в сторону атаки. Игрок с мячом занимает вершину треугольника и соответственно должен находиться дальше от щита соперников, чем два его других партнера.
При скоростной контратаке в ситуации численного перевеса нападающие, используя ведение мяча, передачи и выход на свободную позицию, выводят на завершающий бросок своего партнера. При умелых действиях нападающих такая атака, как правило, завершается из-под щита без активного противодействия броску со стороны защитников.
|
|
Рисунок 8. Рисунок 9.
В позиционном нападении взаимодействие «треугольник» проводится без смены мест (рис. 8) и со сменой мест по принципу «передай мяч и выходи». При розыгрыше мяча используют быстрые передачи с возвращением его в вершину треугольника. После каждой выполненной передачи игрок стремится за счет финтов освободиться от опеки и занять выгодное для атаки корзины положение. Туда и должна своевременно последовать выводящая на бросок мяча передача.
«Тройка» – взаимодействие, основанное на использовании заслона для выхода с получением мяча (рис. 9). Начальная расстановка нападающих напоминают тот же треугольник, но его расположение на площадке по отношению к корзине может быть разным: с вершиной на трехочковой линии и основанием, обращенным к корзине, или с вершиной у боковой линии и основанием, обращенным к другой боковой. Мяч при этом всегда у игрока, находящегося в вершине условного треугольника.
Нападающий с мячом начинает взаимодействие передачей в одну сторону, а сам направляется для постановки заслона в другую, где его партнер предварительно сближается с защитником и, используя заслон, выходит на свободную позицию. Этому игроку и доставляется мяч для завершающего броска.
В зависимости от действий защитника возможны три варианта выхода из-под заслона:
|
|
• если защитник неотступно следует за нападающим до вершины заслона, применяют «круговой выход» – прорыв вокруг заслона к щиту для получения мяча и завершения атаки из-под корзины;
• когда защитник прорывается по низу, используя «проскальзывание», результативным будет «отскок от заслона» в сторону или назад для получения передачи и атаки корзины позиционным броском без сопротивления;
• если защитник упреждающе смещается в сторону заслона (прорывается по верху), препятствуя наведению, эффективным станет «врывание за спину соперника» (движение от заслона) с последующим получением мяча для броска из-под кольца.
Игрок, поставивший заслон лицом к сопернику, после блокирования защитника поворачивается кругом и на ближней к корзине ноге поддерживает атакующие действия партнера с мячом, как при взаимодействии «двойка».
Чтобы разыгрываемое взаимодействие было результативным, каждый игрок должен использовать соответствующие обманные движения и согласовывать свои действия с партнерами по команде во времени и пространстве.
«Скрестный выход» (рис. 10) базируется на пересечении и наведении. Его можно проводить: 1) прямо перед щитом соперника при участии центрового и двух игроков задней линии нападения; 2) от боковой линии, когда взаимодействуют центровой, форвард и защитник.
В первом случае игроки в начальной расстановке образуют треугольник, обращенный вершиной к щиту противника, и центровой занимает позицию спиной к корзине. Во втором – треугольник, обращенный вершиной к противоположной боковой линии, а центровой находится в средней позиции на «усах» трехсекундной зоны. Мячом может владеть любой из партнеров центрового.
Рисунок 10.
Взаимодействие начинается передачей центровому с последующими диагональными перемещениями двух игроков в его направлении и пересечением перед ним. Благодаря этому маневру, а также возможному наведению защитников на центрового один из проходящих нападающих освобождается от опеки, получает от него мяч из рук в руки и завершает атаку броском в движении из-под щита. Партнеры поддерживают атакующего в готовности подобрать мяч в случае его промаха. Возможным продолжением атаки может быть и бросок мяча самим центровым после поворота в сторону корзины, если защитники осуществляют переключение на прорывающихся игроков или пытаются заранее предугадать развитие атакующих действий.
Основные правила, которыми следует руководствоваться при осуществлении «скрестного выхода»:
• первым мимо центрового проходит игрок, направивший ему мяч;
• выход должен быть стремительным и применяться в сочетании с предшествующим финтом вышагиванием или скрестным шагом;
• игроки обязаны проходить вплотную к центровому, чтобы между ними не смог прорваться ни один сопровождающий защитник;
• центровой может передавать мяч из рук в руки любому партнеру, но чаще в более выгодном положении оказывается второй проходящий игрок.
«Малая восьмерка» – взаимодействие, предназначенное для розыгрыша мяча на задней линии нападения и построенное на многократном наведении и пересечении нападающих («плетение кружев»). При этом пути движения игроков напоминают вытянутую и несколько выгнутую в середине цифру 8 (рис. 11).
Рисунок 11.
Начальное расположение нападающих соответствует взаимодействию «треугольник», мячом владеет средний игрок.
Игрок с мячом начинает дриблинг в сторону одного из партнеров, который одновременно направляется навстречу ему и получает передачу из рук в руки в момент пересечения. Далее игрок, передавший мяч, делает короткий рывок к корзине с последующим восстановлением позиции на фланге, а нападающий с мячом, используя ведение, следует в направлении третьего партнера, также совершающего встречное движение. В момент их пересечения происходит аналогичная передача мяча из рук в руки. Дриблер вновь занимает место в середине площадки, замыкая «восьмерку», а снабдивший его мячом партнер после короткого рывка к корзине располагается уже на другом фланге атаки и т.д. Цикл передвижений нападающих по «восьмерке» продолжается несколько раз.
|
|
Взаимодействие используется для удержания мяча, а также в целях подготовки условий для результативной атаки. Наиболее перспективными вариантами продолжения взаимодействия считаются: проход к щиту противника в момент пересечения, воспользовавшись несогласованностью действий защитника; дистанционный бросок мяча после неожиданной остановки нападающих в момент передачи мяча из рук в руки, используя наведение; передача на фланг освободившемуся от опеки игроку и его последующий проход-бросок в случае попытки соперников организовать групповой отбор мяча в середине площадки с участием крайнего защитника.
«Малая восьмерка» будет успешной, если взаимодействующие игроки выполняют ряд требований:
• ведут мяч дальней от соперника рукой без зрительного контроля;
• при владении мячом постоянно угрожают проходом к корзине;
• для получения мяча следуют наружу, т. е. в дальнюю от щита противника сторону, и передача из рук в руки соответственно осуществляется в сторону от защитников;
• при пересечении проходят рядом друг с другом, надежно передавая мяч, не оставляя шансов обороняющимся добраться до него;
• непрерывно держат в поле зрения мяч и контролируют игровую ситуацию;
• своевременно выходят для получения мяча и мяч постоянно находится в середине площадки;
• передвигаются быстро, решительно и уверенно;
• мгновенно используют ошибочные и несогласованные действия
«Сдвоенный заслон» и «наведение на двух игроков» – взаимодействия, при которых нападающий с мячом или без мяча освобождается от опеки противника благодаря постановке заслона одновременно двумя партнерами (рис. 12) или с помощью наведения на двойную преграду (рис. 13).
|
|
Рисунок 12. Рисунок 13.
Любое тактическое групповое взаимодействие игроков в нападении разучивается в такой последовательности:
1) рассказ и показ на схеме или демонстрационной доске взаимодействий нескольких игроков;
2) разучивание направления, характера перемещений и содержания действий каждого игрока непосредственно на площадке в условиях пассивного противодействия соперника и в замедленном темпе;
3) воспроизведение взаимодействия на контролируемой скорости и с ограниченной активностью соперника, задаваемой педагогом;
4) то же, но с активным противодействием в игровых условиях на ограниченном участке площадки;
5) выполнение изучаемого взаимодействия в двусторонней учебной игре без каких-либо ограничений активности нападающих и защитников.